2016-06-14T02:07:58+03:00
Комсомольская правда
2
Стас ТЫРКИНкинообозреватель

Парадоксы Сокурова

В прошлом году Сокуров вновь потряс Венецию своей последней на сегодняшний день работой «Франкофония». Фото: Zuma\TASSВ прошлом году Сокуров вновь потряс Венецию своей последней на сегодняшний день работой «Франкофония». Фото: Zuma\TASS

14 июня исполняется 65 лет выдающемуся российскому кинорежиссеру

Александр Сокуров окончил исторический факультет Горьковского университета и вгиковскую мастерскую документального кино. Интерес к истории и умение работать с архивным и документальным материалом до сих пор являются определяющими чертами его режиссерской манеры. Как Тарковский, он умеет “запечатлевать время” – настоящее, прошлое, будущее, и это единственное, что роднит этих таких не похожих друг на друга, но часто сравниваемых режиссеров. И еще то, что обоих на родине продолжают считать “элитарными” режиссерами. Хотя если сложить всю прибыль, полученную с их фильмов за все время их демонстрации – а оно исчисляется годами и десятилетиями – они окажутся более коммерческими, чем многие жанровые полотна, оказывающиеся мало кому нужными и у нас, и тем более за границей.

Как это ни парадоксально, Сокуров является одним из самых кассовых и успешных российских режиссеров на Западе. Его "Русский ковчег" в свое время собрал в реальном мировом прокате немыслимые для отечественного фильма 10 миллионов долларов. Авторитет автора "Молоха", "Тельца" и удостоенного венецианского «Золотого льва» «Фауста» в фестивальном мире непререкаем: за новые картины Сокурова борются все главные кинофорумы мира, на их показах всегда гарантирован полный аншлаг.

В прошлом году Сокуров вновь потряс Венецию своей последней на сегодняшний день работой «Франкофония» - лирико-философским, документально-игровым кинематографическим эссе, в котором отражаются его излюбленные темы истории и культуры, их парадоксальных переплетений и влияний на человеческую жизнь.

Сокуров является одним из самых кассовых и успешных российских режиссеров на Западе Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Сокуров является одним из самых кассовых и успешных российских режиссеров на ЗападеФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вдохновленный великой немецкой литературой, “Фауст” был снят на немецком, “Франкофония” – на французском, “Русский ковчег” – само собой, на русском. Французы, посмотревшие “Франкофонию” говорили, что гордятся своей страной – то же чувство испытывали и русские, выходившие с показа “… ковчега” в Каннах. Русский европеец Сокуров каким-то ему одному известным образом входит в менталитет других культур, неустанно говорит о том, что на уровне культур непонимания и вражды не существует.

Его картины объединяет преклонение автора перед гуманитарными ценностями (которые он страстно отстаивает не только в кино, но и в жизни, защищая культурные памятники своего любимого Санкт-Петербурга), незаемная интимность отношений автора с историей, культурой и их творцами. Он и сам ощущает себя частью большой истории как таковой, истории российского кино в частности. Он один из тех немногих режиссеров, что творит с оглядкой на гениев отечественного кино, работавших до него – от Довженко до Тарковского. Имя Сокурова, несомненно, уже находится в этом ряду.

ИНТЕРВЬЮ

Александр Сокуров: Европу ждет неизбежное крупномасштабное столкновение на религиозной почве

- Я не представляю себе жизнь без Старого Света, без христианского принципа, без европейских культур. Надо понимать, что мусульманский мир несет чрезвычайную напряженность. Это мир, где до предела натянуты все нити, они просто звенят. Основных гуманитарных вопросов, общих для человечества, допустим, всего десять, и мы, например, отвечаем на все вопросы «да», а они - «нет». Это совершенно другой культурный и психофизиологический код. И вот это является для меня огромной тайной, мистикой просто. Почему приобщенность к мусульманству порождает другого человека? Другого человека, я настаиваю на этом. Это катастрофическая разница вообще (подробности)

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24