Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды11 июня 2016 9:45

Крёстный отец русской литературы

205 лет назад, 11 июня 1811 года, родился Виссарион Белинский
Разумеется, взгляды этого столичного интеллектуала мало отличаются от риторики «креативного класса» времён фейсбучных истерик

Разумеется, взгляды этого столичного интеллектуала мало отличаются от риторики «креативного класса» времён фейсбучных истерик

В 1840 году 18-летний Коля Некрасов издаёт свой первый поэтический сборник — «Мечты и звуки». Содержание, под стать заглавию, — романтическое: гладкопись, нежность, лирика… Читающая публика принимает книжку скорее сдержанно: дебют неокрепшего дарования, отругаешь или польстишь — всю творческую судьбу испортишь. И лишь критик Белинский разражается отповедью: «куча рифмованных строчек, истёртые чувствованьица». Сломленный резкой оценкой, Коленька скупает все экземпляры собственного опуса, до коих удаётся дотянуться, — и превращается в знакомого нам Николая Алексеевича с «русскими косточками» под железной дорогой, страданиями по крестьянской долюшке и специфическим «воющими» интонациями — такой, если угодно, стихо-Достоевский.

Позднее Некрасов обессмертит своего литературного «крестного отца» в известных даже не читавшим поэму «Кому на Руси жить хорошо» строках: «Эх! эх! Придёт ли времечко, когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесёт?». (Цитирующие сей отрывок, правда, не понимают, что в контексте имеются в виду не книги, а портреты, которые продавали крестьянам прохожие офени-коробейники, но не будем отвлекаться). Кстати, в черновике поэмы Некрасов в этом перечислительном ряду хотел упомянуть и Пушкина, но оставил в качестве икон XIX века лишь двоих: Белинского и Гоголя.

Почему упомянут Гоголь — нам с высоты времени понятно: всё XX столетие с Прустом, Джойсом, Кафкой, Сартром и галлюцинаторным дымком от экспериментов по расширению сознания с помощью запрещённых веществ — уместилось в гоголевских «Петербургских повестях». А вот почему Белинский (в пору создания поэмы уже четверть века покойный — ушедший, подобно многим другим русским гениям, в неполные 37 лет)?

Некрасов обессмертит своего литературного «крестного отца»

Некрасов обессмертит своего литературного «крестного отца»

Лингвопсихологи неоднократно проводили эксперименты по выявлению ассоциативных связей: скажи любому русскому человеку, от Ивана до Равшана, слова «часть лица» — он ответит: глаз; «поэт» — «Пушкин»; фрукт — «Яблоко», драматург — «Островский», и критик — «Белинский».

Именно Белинский указывает на всемирно-культурное значение Пушкина (в 1830-е годы, если для вас это новость, у публики отнюдь не было единодушия насчёт «солнца русской поэзии») — и отливает его посмертный памятник в чеканной формулировке: «Евгения Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Белинский одним из первых, ещё в 1835 году, отмечает в своих статьях талант Гоголя

Белинский одним из первых, ещё в 1835 году, отмечает в своих статьях талант Гоголя

Но мало мудрости в том, чтобы ретроспективно охарактеризовать гения гением после его смерти. Критик должен уметь видеть и восходящую звезду, и, говоря сегодняшним языком, тонко чувствовать тренды.

Белинский одним из первых, ещё в 1835 году, отмечает в своих статьях талант Гоголя. А десять лет спустя, когда Достоевский заканчивает свою первую серьёзную вещь — «Бедных людей» — то «неистовый Виссарион», прочтя рукопись, говорит 24-летнему Фёдору: «Будете великим писателем!»

Разумеется, взгляды этого столичного интеллектуала мало отличаются от риторики «креативного класса» времён фейсбучных истерик: чего стоит одно только «ужасное зрелище страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». Кого-то мне это напоминает, ох, ох.

И всё-таки я хотел бы, чтоб вы прочитали хоть одну из его огромных критических статей — многословных, под стать неторопливости массовых коммуникаций той эпохи. Ведь именно Белинский после выхода «Героя нашего времени» в 1840 году (ещё при жизни Лермонтова) чуть ли не первым отмечает его «сильный и самобытный талант». То есть становится углём, без которого даже самый мощный литературный паровоз останется стоять на месте. А так — идёт-гудёт железная дорога Некрасова; встречаются в вагоне Варшавского-Петербургского сообщения Рогожин и князь Мышкин у Достоевского; катятся на арбе Печорин, Грибоедов и все те реальные и вымышленные герои, крёстным литературным отцом которых стал критик земли русской — Белинский.