Знаменитая колокольня - главная достопримечательность Калязина
Фото: Евгений ВАСИН
Заодно мы отклонимся от стандартного «кольца» в пользу неисхоженных мест дальнего Подмосковья. Открывая новую страницу нашего дневника, мы отправляемся в уездные города, ведомые надеждой на «тишь да гладь» и новые впечатления. Сегодня в программе путешествия старинный Кашин, знаменитый своей колокольней Калязин и «столица бурлаков» Рыбинск.
Калязинская обсерватория встречает гигантской тарелкой. Говорят, здесь расположен второй по величине в России радиотелескоп
Фото: Евгений ВАСИН
Тропкой из страдающей поздней весной столицы стало Дмитровское шоссе - заметно разгрузившаяся после постройки эстакады «вылетная» трасса. Да и машин на Дмитровке всегда было меньше, чем на Ярославке, а теперь и асфальт не пугает рытвинами и колдобинами. Можно, конечно, поехать и по Ленинградскому шоссе, но тогда придется выбирать из «двух зол»: либо дорого, либо долго. Так что дорога на Дмитров – идеальный вариант.
Инженерное чудо из железа и бетона на выезде из Калязина.
Фото: Евгений ВАСИН
Три часа спокойной езды без надрывов и неуверенных обгонов, приятных лесных пейзажей и водного разнообразия Тверской области, и первая точка нашего путешествия появляется прямо в середине лобового стекла нашего Outlander. Добро пожаловать в Калязин!
Стоит лишь немного отъехать от Москвы, и кроссоверы с внедорожниками становятся необходимостью.
Фото: Евгений ВАСИН
Первой достопримечательностью, возвещающей туриста о скором окончании пути, становится огромная тарелка радиоастрономической лаборатории. Прогуляться в непосредственной близости или по стародавней привычке забраться на объект не выйдет – несмотря на несколько потрепанный вид, колосс из стали и бетона работает, исследования ведутся. К слову, калязинская лаборатория обладает вторым по величине радиотелескопом в стране.
Дорожное полотно здесь не менялось десятилетиями. Испытанию подвергнется не только Mitsubishi, но и Bridgestone, в который автомобиль обут с завода.
Фото: Евгений ВАСИН
Оставив тарелку с лабораторией за кормой, путник въезжает в старый Калязин. Местечко получил титул уездного города из рук императрицы Екатерины II лишь в 1775 году, хотя места здешние отметились в истории России: тут и Афанасий Никитин побывал, и с поляками да литовцами бились, и Петр Великий потешные походы водил. Городок был торговым и купеческим центром, и жил своей жизнью достаточно успешно. Главное же событие в истории этого места произошло 1939-1940-х годах, когда, при строительстве Угличской ГЭС, большая часть территории старого города оказалась затоплена. Так Калязин обрел печальную известность, сонмы легенд и свою главную достопримечательность – колокольню Никольского собора, которая высится прямо из реки.
Местный филиал Арбата пестрит всем необходимым туристическим ширпотребом. Найдется сувенир на любой вкус.
Фото: Евгений ВАСИН
Небольшая площадь, что превратилась в набережную, стала местным «арбатом» и импровизированным причалом. Страждущий всегда найдет лодочника, доставляющего к колокольне и обратно. Правда, цены кусаются, а торг идет не слишком успешно. Надувная лодка с мотором, которая быстро решит этот вопрос, легко влезает в багажник Mitsubishi Outlander, но наша команда испугалась холодной воды и приберегла это развлечение на более подходящий период. К слову, вокруг Калязина множество прекрасных песчаных пляжей и речных островов, покрытых еловым лесом, так что мы сюда обязательно вернемся с палатками и лодками, когда лето наконец-то возьмет себя в руки.
Колокольня - это то немногое, что осталось от старого Калязина. 2\3 города ушло под воду.
Фото: Евгений ВАСИН
Солнце близится к зениту, пора двигаться дальше. Следующей точкой нашего маршрута станет Кашин – крохотный старинный городок Тверской губернии, которому без малого 800 лет. Находящийся в 25 километрах от Калязина, Кашин известен как бальнеологический курорт и «город сердца» - речка Кашинка, петляющая по городу, своими изгибами довольно точно повторяет силуэт сердечных мышц. Кашин – город купцов, что до сих пор заметно по его архитектуре и размеренному укладу жизни.
Кашину почти 800 лет. За эти годы городок успел повидать и пережить многое. Церковь, переоборудованная под музей, - далеко не самое худшее. Зачастую так храмы спасали от разорения и разрушения.
Фото: Евгений ВАСИН
Сюда стоит заглянуть ради прогулки по торговым рядам, сохранившимся со времен расцвета, посещения Воскресенского кафедрального собора, который активно восстанавливают после 75 лет безвременья, и целой россыпи старинных усадеб и домов, которые не пострадали от современного использования.
А так город живет сейчас: тихо, по-дачному. Большинство автомобилей - с московскими и подмосковными номерами. Все-таки единственный в Тверской области город-курорт.
Фото: Евгений ВАСИН
Прогулку стоит начать от торговых рядов, где мы и оставили наш «Аутлендер», и продолжать до тех пор, пока есть настроение. Городок, затерявшийся в лесах и хлябях, останется приятным воспоминанием и вкусом местной минеральной воды в памяти. А нам пора двигаться дальше. Ведь впереди ждет жемчужина путешествия – Рыбинск.
Воскресенский кафедеральный собор совсем недавно передали церкви. Теперь здесь идут восстановительные работы.
Фото: Евгений ВАСИН
Выезжать из Кашина нужно непременно по дороге на Калязин. Мы решили разнообразить свои познания, и двинулись по обозначенной на карте «трассе», что идет по другой стороне Волги. Навигатор решительно разворачивал, но что может противопоставить отмеченная на карте дорога полноприводному внедорожнику с полным баком бензина? Такими мыслями была выстлана дорога в местный филиал бездны.
А вот так начиналась наша долгая дорога в Рыбинск. Ничто не предвещало беды.
Фото: Евгений ВАСИН
Есть такое устоявшееся выражение: «Когда асфальт заканчивается». Так вот, тут он и не начинался. Причем, судя по выбоинам в остатках дорожного полотна, происходило это, начиная с середины прошлого века. До пробоев дело, к счастью, не дошло, но скорость передвижения заметно упала. «Митсубиши» боролся с остатками асфальта, а экипаж – с сомнениями. Но солнце было еще высоко, и коллективный разум решился на риск. Решился ошибочно.
Для Mitsubishi Outlander такие проселки - цветочки. Вседорожник рассчитан и на более серьезные неурядицы.
Фото: Евгений ВАСИН
Грунтовка, которой на деле оказалась дорога, очень быстро ухудшалась, а встречного и попутного транспорта с каждым пройденным километром не прибывало. Будем откровенны, его не было вовсе, и оттого становилось грустно вдвойне. Редкие деревни, что попадались по обе стороны этого «паневропейского» шоссе выглядели заброшено и печально, а глубина ям росла прямо пропорционально нашему удалению от Кашина. Вот и приключение для тебя, Mitsubishi Outlander!
Полуживые и совсем заброшенные деревни встречаются редко. В основном - поля да болота.
Фото: Евгений ВАСИН
Финальным аккордом на этом перегоне стала череда глубоких и наполненных жижой оврагов, в первый из которых автомобиль чуть не плюхнулся, разогнавшись до невероятных 30 км/ч. Подключаем полный привод и мозг, и без проблем проходим первый экзамен. Бампер внедорожника на деле оказывается не таким уж и низким, а шоссейных колес хватает для покорения скользкой, илистой глины. Виден и конец испытания – в трехстах метрах нас ожидает шведский «коллега», который не намерен испытывать эти превратности судьбы на себе.
А вот это уже приключение посерьезнее. Глина засохла и превратилась в камень. Нам повезло - дорожного просвета хвататет.
Фото: Евгений ВАСИН
Последний бой, как поется в песне, он трудный самый, так что проверяем природный окоп ногами, прежде чем броситься на приступ. Обойтись без купания не выйдет, а покрышки уже «замылены» сверх нормы. Но и тут «Аутлендер» не сплоховал, лишь чирканув на прощание защитой об оголенные камни. «Швед» продолжил мяться у рытвины, а мы отправляемся дальше, ведь до обещанного асфальта остается менее трех километров.
Финальные испытания для Mitsubishi Outlander - автомобиль с честью выходит сухим из грязи.
Фото: Евгений ВАСИН
Переправившись через Великую реку в Угличе, выходим на 150-километровый прямик до заключительного на сегодня пункта назначения. Километры и деревни летят за окном после всех пережитых приключений, а экипаж начинает заунывную песню пустых животов. Рыбинск – город большой, почти столичный по нашим сегодняшним меркам, так что обещание накормить да напоить досыта не выглядит бравадой.
Штатные колеса Brigestone не подвели, несмотря на то, что сильно "замылились".
Фото: Евгений ВАСИН
Рыбинск, второй по величине город Ярославской области, получил особые условия именно в XVIII веке, хотя жили на стрелке берегах Волги и Черемухи со времен каменного топора. Перенос столицы в Санкт-Петербург поставил город на пересечении торговых путей и финансовых потоков. Здесь Волга сильно мельчала, товары перегружали на небольшие суда, а после – и в железнодорожные составы. Летом на здешних берегах собирались целые ватаги бурлаков, своим количеством значительно превосходившие население самого города.
Хлеб был основой рыбинского благосостояния. Поэтому и Хлебная биржа на почетном месте.
Фото: Евгений ВАСИН
Приток капитала отразился не только на красоте местной купеческой архитектуры и живописных набережных, благодаря чему Рыбинск особо люб поклонникам Северной Пальмиры, но и на промышленности. В середине XIX века в городе открывают крупнейшую в Европе канатную мануфактуру, а так же кирпичные, судостроительные и чугунолитейные производства. В 1916 году здесь строят автомобильный завод, который впоследствии станет моторостроительным.
Проехать мимо просто невозможно. Благо, платная парковка до сюда еще не дошла.
Фото: Евгений ВАСИН
Рыбинск, как и многие крупные города того времени, застраивался по единому плану: половина улиц параллельны Волге, другие – перпендикулярны. Главной улицей и, одновременно, променадом стала Крестовая, вдоль которой расположены исторические кварталы волжского Петербурга.
Рыбинск встречает образцами архитектуры, которой позавидовали бы обе столицы.
Фото: Евгений ВАСИН
Несмотря на свой глубоко индустриальный облик, который город обрел в советское время, купеческая атмосфера и многие уникальные здания все еще сохранились. Поэтому в Рыбинск можно приезжать просто погулять и подивиться таланту его строителей, подивиться богатству прошлого, которое как в стеклянной витрине до сих пор стоит в окнах его роскошных особняков. Последние лучи вечернего солнышка, создающего самый красивый свет, лишь добавили этому удивительному и живому памятнику шарма.
Пожарная каланча Рыбинска - как памятник из прошлого века.
Фото: Евгений ВАСИН
Сумерки встречать лучше дома, но впереди еще три с половиной сотни километров, через Ярославль и Ростов, Переславль и Сергиев Посад. Благодаря нашей увеселительной прогулке из Кашина в Углич, средний расход топлива немного подрос, и Mitsubishi Outlander потребовалась дозаправка бензина.
Еще недавно Рыбинск был очень богатым промышленным городом со своими военными заводами.
Фото: Евгений ВАСИН
Всего за один день автомобиль легко прошел более семисот километров, в том числе более пятидесяти по бездорожью средней сложности. Приложение M-Drive не нашло официальных Mitsubishi дилеров в Рыбинске, но недомогание в колесах было в итоге решено простой мойкой. Слишком много глины налипло на диски во время нашего внедорожного испытания.
Рыбинский променад - туристический центр города.
Фото: Евгений ВАСИН
Путь до Москвы занял не более четырех часов, хотя не все участники нашей импровизированной экспедиции дождались ее завершения. Был ли виной тому мягкий и удобный задний диван или удачный день – останется тайной. Но дружное сопение с галерки началось сразу после перечеркнутой таблички «Рыбинск».
Ну чем не дом Зингера в Санкт-Петербурге?
Фото: Евгений ВАСИН