2016-06-16T19:44:16+03:00
Комсомольская правда
4

Инвесторы взялись за воду

По оценкам экспертов примерный объем необходимых инвестиций в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения оценивается в 200 млрд. рублей ежегодно.По оценкам экспертов примерный объем необходимых инвестиций в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения оценивается в 200 млрд. рублей ежегодно.

В стране активно развивается государственно-частное партнерство в коммунальной отрасли

Частные инвесторы активно идут в ЖКХ — отрасль, которая еще не так давно считалась безраздельной вотчиной государства. В отдельных регионах бизнес вкладывает десятки миллиардов рублей. Отражаются ли внушительные инвестиции на качестве воды в квартирах и работе канализации? - мы поинтересовались у Романа Искендерова, руководителя Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (Центр ГЧП РАВВ).

- Роман Русланович, что послужило отправной точкой для развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной отрасли?

- Президентом России и Правительством РФ поставлена цель повысить качество услуг жилищно-коммунального хозяйства. Из всех коммунальных сфер в самом тяжелом положении находится сектор водоснабжения и водоотведения, где изношенность инфраструктуры составила более 65%, в замене нуждается 43% водопроводных сетей и 42,4% канализационных. При этом, вместо 3% планового ремонта, ежегодно меняется только 1,5% трубопроводов. Ситуация усугубляется экономически нестабильным состоянием отрасли, в следствии которого более 80% водоканалов убыточны. По оценкам экспертов примерный объем необходимых инвестиций в модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения оценивается в 200 млрд. рублей ежегодно.

Негативная ситуация в отрасли требует, прежде всего, обеспечения стабильного финансирования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Для этого выбрана схема государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющая привлечь внебюджетные средства в отрасль, создать условия для участия частного бизнеса в развитии систем жизнеобеспечения городов. Именно модель концессии приоритетна для ЖКХ. В её основе лежит механизм передачи объектов инфраструктуры в управление частному инвестору в обмен на обязательства финансировать их реконструкцию. При этом, собственник объектов устанавливает для инвестора целевые показатели работы по качеству воды, количеству аварий, основным направлениям развития и максимальный уровень роста тарифов на услуги.

Роман Искендеров.

Роман Искендеров.

- Нормативная база для такого сотрудничества создана?

- Возможность передавать объекты водоснабжения и водоотведения в концессию существует с 2005 года, а ее активное распространение началось с 2014, когда появилось поручение президента России №1479 о передаче в концессию имущества всех неэффективных государственных и муниципальных предприятий в сфере ЖКХ. В основном к таким предприятиям относятся ресурсоснабжающие организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

- Есть чем похвастаться?

- Заключено примерно 700 концессионных соглашений (о самых крупных — смотрите «Лидеры по инвестициям в водоснабжение)). Среди городов-миллионников необходимо отметить Волгоград, где планируется направить в коммунальную инфраструктуру в 2015-2017 годы около 7 млрд. рублей. Причем в 2015 концессионер уже вложил в модернизацию системы водоснабжения и водоотведения, в том числе в перекладку аварийных сетей водопровода и канализации, около 900 миллионов рублей. В 2016 году инвестор рассчитывает вложить около 3,4 млрд. рублей. Всего в период 2015-2044 годы инвестор направит в коммунальную инфраструктуру города 58 млрд. рублей.

.

.

Также стоит отметить Нижний Новгород, где планируется вложить 6 миллиардов рублей в модернизацию водопроводных станций, технологии обеззараживания воды с применением гипохлорита натрия, строительство озонаторной и сооружений по ликвидации сбросов промывных вод водопроводных станций и перекладку аварийных трубопроводов.

- Вы говорите о ситуации в больших городах, а в малых проблема решается?

- На самом деле особое внимание в проектах по модернизации объектов водопроводно-канализационного комплекса уделяется как раз малым городам и поселениям. Здесь, в отличие от крупных городов, из-за небольшого количества населения, низкого уровня доходов в сочетании со слабой платежной дисциплиной, средств на реконструкцию инфраструктуры нет. Окупаемость вложений практически отсутствует, бизнес не видит перспектив инвестиций, что препятствует развитию централизованной системы водоснабжения и водоотведения деревень и сёл. В связи с этим подготовка и реализация концессий в малых городах сталкиваются со следующими проблемами.

Третья очередь канализационных очистных сооружений г. Брянска. Вторичные отстойники.

Третья очередь канализационных очистных сооружений г. Брянска. Вторичные отстойники.

Во-первых, нет средств на инвентаризацию и оформление прав муниципалитетов на объекты водоснабжения и водоотведения, передаваемые в концессию. Для выполнения этой процедуры лишь для одного города может потребоваться несколько сотен миллионов рублей. Необходимых денег в бюджетах большинства муниципальных образований нет.

Во-вторых, отсутствуют специалисты для подготовки, заключения и контроля за реализацией концессионных соглашений. Низкий уровень кадров в органах местного самоуправления, который требует серьёзной переподготовки, существенно тормозит реализацию проектов ГЧП.

В-третьих, население в малых городах и поселениях имеет ограниченный уровень доступа к централизованным и локальным системам водоснабжения и водоотведения, имеющим современный уровень эксплуатации. Соответственно строительство новых объектов требует значительных инвестиций, которые не могут быть возвращены за счет платежей населений за соответствующие услуги.

Сгустители активного ила насосы для перекачки активного ила.

Сгустители активного ила насосы для перекачки активного ила.

- Что же делать?

- С учетом ограниченных возможностей муниципальных бюджетов, модернизация водопроводно-канализационного хозяйства малых и средних городов требует поддержки на государственном уровне. Именно эту проблему сегодня успешно решает Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, оказывая финансовую поддержку регионам на реализацию проектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в малых городах. Данная программа уже зарекомендовала себя эффективным инструментом поддержки проектов по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах, численность населения в которых не превышает 250 тыс. человек. Ведь привлечение частных инвестиций в эти проекты позволит концессионерам получить прибыль, а простым гражданам – качественные и доступные коммунальные услуги.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Елена Николаева.

Елена Николаева.

Первый заместитель Председателя Комитета ГД ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева:

«Прорабатывая вопросы привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, не следует забывать о том, что концессия – это лишь один из механизмов государственно-частного партнёрства. Необходимо развивать и иные формы ГЧП – более гибкие и вариативные, но в то же время не менее безопасные и надёжные как для публичного, так и для частного партнёра».

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24