2016-08-02T02:07:23+03:00
Комсомольская правда
8

«Утки» острова Матуа и пропавший Будда

Ржавая техника в районе бывшего аэропорта. Паровой бетоноукладчик.Ржавая техника в районе бывшего аэропорта. Паровой бетоноукладчик.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Исследуя курильский остров, спецкоры «КП» Александр Коц и Дмитрий Стешин невольно опровергают мифы, которых за последнее десятилетие скопилось немало [фото, видео]

На аэродром Матуа мы затаили легкую обиду еще на Итурупе, где пришлось неделю ждать погоды над капризным островом. Когда мы высаживались из вертолетов, солнце нещадно жгло наши лысины, и над кучами ржавых бочек от керосина тучами роилась мошка. Но, как выяснилось позже, такие подарки от природы здесь бывают в лучшем случае раз в неделю.

В глаза тогда сразу бросилась идеальная бетонка, принявшая сразу два Ми-8 одновременно. «Качество взлетной полосы там лучше, чем в Шереметьево», - писали исследователи-энтузиасты, побывавшие на японском аэродроме в разное время. Признаться, мы и сами поначалу подивились такой сохранности — 70 лет прошло, а взлетка — как новенькая. Конечно, над ней потрудились члены экспедиции Минобороны — ВПП, как и весь остров, за десятилетия заросла непролазным «шкуродером»-ольховником. Но то, что скрывалось под ним, на самом деле радости не принесло. Ровное бетонное покрытие оказалось не взлетной полосой, а перроном, по которому приземлившиеся самолеты заезжали в ангары. А две взлетки, расположенные перпендикулярно друг другу, строились по самой дешевой технологии - из битума, к которому время оказалось беспощадно. Хотя замысел японских строителей внушал уважение: расположение полос учитывало местную непредсказуемую погоду – они пересекались под прямыми углами. Уже месяц аэродром изучает специальная группа летчиков и инженеров. Нам показалось, что они жестоко разочарованы.

В самом начале интервью вдруг налетает шквальный ветер с клочьями тумана. Еще секунду назад мы прогуливались по бетону и беседовали, а сейчас прячемся за грузовик, чтобы хотя бы расслышать друг друга. Ветер воет в брошенном железе, и это не метафора:

- Информации официальной нигде не было, мы исходили из того, что опубликовано в Интернете, рассчитывали, что здесь будет аэродром, который нужно просто расчистить и подготовить к приему самолетов, - срывая голос, рассказывает начальник летно-методического отдела управления морской авиации Тихоокеанского флота полковник Владимир Ковальчук. - Но когда прилетели на Матуа, были неприятно удивлены состоянием аэродрома. Мы ожидали большего, но покрытие за 70 лет пришло в негодность. С бетонным перроном тоже пришлось повозиться, очистить, залатать воронки от бомб...

Вид на ВПП аэропорта острова Матуа. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Вид на ВПП аэропорта острова Матуа.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

70 лет прошло, а ВПП как новенькая. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

70 лет прошло, а ВПП как новенькая.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

В отличии от гарнизона острова, сам аэродром воевал. Американская 28 группа дальних бомбардировщиков взлетала с Аляски и утюжила Матуа с середины 1944 года вплоть до августа 45-го, когда войну Японии объявил СССР. B-24 и B-25 союзников, преодолев огромное, по меркам того времени, расстояние, не распалялись на линии обороны и укрепрайоны японцев, сбрасывая бомбы исключительно на аэродром и склады ГСМ. У императорского воздушного флота были еще две более мощные авиабазы на островах Шумшу и Парамушир. Но Матуа их связывал в единую цепь, которую ВВС США пытались разорвать. Поговаривают, что над островом было сбито до 50 американских бомбардировщиков. Но в акватории вокруг острова и на самом Матуа следов побед японской авиации и ПВО экспедиция Минобороны пока не обнаружила.

Останки авиационных двигателей. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Останки авиационных двигателей.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- Аэродром мог тогда принимать любые самолеты, состоявшие на вооружении Японии в 30-40-х годах, - рассказывает Владимир Ковальчук. - Одну полосу даже нарастили до 1200 метров — война толкала технический прогресс, изменяя характеристики самолетов. Здесь базировалась эскадрилья средних бомбардировщиков. Радиус их действия - порядка 600 километров. Здесь обеспечивалась дозаправка самолетов, которые перелетали из Японии на северные Курильские острова – Шумшу и Парамушир, где были развернуты несколько аэродромов. Самолеты того времени не могли совершить такой беспосадочный перелет.

Мы стоим у импровизированного музея под открытым небом, на месте которого когда-то располагался ангар. Вагонетка от узкоколейки, которая была проложена через весь остров и обеспечивала подвоз боепитания. Паровой бетоноукладчик, похожий на маленький паровоз, два двигателя от японских самолетов и один винт — от советского. Видимо, когда-то они здесь все-таки садились. Токарный станок производства страны восходящего солнца и решетка радиатора от трактора «Сталинец»... К перрону примыкают мощные бетонные бункеры – стандартная островная постройка. Так называемый дом-убежище. Его характерные детали – огромные окна с бронированными ставнями и высоченные трубы, наполовину заключенные в железо-бетон. Зимой такие жилища заносит по самую крышу, бетонный чехол нужен, чтобы снег не вытаивал вокруг и не демаскировал убежище. А снега на островах выпадает очень и очень много. Именно с ним связана еще одна аэродромная «утка». Вдоль полосы идет бетонированный ров. Любительские экспедиции, увидев его, сделали вывод, что аэродром отапливался водами термальных источников. Они, якобы, шли по трубам, проложенным под взлеткой.

Мощные бетонные бункеры – стандартная островная постройка. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Мощные бетонные бункеры – стандартная островная постройка.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Зимой такие жилища заносит по самую крышу, бетонный чехол нужен, чтобы снег не вытаивал вокруг и не демаскировал убежище. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Зимой такие жилища заносит по самую крышу, бетонный чехол нужен, чтобы снег не вытаивал вокруг и не демаскировал убежище.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

- На самом деле, это обычные дренажные канавы, - улыбается полковник Ковальчук. - Люди, которые рассказывали о подогреве, просто некомпетентны или делали это ради пиара. Источников термальных вод мы здесь не нашли.

- Есть смысл восстанавливать этот аэродром?

- Просто отремонтировать его нельзя. Что в 30-х годах прошлого века, что сейчас усилия нужно затратить просто колоссальные, учитывая доставку грузов морем.

На прощание летчик посоветовал нам все-таки подождать улучшения погоды – мы собирались поднять в небо редакционный квадрокоптер, но ветер был слишком силен. Осмотрели окрестности аэродрома – там, где смогли пролезть через непроходимые кусты. Здесь тоже все оказалось изрыто траншеями и огневыми точками. Не мудрено – японцы всегда рассматривали свои аэродромы как обычный узел обороны. Это дало свои плоды на других островах – противнику, как правило, очень сложно было преодолеть простреливаемое открытое пространство немалой площади. В зарослях за складом ГСМ и «генераторным» бункером мы нашли загадочное сооружение, предположительно - буддийскую кумирню или алтарь. Замкнутый со всех сторон дворик со стенами из обработанного базальта. В центре – сооружение, похожее на многоступенчатую пирамиду, так называемую буддийскую ступу. На плоской вершине остались ржавые болты, на которых когда-то, возможно, держалась статуя. Скорее всего, Будда так и лежит где-то на острове, надежно спрятанный от посторонних глаз. Или статую все-таки увезли японцы в тот период, когда Матуа не охранялся пограничниками – у подножия предполагаемого алтаря была выкопана яма. «Энтузиасты-любители» приняли его за надгробие и пытались вырыть «могилу».

На выходе из кумирни нас ждала парочка местных обитателей. Не таясь, они подпустили чужаков метров на пять, чтобы мы лучше видели спектакль. Одна лиса поймала мышку и похвасталась подруге или другу. Над павшей мышью лисы долго выясняли, у кого пасть шире, ругались, взвизгивали и тявкали, пока не поделили добычу. Как они ее делили – поровну или по справедливости, мы не поняли.

Пара лисиц померялись силами на глазах у корреспондентов "Комсомолки". Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Пара лисиц померялись силами на глазах у корреспондентов "Комсомолки".Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Местный рыжий хищник. Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Местный рыжий хищник.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Внезапно ветер стих, включилось солнце. Мы посетили брошенное святилище с благочестивыми мыслями. Возможно, Будда, который может воплощаться в любом живом существе, увидел это и отблагодарил корреспондентов, чем смог.

ЧАСТЬ 1

Тайны острова Матуа

− Парни, собирайте вещи, завтра по плану — вылет на Матуа, - позвонили нам из пресс-службы Восточного военного округа.

Этот звонок мы восприняли без особого энтузиазма — шел уже седьмой день ожидания благоприятной для полета погоды на острове Итуруп. И надежда попасть на таинственный остров таяла с каждым затянутым молочным туманом утром (подробности)

ЧАСТЬ 2

Подземные бункеры Матуа

У сопки «Круглой» были многообещающие перспективы. В материалах любительских экспедиций, лазавших и бродивших по Матуа, ей уделялось особое внимание. Во-первых, все исследователи упорно называли ее искусственным или рукотворным сооружением — из-за идеальной формы, что в природе встречается редко. Во-вторых, считалось, что внутри сопки находится целый подземный город и глубина его – 54 этажа! (подробности)

Секреты острова Матуа. Спецкоры "КП" Александр Коц и Дмитрий Стешин присоединились к масштабной экспедиции Минобороны и Русского географического общества на Курилах

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24