2016-06-22T15:27:11+03:00
Комсомольская правда
1

«Черно-золотые» инновации

Развитие проектов на Арктическом шельфе - один из главных приоритетов «Роснефти». Фото: НК "Роснефть"Развитие проектов на Арктическом шельфе - один из главных приоритетов «Роснефти». Фото: НК "Роснефть"

Эффективное развитие современной нефтегазодобывающей отрасли тесно сопряжено с передовыми технологиями и внедрением инноваций для решения важных производственных задач

«Роснефть» по итогам 2015 года подтвердила свое технологическое лидерство в российской нефтегазовой отрасли. За отчетный год объем затрат компании на новые разработки составил почти 117 млрд. рублей, 69 заявок было подано на патенты при реализации целевых инновационных проектов. Для развития научного потенциала компания ведет сотрудничество с отраслевыми НИИ, вузами, малыми и средними инновационными предприятиями отрасли. Также идет работа по замещению импортных технологий в технологической цепочке производства высококачественных нефтепродуктов и нефтехимии. Компания активно развивает внутренний сервис.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

«Роснефть» реализует стратегию по развитию собственного нефтесервиса. Это позволяет заметно повысить эффективность работы добывающего сегмента. Свыше половины всех работ по эксплуатационному бурению в 2015 году компания выполнила собственными силами и будет стремиться к увеличению этого показателя. В итоге она становится все более универсальной компанией, что повышает ее устойчивость. Сейчас буровой сервис компании - самый современный в России. За минувший год собственный парк буровых установок вырос до 223, а количество буровых бригад достигло 208. Также компания развивает новые высокотехнологичные компетенции в области гидроразрыва пласта и внутрискважинных работ.

В программе импортозамещения участвуют все НПЗ «Роснефти». Теперь на установках каталитического крекинга используются только катализаторы отечественного производства, которые не уступают зарубежным аналогам. Также компания начала производить и эксплуатировать собственные катализаторы для риформинга и водородных установок.

Это не только увеличит добычу сырья, но и даст стимул появлению новых высоких технологий. Фото: НК "Роснефть"

Это не только увеличит добычу сырья, но и даст стимул появлению новых высоких технологий. Фото: НК "Роснефть"

«ЗВЕЗДНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ

Еще одним важным инвестпроектом стало создание на Дальнем Востоке новых крупных судостроительных мощностей. Возведение комплекса «Звезда» позволит в 2016 году ввести в строй первые цеха и впервые на российских верфях приступить к крупноблочному производству судов, а также материалов и комплектующих для нужд арктических проектов компании. Строительство крупнотоннажной верфи для корпусного производства судов поможет освоению Российского арктического шельфа, привлечению инвесторов и более тесному сотрудничеству со странами АТР.

«Роснефть» заключила с Дальневосточным центром судостроения эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Компания полностью обеспечит пилотную загрузку верфи СК «Звезда» в рамках госпрограммы по импортозамещению (будет построено 75 судов). Размещены заказы на строительство двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, которые смогут эксплуатироваться в особо тяжелых условиях - они потребуются при реализации шельфовых проектов в северных морях. Стоимость строительства полноценного судостроительного комплекса на базе «Звезды» до 2024 года оценивается в 145,5 млрд. рублей.

На заседании совета директоров «Роснефтегаза» в декабре 2015-го приняли решение инвестировать 60 млрд. руб.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ

Проект «Звезда» появился не случайно. Зрелые месторождения нефти постепенно истощаются, и все большую роль в мире начинают играть такие науко- и капиталоемкие проекты, как освоение трудноизвлекаемых запасов и выход на шельф арктических и дальневосточных морей. Освоение шельфа невозможно без развития собственного ледокольного флота и морской буровой техники, судов обеспечения. Плюс СК «Звезда» - это принципиально новый эффективный промышленный кластер на Дальнем Востоке. Будет создано более 7 тысяч рабочих мест.

- Производство сложных морских буровых установок потянет за собой развитие производственных комплексов на многих десятках, если не сотнях других предприятий, в других регионах страны, - считает замглавы Института проблем нефти и газа Василий Богоявленский.

Проект СК «Звезда» приобрел статус государственного и стал первым резидентом территории опережающего развития «Большой Камень». Это поможет в кратчайшие сроки сформировать технологическую цепочку по строительству судов, максимально локализованную на территории России.

Важным инвестпроектом стало создание на Дальнем Востоке судостроительного комплекса «Звезда». Он должен обеспечить компанию современной морской техникой. Фото: НК "Роснефть"

Важным инвестпроектом стало создание на Дальнем Востоке судостроительного комплекса «Звезда». Он должен обеспечить компанию современной морской техникой. Фото: НК "Роснефть"

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

Изучение Арктики

«Роснефть» является не только лидером нефтедобычи и переработки в России, но и выступает в качестве локомотива по научному изучению Арктического региона.

С 2012 года компанией при участии специалистов Арктического научного центра было организовано 10 комплексных научно-исследовательских экспедиций в Арктику. В рамках экспедиций «Кара-зима-2015» и «Кара-лето-2015» были изучены 35 торосов, 4 айсберга, проведены измерения морфометрических параметров ледяных образований и физико-механических свойств льда, а также произведены крупномасштабные эксперименты по исследованию динамических процессов в системе морской лед - айсберг. Выполнена аэрофотосъемка ледников восточного побережья Новой Земли, ледников и айсбергов архипелагов Северная Земля и Земля Франца-Иосифа. Проведено обслуживание 13 автономных океанологических буйковых станций. По масштабу и объемам работ экспедиция «Кара-зима-2015» стала самой масштабной в мире за последние несколько десятков лет.

С начала старта комплексных научных исследований «Роснефть» взяла на себя восстановление системы метеонаблюдений в Арктике. Прежняя метеосеть, работавшая во времена СССР, перестала существовать после распада Советского Союза. В 90-е масштабное освоение Арктического региона из стратегической задачи превратилась во второстепенную. Наверстывать упущенное Россия начала совсем недавно, и за это время удалось добиться серьезных результатов. «Роснефть» в 2015 году почти полностью восстановила систему метеонаблюдений в Арктике. Случилось это в ходе экспедиции «Чукотка-лето-2015», когда специалистами компании была установлена автоматическая метеорологическая станция на о. Врангеля. Теперь 7 современных метеостанций «Роснефти» работают в четырех морях Северного Ледовитого океана. Ранее станции были установлены на мысах Гессена, Опасный, Ледяной Гавани, островах Преображения, Жохова и Уединения. Их наличие не только оптимизирует геологоразведочные работы и повысит эффективность добычных проектов, но и даст старт серии научных и исследовательских программ по изучению Арктического региона. Кроме того, компания развивает систему мониторинга сейсмической активности, в рамках которой была установлена новая сейсмическая станция.

«Роснефть» в арктических экспедициях также изучает белых медведей, используя современные технологии. На животных устанавливаются специальные ошейники со спутниковыми передатчиками для слежения за их передвижениями, берутся биологические пробы. Результаты иммунологических, микробиологических и молекулярно-генетических исследований всех отобранных биологических образцов позволят выявить уровень содержания и состав антропогенных веществ в организме белых медведей, оценить состояние здоровья различных половозрастных групп в разных местах их обитания и определить степень родства изученных особей. Данные исследования входят в комплексную программу компании по поддержке и защите белых медведей.

По итогам комплексных экспедиций «Роснефть» выпустила уникальный Атлас гидрометеорологических и ледовых условий морей российской Арктики, которому практически нет аналогов как среди российских, так и среди зарубежных географических изданий.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24