2016-07-14T10:30:19+03:00
Комсомольская правда

Гастелло не был камикадзе!

Летчик Николай Гастелло.Летчик Николай Гастелло.

Ровно 75 лет назад советский летчик совершил один из величайших подвигов Великой Отечественной войны [аудио]

26 июня 1941 года экипаж Николая Гастелло на объятом пламенем бомбардировщике таранил наступающую немецкую колонну танков и бензовозов. Героев наградили посмертно. Командира — Золотой звездой, остальных летчиков — орденом Великой Отечественной войны I степени. Однако в последнее время вокруг этого подвига ходит много мифов и слухов, которые мы постарались развеять в эфире Радио «Комсомольская правда» вместе с писателем и историком Александром Бондаренко.

- Александр Юльевич, сейчас очень многие пытаются не только пересмотреть итоги войны, но и развенчать подвиги советского народа. Есть и такие, кто с пеной у рта доказывают: бомбардировщик упал на немецкую колонну случайно. Более того — есть утверждения, что никакого подвига и не было вовсе — был разбившийся самолет, а все остальное - придумки пропагандистов! Что мы можем противопоставить таким скептикам? Подвиг Гастелло был?

- Подвиг — был! Как и более 500 подобных таранов на земле и более полутысячи — в воздухе. Документально все подтверждено.

- Итак, по официальной версии 26 июня 1941 года на четвертый день войны - два бомбардировщика ДБ-ЗФ (или как позже их стали называть Ил-4) 207-й дальнего бомбардировочного авиаполка 42-я дальней бомбардировочной авиационной дивизии ушли на задание...

- Один из самолетов управлял экипаж капитана Гастелло, в который входили так же лейтенант Бурденюк, лейтенант Скоробогатый и стрелок-радист старший сержант Калинин... Они бомбили немецкие колонны, которые двигались по Белоруссии. Шли они без прикрытия истребителей. По ним начали работать зенитки, немецкая авиация. Самолет Гастелло загорелся и тогда экипаж направил его на немецкую колонну, практически полностью ее уничтожив.

- А второй самолет?

- Второй благополучно вернулся, благодаря чему мы и имеем документальное подтверждение этой истории. Кроме того, еще одно доказательство признания и подвига, и его величия — это посмертное присвоение Гастелло звания Героя Советского Союза спустя месяц. А как вспоминают фронтовики, 1941 год был скуп на награды. Более того — в 43-м звание Героя Советского Союза давали за то, за что в 41-м оценивалось лишь медалью «За отвагу». Значит этот героический поступок действительно выходил за рамки.

- Это был подвиг одного человека или все-таки экипажа? Героем Советского Союза был признал только Гастелло.

- Точно мы ответить уже никогда не сможем. Мы не знаем, кто оставался жив в горящем самолете, была ли у них связь друг с другом. Кроме того счет шел на секунды - ведь скорость самолета порядка 400 километров в час. Ставить вопрос на голосование некогда. Он мог успеть сказать лишь: «Ребята, тараним!» Ребята могли ответить: «Да».

- Или он мог сказать: «Ребята, тараним, кто может - прыгайте».

- Скорее всего так и было. Но никто не прыгнул. Значит они либо погибли к тому моменту, либо решили оставаться с командиром до конца. Можно стоить много догадок — «черных ящиков» тогда не существовало. Но то, что мы точно можем утверждать — окончательное решение оставалось за командиром и таранил фашистскую колонну именно он. Его решение, его ответственность, его подвиг. Он награжден по праву.

- Опять же возвращаясь к мифам. Некоторые «генералы диванных войск» выдвигают версию, что будь командир опытнее, он смог бы и самолет спасти, и подвиг совершить...

- Те, кто так говорит, вообще не знают историю. Капитан Гастелло к 34 годам был не только командиром экипажа Ил-4, но командиром эскадрильи. Кроме того, в первые же дни войны он уже открыл боевой счет: сбил фашистский «Юнкерс»... из самолета, находящегося на земле! Можно о нем уже больше ничего не рассказывать. Уже понятно, что это опытный человек с великолепной реакцией. Это не из истребителя, не из зенитного орудия, не из зенитного пулемета, а из стоящего бомбардировщика умудриться сбить! Откуда эти незаурядные навыки? Школа Халхин-Гола, когда мы очень хорошо японцев на место поставили. И участие в Финской кампании. После нее он стал командиром эскадрильи, а это признание качественной и успешной боевой работы. Думаю, не погибни он в первые дни войны, его бы ждало великое будущее - мог бы стать маршалом авиации.

- То есть летчик был опытнейший?

- Да! Тем более, что Ил-4 машина непростая. И с взлетом очень сложно, и с управлением непросто. На них служили асы. Не удивиельно, что именно эти машины летом 41-го бомбили Берлин, ввергнув немцев в шок. В такой же шок их ввергали периодически наши летчики с первых дней войны, конечно, в тех случаях, когда им удавалось подняться в воздух.

- Давайте поговорим о еще одном мифе. Очень любят сейчас проводить параллели подвига Гастелло с японской техникой камикадзе…

- Это абсолютно неверно. Знаете, в чем коренное отличие между самолетом Гастелло и самолетом камикадзе? У камикадзе сбрасывались шасси при взлете. Сесть он уже не мог. И спастись не мог тоже — парашют отсутствовал. Эдакое харакири в воздухе во славу императора. Японский летчик был обречен на подвиг. Точнее — на смерть. Но Гастелло не был камикадзе! Отдать жизнь за Родину — это его сознательный выбор. Экипаж имел шанс покинуть самолет, спастись. Набирай высоту, прыгай, иди к немцам, говори, что против Сталина. И их неплохо бы встретили. Но они избрали другой путь. И выбрали его сознательно.

- Как и многие другие последователи Гастелло.

- Причем - не только во время Великой Отечественной. Армейская служба предполагает самоотречение, она предполагает те качества, которые гражданскому человеку порой не понять. И главное, она предполагает возможность перешагнуть самый главный инстинкт человека - инстинкт самосохранения. Для спасения Родины, товарищей, родных, сограждан. Герои подобные Николаю Гастелло были и будут всегда. Совсем недавно в Подмосковье погиб летчик Сергей Еременко из группы «Русские витязи». У него был шанс покинуть неисправную машину, спасти свою жизнь. Но он сделал свой выбор — увести истребитель от жилых домов. Ценой своей жизни он спас многие другие. Такие подвиги мы обязаны помнить.

Гастелло не был камикадзе!

00:00
00:00
Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Новости 24