2016-06-25T03:22:46+03:00
Комсомольская правда
55

Лучше быть шопоголиком, чем Плюшкиным

Наши привычки влияют даже на наш кошелек.Наши привычки влияют даже на наш кошелек.Фото: Евгения ГУСЕВА

Вредные финансовые привычки, которые портят вам жизнь

Привычка, говорят, вторая натура. Они сильны и могут повлиять на многое. В том числе на наш кошелек. «Комсомолка» решила вместе с экспертами разобраться, что делают нас зависимыми от денег, их количества и несметных способов их растранжирить. И как с этими вредными привычками бороться.

Покупаю еще и еще

«Когда я открываю шкаф, то понимаю, что многие вещи я купила на тот случай, если сойду с ума». Это - про шопоголиков. Забежать в магазин на пару минут за зонтиком, а выйти без него, но с очередными туфельками. Это - тоже про них.

Вроде бы - всего лишь покупки. Безобидная привычка. Но все нет так просто. Туфельки - лишь прикрытие. На самом деле, утверждают психологи, ваши денежки тратит ваш внутренний недолюбленный ребенок. Раньше вы не могли додать себе любви. А теперь, пожалуйста. Только вместо плюшевых мишек покупаете платья, туфли, машины или колбасу.

- Ничего не могут поделать. Иду в продуктовый магазин и покупаю все, что вижу. Живу одна - понимаю: столько никогда не съесть, а руки все равно тянутся. Потом половина еды портится, выбрасывается. И все начинается сначала, - жалуется москвичка Ольга.

Ладно, она работает в крупной компании и уж на еде может не экономить. А что делать тем, у кого доходы поскромнее, а потребности выходят за границы продуктового супермаркета? Ведь отправиться в детство и там что-то подправить не получится.

СОВЕТ «КП»

- Ничего не делать. Чего-то страшного в шопоголизме я не вижу. Таким людям важна не сама покупка, а тот факт, что они могут себя чем-то порадовать. Здесь есть психологическая проблема, так что просто бороться с ней отказом от покупок - бессмысленно. В целях экономии можно просто сократить траты, - комментирует психолог Екатерина Днепровская.

Скидки-распродажи

Ну если удастся сэкономить, то хорошо. Но не у всех это получается.

- Один мужчина после рождения третьего ребенка решил купить себе больший загородный дом. Он скопил нужную сумму денег. А перед новым годом потратил почти половину. Все спустил на ювелирные украшения. Сказал, что там были такие скидки, что отказаться от покупки он не мог, - рассказывает бизнес-коуч Анна Ерохина.

Да, реклама - может быть, и двигатель прогресса, но абсолютно точно беда для вашего кошелька. Маркетологов специально учат, как заманивать клиента.

СОВЕТ «КП»

- Мы покупаем глазами, обонянием, эмоциями. Разум при этом спит. Его надо разбудить. Остановитесь перед кассой, посмотрите на то, что вы наложили в корзину и часть ненужных вещей выложите обратно. Это будет нетрудно сделать. Все, что в тележке, уже как бы ваше, это больше не запретный плод, - рекомендует психолог Ева Емельянова.

Ни лишней копейки

- Страх потратить лишнюю копейку значительно страшнее шопоголизма. Есть бабушки, которые живут в нищете, покупают бутылку молока только на праздники, но при этом у них на книжке лежит пара миллионов. Чаще всего эти люди боятся остаться без поддержки. Таким «жадинам» могут помочь близкие. У них должна появиться уверенность в том, что они не будут одиноки, их не оставят в сложной ситуации, - рассказывает Екатерина Днепровская.

Что там бабушки. Есть экземпляры и помоложе.

- Петя - парень неплохой. Но считает каждый копейку. По магазинам в выходные целые рейды устраивает, ищет, где подешевле. В кафе с ним ходить - стыд один. Один раз пришли, он долго изучал меню, потом громко сказал, что все дорого и гордо вышел. Говорит, лучше будет откладывать эти деньги на новую квартиру, - жалуется подруга.

СОВЕТ «КП»

Что тут поделаешь? Вечный вопрос: как лучше жить - здесь и сейчас или копить на эфемерное завтра. Учитывая то, что сегодня уже наступило, вряд ли имеет смысл считать каждую копейку, ставя с трудом реализуемые цели. Иначе получится как в том анекдоте про человека, который долго копил на «Бентли», но потом не удержался и купил гамбургер.

КРЕДИТОМАНИЯ

Вечный должник

Николай трудится в строительной компании. Денег из-за кризиса стало меньше. Но запросы остались прежними. В день зарплаты так привычно шиковать: ходить по ресторанам, покупать подарки. Но теперь деньги стали быстро заканчиваться. А жизнь продолжалась - и в ней надо заправлять машину, ходить за продуктами, оплачивать квартиру и детский сад ребенку.

А когда нет денег - есть банк. Он всегда даст в долг на айфоны, машины, квартиры. Утешенные этой мыслью, заемщики толпами идут и берут деньги в долг. По пять-шесть кредитов у человека, который и доходов-то стабильных не имеет, сегодня не редкость.

Такая любовь к банкам называется кредитоманией. И является, пожалуй, самой худшей финансовой привычкой. Ведь человек оказывается постоянно должен, и с каждым месяцем все больше и больше. В результате в какой-то момент ему просто не хватит денег, чтобы заплатить очередной ежемесячный взнос. И испортится не только его кредитная, но и личная история.

- Банки используют человека. Люди должны понимать это, прежде чем занимать деньги. Когда вы взяли один кредит, ничего страшного здесь нет. Но когда вы берете один кредит, потом еще один, чтобы погасить имеющийся, затем еще один, то это неправильно. Банкиры обогатятся на этом, а вот ваша семья - разорится, - уверена Ева Емельянова.

Что тут делать? Наверное, взять себя в руки, посчитать свои доходы и расходы. Если кредиты уже есть, отдать их как можно быстрее. А затем формировать новые - полезные привычки. Например, ходить по магазинам с наличными, а не с картой, тем более кредитной.

- Привычка - это не тараканы и не мыши, которых можно вытравить. Привычка формируется долго, часто с детских лет, поэтому, чтобы с ней как-то справиться, надо понять причину ее появления, - говорит Ева Емельянова.

- Свои желания нельзя подавлять. Их надо разумно регулировать, отдавая себе отчет: я действительно этого хочу или меня стимулирует к такому поведению реклама и мой круг общения, - дополняет Анна Ерохина.

КСТАТИ

Это прекрасное слово «нет»

Безотказные люди удобны для всех. Кроме самих себя. Надо учиться говорить «нет». И в магазинах тоже. Часто продавцы открывают настоящую охоту на посетителей, предлагают купить все, что можно, уверяя, что «вон та кофточка прекрасно вам подходит». Это понятно: ваша покупка - их процент. А вам лично она нужна?

Так что привычка говорить «нет» - очень полезная.

- А вообще, когда вас уверяют, что нужно принять решение сию же секунду, разворачивайтесь и уходите. Это 100% - манипуляция, причем в самом жестком ее виде, - советует Ева Емельянова.

НА ЗАМЕТКУ!

Три хитрости от финансового консультанта

1. - Моя знакомая - жуткий шопоголик - наклеила на свою кредитную карту фотографию дочки и Гарварда, - говорит глава компании «Персональный советник» Наталья Смирнова. - И теперь она каждый раз, когда вынимает карту, чтобы купить сотую сумочку, вспоминает о ребенке. В результате от многих покупок удалось отказаться.

2. Мужчина всегда ездил отдыхать в кредит. И вот он подключил на банковскую карту специальную опцию: с каждой покупки несколько процентов перечисляется на накопительный счет. В итоге этим летом он едет в отпуск на свои деньги.

3. Одна женщина прежде чем взять кредит, моделирует ситуацию. В течение 3 - 6 месяцев она вносит на вклад такую сумму, которую ей потом придется отдавать банку каждый месяц. Так она может заранее понять, потянет такой долг или нет. И только потом принимает решение.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24