Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика29 июня 2016 16:10

«Роснефть» увеличит добычу газа почти вдвое

К 2020 году компания планирует добывать 100 млрд. кубометров «голубого топлива» ежегодно
Алексей КУЗНЕЦОВ

Роснефть продолжает развитие собственного газового бизнеса. В последние годы он растет существенными темпами. И сбавлять их в компании не собираются.

ДРАЙВЕРЫ РОСТА

- План по добыче природного и попутного нефтяного газа компании на 2016 год составляет около 65 млрд. кубометров, - рассказала в интервью «РИА Новости» вице-президент, директор департамента развития газового бизнеса НК «Роснефть» Влада Русакова. - Выполнен запуск ряда ключевых объектов по подготовке газа на проектах Роспана и Пурнефтегаза. Успешно реализуется задача по повышению уровня полезного использования ПНГ, который в первом квартале 2016 года достиг 91%.

При этом среднесрочная цель компании - выход на добычу 100 млрд. кубометров к 2020 году. По словам Русаковой, основным драйвером выступит Роспан. Кроме того, будет расти добыча Сибнефтегаза, начнется полномасштабное освоение Харампурского месторождения и Кынско-Часельской группы месторождений.

ТРЕТЬ БИРЖЕВЫХ КОНТРАКТОВ

Помимо долгосрочных контрактов, «Роснефть» активно продает газ и на российской бирже.

- Мы активно содействовали началу торгов на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи в октябре 2014 года и к текущему моменту реализовали 3,7 млрд. кубометров газа, в том числе 1,2 млрд. за 5 месяцев текущего года (примерно столько же планируется реализовать до конца года), - поясняет Влада Русакова. - То есть компания обеспечила поставку порядка 30% всех объемов газа, которые были реализованы на биржевой площадке, что в два раза превышает долю компании на внутреннем рынке по долгосрочным контрактам.

По мнению вице-президента «Роснефти», организованные торги газом, действующие как с поставкой «на месяц вперед», так и в режиме суточных торгов, являются «важным механизмом балансировки неравномерности потребления и добычи, в том числе для обеспечения потребителей ресурсом газа в пиковые периоды спроса, способствуют развитию рыночных отношений и повышению эффективности всей газовой отрасли».

Кстати, крупные производители газа время от времени покупают сырье друг у друга. И это вполне нормальный процесс, объясняет Влада Русакова.

- Это обычная отраслевая практика, - говорит она. - Мы покупаем газ у «Газпрома», мы продаем газ «Газпрому». В отдельные моменты намного больше, чем покупаем. Это делается для оптимизации товаротранспортной работы и повышения эффективности. При этом, если сравнивать с 2013 годом, доля закупного газа сократилась в два раза. А в целом наличие долгосрочного портфеля контрактов на поставку газа – большое конкурентное преимущество на профицитном рынке. И мы будем его использовать для развития своих проектов.

СЖИЖАЙ, КОГДА ЦЕНЫ НИЗКИЕ

Для максимальной диверсификации газового бизнеса в «Роснефти» планируют выходить и на рынок сжиженного природного газа (СПГ). В частности, компания реализовывает проект «Дальневосточный СПГ» на шельфе Сахалина. Несмотря на низкие цены на нефть, в компании не бросают планов развивать это направление.

- Рынок СПГ цикличен. Эффективность управления СПГ-проектами, как, впрочем, и любыми другими проектами, заключается в том, чтобы все сделать вовремя, - говорит Влада Русакова. - Если вы строите завод на пике цен на углеводороды, значит, вы опоздали с принятием решения – капитальные затраты раздуты в связи с «перегретостью» портфеля заказов основных подрядчиков, а производство СПГ начнется, когда цены пойдут вниз. Долгосрочные решения должны приниматься исходя из видения будущего, а не краткосрочных тенденций. Мы исходим из того, что баланс спроса и предложения на рынке СПГ восстановится после 2020 года и график реализации проекта мы формируем соответственно этому пониманию. Проект прорабатывается в рамках Соглашения о разделе продукции «Сахалин -1», поэтому предоставление льгот не обсуждается, но поддержка оказывается на всех уровнях.

Более того, суд признал обоснованными требования компании по доступу к инфраструктуре проекта «Сахалин-2». Это сделано с целью максимизации доходов государства и инвесторов. Также обсуждается поставка на экспорт газа, добытого на Коровинском и Кумжинском месторождениях.

- Наиболее эффективным способом монетизации газа месторождений удаленных от зоны Единой системы газоснабжения является производство СПГ, - считает Влада Русакова. - В противном случае такие месторождения так и останутся неразработанными, не будут созданы рабочие места и бюджеты всех уровней не получат дополнительные доходы. Кроме того, не будет решена задача, поставленная отраслевыми стратегическими документами перед участниками газовой отрасли по увеличению доли российских производителей на мировом рынке сжиженного газа.

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В «Роснефти» считают экономически целесообразным воспользоваться инфраструктурой и возможностями другой крупной госкомпании - «Газпрома». В частности, для поставок газа за рубеж. Последний получал бы в этом случае агентское вознаграждение и ничего бы не терял: о конкуренции двух российских компаний на мировом рынке речи не идет.

- Мы действительно направили проект агентского соглашения в «Газпром экспорт». Но ответа пока не получили, - говорит Влада Русакова. - К сожалению, вероятность положительного ответа крайне низка, несмотря на позитивную реакцию различных правительственных ведомств, в том числе, Минфина, заинтересованного в получении дополнительных доходов в бюджет. Мы планировали работать с покупателями, в портфеле которых отсутствует газ «Газпрома» и которые собираются закрывать свой долгосрочный баланс поставками СПГ.

По словам вице-президента «Роснефти», право гарантирующих поставщиков газа (которым является компания) поставлять сырье на экспорт будет стимулировать инвестиционную активность в геологоразведке, в добыче газа и в целом повысит надежность газоснабжения, то есть даст импульс к развитию газовой отрасли. Естественно, при условии отсутствия конкуренции с «Газпромом» на его традиционных рынках.