Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды7 июля 2016 4:19

Очень плохая «Учителка»

Наш кинообозреватель - о главном зрительском хите фестиваля в Карловых Варах
"Учителка" Яна Хржбейка - отличная ретрокомедия нравов - вполне себе в духе рязановского "Гаража"

"Учителка" Яна Хржбейка - отличная ретрокомедия нравов - вполне себе в духе рязановского "Гаража"

Фото: кадр из фильма

Главный зрительский хит фестиваля «Учительница» хочется называть по-чешски – «Учителка», поскольку многое в нем понятно без перевода, особенно тем, кто застал, хоть даже и в детстве, эпоху «развитого социализма» с его дефицитом, двойной моралью и лозунгом «ты – мне, я – тебе», заменявшим кодекс строителя коммунизма. Главная героиня – учительница русского и словацкого языков, при знакомстве с учениками прежде всего интересующаяся должностями их родителей. Их положение в обществе работница народного образования напрямую связывает с успеваемостью детей. Кто-то делает прическу пани учителке, кто-то чинит ей лампу, кто-то встает в шесть утра, чтобы выстоять за нее очередь, а кого-то она даже рассматривает в качестве любовного интереса. Тем же, кто посмел ослушаться владычицу парт и тетрадок, не выполнил ее волю, приходится несладко. Не видать им пятерок по русскому языку. Взбрело, например, в голову пани Драздеховой передать с самолетом торт собственной выпечки сестре в Москву, а отец одной девочки не смог выполнить этого невинного пожелания – и вот девочка стала получать по русскому одни двойки. Что же теперь делать с той, кого родители за глаза называют «коммунистической свиньей»?

Внятный режиссер Ян Хржбейк снял отличную ретрокомедию нравов - вполне себе в духе рязановского «Гаража». Примерно то же самое время действия - начало 80-х. Родительское собрание, как и собрание пайщиков гаражного кооператива, являет срез общества - разные характеры по-разному проявляются по отношению к постигшему их несчастью. Им может стать сокращение мест в гараже или террор несносной учительницы, благодаря умелой манипуляции и связям взявшей в оборот целую школу.

«Одна неделя и один день»

«Одна неделя и один день»

Фото: кадр из фильма

Из множества показываемых вне конкурса картин с других фестивалей запомнилась «Одна неделя и один день» Асафа Полонского. Этот участник каннской «Недели критики» - едва ли не лучший израильский фильм, который когда-либо удалось посмотреть. Удивительная смесь драмы и комедии, картина о смерти как части жизни и соответственном к ней отношении. Отец забирает вещи сына после его смерти в хосписе, и получает в "наследство" пакет с медицинской коноплей. Отцу и матери тоже нужно облегчение от боли - и они начинают раскуривать ее вместе с другом сына, без которого они не в состоянии забивать косяки. Но тема конопли в картине, конечно, не главная, и никакой пропаганды легких наркотиков в ней нет - просто благодаря выкуренной сигарете, к родителям возвращается желание продолжать жизнь, видеть в ней свои прелести, общаться с другими людьми, любить и прощать.

ДРУГАЯ КОЛОНКА АВТОРА

Великое безмолвие

Стас ТЫРКИН

Карловарский конкурс начинает подавать признаки жизни

Итальянские "Исповеди" (Le confessioni) Роберто Андо - вещь без особого полёта, хотя в жанре поэтической параболы, он бы явно не помешал. Но зато отличной выделки, как итальянские сапоги. С достоверной роскошью, с большими европейскими актерами, с музыкой Николы Пьованни – все почти так, как в хорошем кино ХХ века. Правда, вопросы, которые ставит режиссер, принадлежат больше текущему времени и можно ли их ставить таким манером - тоже вопрос (подробности)