Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Дом. Семья14 июля 2016 21:00

«Человек без лица»: детективный сюжет, психологическое погружение, социальный анализ

Представляем вашему вниманию новую книгу, в которой на удивление органично смешались несколько жанров
Обложка издания «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА»

Обложка издания «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА»

Открою вам одну из внутренних тайн книжного рынка. Определение жанра нужно лишь товароведам книжных магазинов, чтобы положить книгу на «нужную» полку, не вчитываясь в аннотацию и в саму книгу. Читатель, очарованный рецензией, обложкой или таинственной энергией самой книги в определении жанра не нуждается. Сюрпризы и наслаждение от увлекательного чтения значительно важнее.

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА»

«Эксмо», 2016

Детектив? Возможно. Психологический триллер? Бесспорно. Настоящая, честная книга? Без сомнений. Книга с социальным подтекстом? Конечно.

Удивительно, но Елизавета Александрова-Зорина, автор этой книги – маленькая изящная женщина с почти детской улыбкой умеет быть очень жесткой и потрясающе держать ритм. Повествование – рубленное. Речь не о грубости. На некоторых страницах ритм можно сравнить с вскриками гребцов в лодке, а где-то – с сочетанием выстрелов и звуков падающих гильз. Динамика сравнимая с кинобоевиком совершенно не мешает загадочному и тонкому сюжету, выходящему за рамки драматургии и задающему важные вопросы о нас, об обществе, о правосудии.

Человек обвинен в убийстве и практически осужден. Справедливость никогда не нужна обществу, если оно уверено в своей правоте. Побить камнями или устроить суд Линча – это так сладко. Герой и главный обвиняемый в одном лице – жертва не только обвинения, но и небанальной болезни, о симптомах которой мы редко думаем смотря в зеркало или делая селфи. Он – не помнит лиц. Никаких. Ни одного. Любопытно, правда? Но задумайтесь, сколько лиц отчетливо помните вы из вашего огромного списка друзей в телефоне и социальных сетях. И еще. Кто из нас в состоянии сказать хотя собственному отражению в зеркале: «Я - виновен», как это делает герой книги на ее последних страницах?

Тюрьма. Психиатрическая больница. Волны воспоминаний. Разве это лишь конкретные адреса и ситуации? В романе Александровой-Зориной эти три пространства становятся аллегорическими вселенными. Достаточно ли у нас свободы? Не ставят ли нам ежедневно диагнозы, считая ненормальными? Живем ли мы счастливо и мучительно в мире давно минувших событий и эмоций?

Итак, детективный сюжет, психологическое погружение, социальный анализ – всё это в мужском жестком ритме от изящной женщины-писателя. Бывают книги – проводники, но перед нами книга-путешествие.