Обложка издания «ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА»
Открою вам одну из внутренних тайн книжного рынка. Определение жанра нужно лишь товароведам книжных магазинов, чтобы положить книгу на «нужную» полку, не вчитываясь в аннотацию и в саму книгу. Читатель, очарованный рецензией, обложкой или таинственной энергией самой книги в определении жанра не нуждается. Сюрпризы и наслаждение от увлекательного чтения значительно важнее.
«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА»
«Эксмо», 2016
Детектив? Возможно. Психологический триллер? Бесспорно. Настоящая, честная книга? Без сомнений. Книга с социальным подтекстом? Конечно.
Удивительно, но Елизавета Александрова-Зорина, автор этой книги – маленькая изящная женщина с почти детской улыбкой умеет быть очень жесткой и потрясающе держать ритм. Повествование – рубленное. Речь не о грубости. На некоторых страницах ритм можно сравнить с вскриками гребцов в лодке, а где-то – с сочетанием выстрелов и звуков падающих гильз. Динамика сравнимая с кинобоевиком совершенно не мешает загадочному и тонкому сюжету, выходящему за рамки драматургии и задающему важные вопросы о нас, об обществе, о правосудии.
Человек обвинен в убийстве и практически осужден. Справедливость никогда не нужна обществу, если оно уверено в своей правоте. Побить камнями или устроить суд Линча – это так сладко. Герой и главный обвиняемый в одном лице – жертва не только обвинения, но и небанальной болезни, о симптомах которой мы редко думаем смотря в зеркало или делая селфи. Он – не помнит лиц. Никаких. Ни одного. Любопытно, правда? Но задумайтесь, сколько лиц отчетливо помните вы из вашего огромного списка друзей в телефоне и социальных сетях. И еще. Кто из нас в состоянии сказать хотя собственному отражению в зеркале: «Я - виновен», как это делает герой книги на ее последних страницах?
Тюрьма. Психиатрическая больница. Волны воспоминаний. Разве это лишь конкретные адреса и ситуации? В романе Александровой-Зориной эти три пространства становятся аллегорическими вселенными. Достаточно ли у нас свободы? Не ставят ли нам ежедневно диагнозы, считая ненормальными? Живем ли мы счастливо и мучительно в мире давно минувших событий и эмоций?
Итак, детективный сюжет, психологическое погружение, социальный анализ – всё это в мужском жестком ритме от изящной женщины-писателя. Бывают книги – проводники, но перед нами книга-путешествие.