Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
В мире21 июля 2016 21:14

Пилот турецкого истребителя сбил наш Су-24 по своей инициативе или по приказу?

В Турции заявили, что ударивший по российскому бомбардировщику летчик принял решение самостоятельно
Напомним, 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский Су-24

Напомним, 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский Су-24

Фото: Twitter.com

Сначала напомню о деталях трагического инцидента. 24 ноября 2015 года фронтовой бомбардировщик Су-24, входивший в состав авиагруппы Воздушно-космических сил (ВКС) России в Сирии, был сбит ракетой «воздух-воздух» с истребителя F-16C ВВС Турции. Случилось это в районе сирийско-турецкой границы. Наш самолет упал на территории сирийской провинции Латакия в районе Байырбуджак. Экипаж самолета успел катапультироваться, однако пилот майор Олег Пешков был расстрелян в воздухе боевиками из протурецкой группировки, действующей на территории Сирии. Штурман капитан Константин Мурахтин приземлился вне зоны обстрела и был эвакуирован спецназом Сирии на нашу авиационную базу «Хмеймим».

Судя по сообщениям официальных лиц Турции и тамошних газет, пилотом F-16 был майор турецких ВВС Мустафа Хайжуроглу (Mustafa Hajuroglu). Фотография бравого "национального героя" облетела все турецкие СМИ. Мелькали заголовки: «Он поставил зарвавшуюся Россию на место!». Ну а дальше судьба турецкого майора стала складываться похлеще, чем у самых таинственных героев детективных романов Агаты Кристи. Сначала проходили сообщения, что этот пилот погиб во время теракта, - якобы взорвался в автобусе вместе с другими летчиками. А потом оказалось, что он чудесным образом воскрес и даже участвовал в военном путче. Мэр Анкары Мелих Гекчек заявил о ликвидации Хайжуроглу (он якобы управлял одним из угнанных путчистами боевых вертолетов и был сбит).

- Пилот участвовал в инциденте с российским самолетом, он же был одним из участников путча. Мы его подозревали. Теперь точно скажу, что наши с Россией отношения испортили именно эти негодяи, - заявил мэр в эфире телеканала CNN Turk.

«Эти негодяи» - те самые два турецких пилота F-16, которые подкараулили наши бомбардировщик у турецкой границы. А теперь (судя по сообщениям тех же турецких СМИ и некоторых стамбульских политиков) оказывается, что Хайжуроглу жив-здоров. И в перевороте действительно участвовал. Потому и арестован вместе с другим «негодяем».

После попытки переворота в Турции министр юстиции Бекир Боздаг подтвердил, что пилоты, сбившие российский Су-24 в ноябре прошлого года, «находятся среди арестованных по делу о военном перевороте. А президент страны Тайип Эрдоган заявил, что задержанные пилоты могут быть связаны с организацией оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого власти Турции обвинили в организации мятежа.

Правда, у спецов возникают сомнения, - действительно ли Хайжуроглу «управлял боевым вертолетом» во время путча или лишь находился на его борту. Есть у спецов и другое сомнение, - вряд ли майор, обученный управлять реактивным самолетом, такой уж выдающийся универсал, что запросто может рулить и боевой вертушкой, выполняя сложные маневры и ведя огонь из бортового оружия.

И вот здесь возникает резонный вопрос: майор Хайжуроглу сбивал наш Су-24 по своему решению (как воздушный хулиган-преступник) или по приказу командиров?

Вот как ответил на этот вопрос заместитель председателя правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР), депутат парламента Ясин Актай в интервью радио Sputnik:

- Турецкий пилот сам принял решение сбить российский Су-24…Нарушение воздушного пространства в течение 17 секунд и повторения таких нарушений, конечно же, недопустимы. Но отложим это в сторону. Решение сбить самолет было принято в воздухе. Такие решения принимает пилот, и он руководствуется правилами применения силы.

По словам Актая, пилот может не сбивать самолет, который "нарушил воздушное пространство на короткий срок и намеревается покинуть его… Уничтожение российского самолета, который, как было ясно, уже покидал воздушное пространство, вызывает вопросы… Турция защищала действия своего пилота, чтобы не подвергнуть сомнению наши правила применения силы… В конечном результате Турция и Россия решили проблемы между собой, слава Богу. Но если эти сообщения (о задержании пилотов, сбивших Су-24) подтвердятся, это способствует улучшению отношению между Россией и Турцией и стимулирует существующие договоренности между странами".

Как же относиться к этим словам и выводам Актая. Турецкий депутат – человек сугубо гражданский. В турецких ВВС не служит, в штабе или на командном пункте в день трагедии не был. А его вывод о том, что «решение сбить самолет было принято в воздухе» потому что Хайжуроглу руководствовался некими «правилами

силы», - всего лишь догадка, предположение. А «правила силы», о которых говорит Актай, применительны в турецких ВВС лишь в условиях реальной войны или же в том случае, когда самолет противника мог создать угрозу для F-16. Но ни того, ни другого во время инцидента не было. К тому же наш Су-24 покидал район встречи с турецким самолетом, уходя от турецкой границы. За те 17 секунд майор Хайжуроглу вряд ли мог бы сообразить, что с ним делать, не доложив о нарушителе на землю. Следовательно, можно предположить совсем иное, - он поднимался в воздух с определенной установкой в голове…

Но не лукавят ли ловко и мэр Анкары, и депутат парламента Актай, сваливая причину разрыва отношений Турции и России на «негодяев» или хотя бы на одного из них? Очень ушлый политический прием - списать на мятежников всю вину за «обледенение отношений между Москвой м и Стамбулом, закрыв таким образом тему сбитого российского самолета навсегда. И заодно – создав удобный «оправдательный фон» для Эрдогана перед предстоящей его встречей с Путиным.

Но здесь не лишне напомнить, что еще за пару месяцев до того момента, когда майор

Хайжуроглу нажал кнопку «пуск» в кабине своего F-16 и запустил ракету «воздух-воздух» в хвост Су-24, другой наш самолет всего на пару десятков секунд залетел в воздушное пространство Турции. Он выполнял боевую задачу на севере Сирии. Была очень плотная облачность. Когда наш истребитель стал проходить вдоль границы с Турцией, аппаратура показала, что какие-то наземные средства ПВО пытаются делать захват боевой машины. Потому летчик был вынужден в считанные секунды сделать противоракетный маневр. Ну, чуток забрался в турецкое небо. Что российская сторона честно и публично признала. Но несмотря на это, тут же последовало грозное заявление Стамбула, что впредь ВВС Турции будут сбивать любой самолет, вторгшийся в воздушное пространство страны (как тут не подумаешь – «Стамбул сказал, - Стамбул сделал»). Вскоре после того грозного предупреждения и случился инцидент с нашим Су-24. Причем, в момент трагедии в том районе, как же было сказано, находились сразу два турецких F-16 (те самые «негодяи»).

Вот что говорил по этому поводу Главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев:

- ​​Турецкие истребители F-16 заранее спланировали свою атаку на российский самолет Су-24, устроив ему засаду в воздухе. Результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16 в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2,4 тысячи метров, что говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции.

По словам Главкома, необходимое подлетное время самолета F-16 с авиабазы Диярбакыр из положения дежурства на земле к месту пуска ракеты составляет 46 минут, из которых 15 минут — подготовка и взлет самолета, 31 минута — время по​лета к рубежу пуска. Таким образом, считает Главком, перехват самолета Су-24 из положения дежурства на земле с аэродрома Диярбакыр невозможен, так как необходимое время подлета превышает минимальное время для атаки цели на 12 минут.

И многие другие наши авиационные специалисты считают, что покушение на российский Су-24 было хорошо продуманным воздушно-террористическим актом. И для больше доказательства этой версии двигают вот такие аргументы: нарушение воздушного пространства - не повод мгновенно сбивать самолет. Решение об уничтожении принимается только после того, как вторгшийся в воздушное пространство страны самолет не меняет курс после предупреждения его по радиосвязи, после выполнения самолетом-перехватчиком определенных манеров, указывающих на требование покинуть район, после предупредительных выстрелов трассирующими снарядами поперек курса его полета. И, наконец, только после получения приказа «земли» на уничтожение нарушителя. Ничего этого не было. К тому же чтобы так точно подкараулить наш бомбардировщик, турецкому истребителю явно требовалась и наводка с земли. И еще. Завалить нашу «Сушку» - это все равно, что объявить войну России. И будь майор Хайжуроглу самым отчаянным авиахулиганом или бандитом, он не мог самостоятельно отважиться на такое решение. Слишком масштабны и трагичны последствия. А отсюда и вывод – такое решение явно было согласовано с самыми высоким армейским начальством, которое, в свою очередь, вряд ли могло быть принято без «отмашки» верховного главнокомандующего вооруженными силами Турции - Эрдоганом. Тем самым человеком, который наградил орденом «негодяя». А может быть, под шумок путча его и кокнули, чтобы убрать самого главного свидетеля преступления, случившегося 24 ноября 2015 года в небе над сирийской Латакией?