Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество1 августа 2016 13:08

"Я поведу тебя в музей, сказала мне жена. И... привела в "Ельцин-центр"

По дороге на перевал Дятлова наши корреспонденты заглянули в Екатеринбурге в «Ельцин-центр»
Наталья и Николай Варсеговы вновь окунулись в наше недавнее прошлое

Наталья и Николай Варсеговы вновь окунулись в наше недавнее прошлое

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

ПОДАРОК С НАМЕКОМ

Из этого Ельцинского музея Наталья Варсегова вышла, роняя слезы, а потому на прощальном снимке получилась не в меру грустной. Наташа далеко не единственная, кто на выходе шмыгал носом, потому как в последней музейной комнате, где Борис Николаевич обращается к дорогим россиянам со своею – той памятной и последней предновогодней речью, ветеранам ельцинского периода трудно остаться спокойными.

Устроителям «Ельцин-центра» удалось всю ельцинскую эпоху как-то втиснуть в «один сосуд», где музыка, дух и образы тех времен возвращают нас в проклятые девяностые с их нищетой и ложью, рэкетом и борьбою за выживание.

- Это дурдом какой-то, - сказал Варсегов, - мне отовсюду слышатся голоса из прошлого!

Но это не помешательство. В каждой комнате из телевизоров «рубинов» и «радуг» вещают Гайдар, Миткова, Чубайс, Невзорв - с музыкой из 600 секунд… .

- Я не могу спокойно смотреть на это, - сказала Наташа, когда мы попали в «продуктовый магазин» начала 90-х. На прилавке пирамиды консервных банок с морской капустой и трехлитровые банки с березовым соком. – В нашем сельпо было все точно также.

Ваучеризация всей страны дошла и до московской подземки

Ваучеризация всей страны дошла и до московской подземки

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

И все это издевательство над психикою нарастает с продвижениями по комнатам. А сначала же посетителям несколько даже весело. В первой комнате выставлены подарки Борису Николаевичу. В большинстве своем нелепые и кичливые: национальные халаты, колокольчики и бубенчики, макеты военной техники. Деревянная шкатулка от губернатора Подмосковья, на крышке которой искусно выписана тройка лошадей. Управляют красавцами сам Борис Ельцин и его супруга Наина Иосифовна, в санях – дети и внуки. Фигурный ковш, бинокль, набор часов…

В ряду этих простодушных даров некой издевкой смотрится подарок от Бориса Немцова – свитер. К нему прилагается телеграмма: «Решил подарить Вам свитер, чтобы Вам было в нем тепло и уютно. А его оранжевый цвет – намек на то, чего не хватает нам сейчас в России».

ДО СВОБОДЫ 11 ВЕКОВ

В следующем зале современные инсталляции. Начало завораживает: панорамный графический видеоряд кратко и образно, повествует об истории России, начиная с княжеских времен. Народ, привыкший к рабскому игу, сквозь столетия через войны и мучения обретает свободу. Ее дарит многострадальной стране первый президент независимого государства Борис Ельцин. Этакий взгляд кому-то покажется спорным, но на то и история, чтобы спорить.

Далее – смена эпох: от Сталина до наших дней. Параллельно с ней растет и взрослеет наш Борис Николаевич. История его семьи – история современной России. Вот приговор, по которому был осужден его отец Николай Игнатьевич Ельцин. Копия допроса, фотография. А вот семейное фото – будущему президенту здесь 2 года отроду. Хрущевские времена, брежневский застой… Ельцин – уже один из ведущих свердловских партработников.

Ельцин-центр в Екатеринбурге

Ельцин-центр в Екатеринбурге

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Все меняется, когда его в 1985 году переводят на повышение в Москву. Там в 1987-ом он произносит свою знаменитую речь, обличая членов ЦК КПСС. Но есть ли смысл сейчас пересказывать биографию Ельцина? Думаем, нет. Музей – вовсе не об этом. Эта выставка о каждом из нас. О нашей жизни, в которую в определенный момент вдруг ворвался Ельцин. Натурально ворвался – на танке. И народ его практически единодушно принял, потому что к тому времени он устал от застоя. Ситуацию не спасал даже, казалось бы, бодрый по сравнению с засыпающей на трибунах партийной элитой, Михаил Горбачев. А тут вдруг ГКЧП, танки, Ельцин.

ЗАГАДОЧНЫЙ ЗВОНОК

Одна из экспозиций – комната в обычной хрущевке. Софа, журнальный столик, стенка с книгами, дисковый телефон красного цвета и телевизор, на экране которого «Лебединое озеро». Явный признак того, что в стране помер очередной генсек.

И Ельцин такой молодой

И Ельцин такой молодой

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Увидев лебедя в исполнении Майи Плисецкой, Наталья застыла. «Погоди», - отмахивалась она от торопящего ее Николая, - «мы не в магазине». Но тут вдруг зазвонил телефон. Звонко и требовательно, как умеют трезвонить только дисковые аппараты. Наталья машинально сняла трубку:

- Алло?

- Привет, - раздался приглушенный женский голос, - ты телевизор смотришь?

- Смотрю, - тут же отвечает Наталья.

- Слушай, ты вообще понимаешь, то происходит? По телеку говорят, что в стране переворот, - продолжает тараторить женщина.

Тут Наталья в недоумении отвела трубку от уха и посмотрела на мужа.

Инсталляция путча возвращает посетителей в август 1991 года

Инсталляция путча возвращает посетителей в август 1991 года

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Ничего не понимаю, - сказала она, - про переворот речь.

Умный Николай тут же понял, в чем дело.

- Так это такая интерактивная инсталляция, - объяснил он. – Как будто мы вернулись в 1991 год.

Наталья на всякий случай еще раз приложила трубку к уху:

- В общем, ты, если что узнаешь, сразу звони мне, или я тебе, - попрощалась неведомая нам женщина.

Мы положили трубку и вошли в соседнюю комнату, где сразу оказались на баррикадах у Белого дома. В тоннеле на Садовом кольце, куда один за другим шли танки. «Я там, как дурак, тогда тоже бегал», - шепнул Николай Наталье на ухо.

ЧУБАЙС И ЕГО ВАУЧЕРЫ

А потом пришло время дефицита, талонов и ваучеризации всей страны. Время чудовищного обмана: обнищания одних и резкого обогащения других. Как иллюстрация – фотокарточка женщины, стоящей в вестибюле метро, с табличкой на груди «Куплю ваучеры».

Наталья Варсегова: "В то время я училась в старших классах, но хорошо помню, как моя мать продавала эти бумажки, чтобы купить домой хлеба. Думаю, таких, как мы, были миллионы".

Маленький Борис Ельцин с родителями

Маленький Борис Ельцин с родителями

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Ну и кому нужна была эта реформа? Тем, кто хапал эти ваучеры, а потом банкротил российскую промышленность?

Здесь же представлена прекрасная мультимедийная инсталляция. Экономисты Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев и Петр Авен рассуждают спустя годы об экономических реформах того времени. Вы только вслушайтесь в слова Чубайса: «Кто бы ни выполнял реформы, ответственность всегда будет лежать на первом лице». Ельцина давно в живых нет, а знатный реформатор Чубайс до сих пор у бюджетной кормушки, только теперь она с приставкой «нано».

Шкатулка от губернатора Подмосковья

Шкатулка от губернатора Подмосковья

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Я УСТАЛ, Я УХОЖУ

Последняя выставочная комната – рабочий кабинет президента Ельцина в Кремле. На столе все расставлено так, как, судя по всему, было при нем. Как штрих его недавнего присутствия – чашка горячего чая. Из нее идет пар.

В кабинете работает телевизор. На экране Борис Николаевич, больной, одутловатый, с трудом выговаривающий слова.

Тот самый свитер, который подарил Ельцину Борис Немцов

Тот самый свитер, который подарил Ельцину Борис Немцов

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

31 декабря 1999 года.

«Дорогие друзья! Дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам как президент России. Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку».

Наталья Варсегова: «Мне было невыносимо слушать эту речь. Я сбежала из этой комнаты с комом в горле, едва Борис Николаевич начал говорить. Всего 9 лет прошло! Из бодрого мужчины, стоящего на танке, Ельцин превратился в больного старика. Власть выжгла его дотла. Нет, этот музей – не о величии Ельцина, это рассказ о его трагичной судьбе. История маленького человека, которого перепахало и выплюнуло огромное государство».