Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды17 августа 2016 22:00

Борис Смолкин: «Не лезьте, куда не следует! Меньше получите мордой об стол …»

Размышляем с известным актером и преподавателем на тему «очевидного и невероятного» в нашей судьбе, о ее предопределенности и роли человека в ней
Марина АНИКЕЕВА
Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Борис Смолкин – популярный актер театра и кино - родился 2 марта 1948 года в высоко образованной еврейской семье. Молодому поколению он больше известен как дворецкий Константин из телевизионного сериала «Моя прекрасная няня», а средний и более старший зритель может помнить его в роли Расплюева в фильме «Свадьба Кречинского», а также Лесовичком в «Новогодних приключениях Маши и Вити», главным разбойником на дороге и гвардейцем при капитане в «Труффальдино из Бергамо» и т.д. и т.п. На счету актера также огромное количество работ по озвучанию в советском и российском кинематографе, в том числе его голосом говорит магистр Йода (Фрэнк Оз) в первых трёх эпизодах (трилогии-приквеле) фильма «Звёздные войны» (кинотеатральный дубляж компании «Нева-фильм»).

С детства Борис Смолкин был увлечен театром, но получить желаемую профессию удалось не сразу. Однако, если бросить ретроспективный взгляд, получается, что стать актером ему было предначертано…Хотя сам Борис Григорьевич не очень-то верит в знаки и намеки судьбы, относясь к этому спокойно, если не сказать, скептически. И темнее менее, как бы то ни было, жизнь глобально сложилась именно так, как мечталось сызмальства. И, видимо, неважно, как мы относимся к существованию Главного сценария – отрицаем ли мы его или приемлем…Важно, что, если мы чего-то действительно хотим, оно рано или поздно происходит. С единственной разницей: если мы верим в то, что нам помогают небеса, быть может, заветное осуществляется легче.

Именно об этом и беседует с заслуженным артистом Российской Федерации ведущая телепередачи «Ничего случайного» Светлана Солнцева.

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

- Борис Григорьевич, смысл нашей программы заключается в том, что мы стараемся найти какие-то закономерные неслучайности в жизни людей, которых приглашаем в студию. Для Вас на основе того, что смогли найти в открытых источниках, мы составили своеобразное пунктирное биографическое досье. Похоже ли оно на правду?

- Немножко пафосно, но в общем и целом все правильно, да.

- Мы могли бы вместе его подкорректировать!

- Можно попробовать. Хотя это довольно длинная дорога. Я, действительно, с семи лет хотел стать артистом. Но почему – не знаю. Я до сих пор так и не придумал никакой легенды на этот счет. Мама всю жизнь хотела быть певицей, но была война, и она выучилась на филолога, преподавателя английского. А я в первый раз на сцену вышел в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. Играл Мишку Квакина из «Тимура и его команды» Гайдара.

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

- В вашей жизни были и другие неслучайные люди непосредственно из художественной среды. Например, Илья Резник в самом начале артистического поприща. Разве все это не знаки?

- В тот момент (а это уже были старшие классы математической школы) я организовывал концерты, капустники…Душа просила театра, а не математики. И вот так я набрёл и на Илюшу Резника, который в то время был артистом одного из ленинградских театров и вёл драмкружок недалеко от моей школы на Васильевском острове.

Существовал от надежды к надежде

- Ну а, закончив школу, всё-таки не сразу пошли в театральный.

- Пошел-то я сразу, но меня не приняли, хотя дошел до третьего тура! А Илюша, кстати, один из немногих знал, что я туда пойду. Словом, когда на следующее утро я пришёл в приемную комиссию забирать документы, то обнаружил приложенную к ним записку: «Приходите, пожалуйста, в театр-студию университета». И подпись была – В. В. Петров. Владимир Викторович в то время руководил театром студии университета, был на вступительных экзаменах и видел меня. Вы правы, действительно, судьба будто расставляла манки…Кроме театрального института, я пробовал себя и в студии Московского художественного театра, которая приезжала каждые два года в Ленинград. Один из их педагогов, Маняков, тоже обратил на меня внимание. Он отозвал меня в сторону и говорит: «Вы должны этим заниматься, молодой человек. Но я вас не могу принять. Вам надо ехать в Щукинское училище…» В общем, мне все время давали надежду. Так я по этим столбикам и существовал: от надежды к надежде. До тех пор, пока на третий раз не поступил. И то один из профессоров сказал мне: «Вам, молодой человек, нечего делать в советском театре».

- И таким образом Вы оказались в Музкомедии.

- Да. И прокололся маме, у которой было много подружек, педагогов по вокалу. Одна из них заявила, что у меня есть голос, позанималась со мной, и меня приняли на отделение Музкомедии, которую я благополучно и закончил. Закономерная случайность, скажете? А я немножко иначе на это смотрю. Предполагаю, что это цепь совпадений.

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Случайные и неслучайные роли

У каждого из нас есть роли, которые мы должны сыграть – на сцене или в жизни. Но не у всех выдается возможность для этого. Или по-другому. Возможность выпадает всем, но не всякий ее может увидеть и воспользоваться ими. Борис Смолкин, видимо, благодаря свойственной ему интуиции творческого человека, распознал «свое» из того, что предлагала ему Вселенная.

- Мне повезло в театре, - признается актер. - Я сыграл те роли, которые, наверно, ни в каком другом театре никогда бы не сыграл. И были роли, которые только я и должен был играть. Но я иду от противного. Вот и студентам всегда говорю: «Ребята, когда вы закончите обучение, вы должны точно знать, чего вы не должны играть, и не лезть туда. Чем меньше вы туда будете лезть, тем меньше вы будете мордой об стол …А если вдруг в вашей жизни выпадет роль из того порядка, который вы не должны, но вы её сыграете, это станет большим для вас подарком».

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

Светлана Солнцева и Борис Смолкин

В жизни Борис Смолкин, без сомнения, тоже умеет распознавать «свое» и не «свое». Он женат вторым браком, имеет двоих детей. В любовь с первого взгляда не верит. Считает, что для того, чтобы выкристаллизовалось чувство, нужно время. У Стендаля, по его мнению, это хорошо описано («Кристаллизации чувств»). Если опустить ветку в сильный соляной раствор, то лишь по прошествии времени на ней появятся кристаллы. Не сразу.

И все-таки Борис Григорьевич не верит в запрограммированность наших биографий.

- Не хотелось бы думать, что она кем-то запланирована, наша жизнь, - уточняет актер. - Я хотел бы в ней поучаствовать. Вы спрашивали про случайность-неслучайность. Было много случаев в моей жизни, которые повлияли на то, что вы называете судьбой. Но я не думаю, что кто-то это программировал. Тем более, что я программирование немножко помню, сдавал его в школе когда-то, у меня даже удостоверение есть «программист-вычислитель первого разряда». Поэтому я не думаю, что кто-то сидит где-то на дереве или на небе и программирует случаи, которые все определяют.