Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Осознанный выбор30 августа 2016 12:10

Парламенты в России – кто и когда. Часть IV

Советский парламент – отличный … от других
Дмитрий КРАСЕНОВ
После 1918 года высшим исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров во главе В.И. Лениным. Фото: Картина В.Серова "Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов"

После 1918 года высшим исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров во главе В.И. Лениным. Фото: Картина В.Серова "Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов"

Итак, в январе 1918 года ВЦИК распустил Учредительное собрание, после чего начал свою работу III Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем он объединил свою работу с деятельностью III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Объединенный III Всероссийский съезд Советов разработал и утвердил новую структуру государственного аппарата. Высшим законодательным органом был провозглашен съезд Советов. В перерывах между съездами эти функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим исполнительным органом являлся Совет Народных Комиссаров во главе В.И. Лениным.

Спустя полгода, в июле 1918 V съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР. В соответствии с ней трудящиеся получили право избирать и быть избранными в органы Советской власти, свободу слова, собраний, митингов.

А в январе 1924 года II съезд Советов СССР принял уже Конституцию СССР. Она законодательно закрепила образование Союза ССР. Формой государственного устройства наций была провозглашена федерация республик с правом свободного выхода из Союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР.

Следующая Конституция СССР была принята в 1936 году. К этому времени СССР значительно изменился по составу республик, которые в него входили, произошли и значительные изменения во внутренней жизни страны. Высшим законодательным органом СССР по новой Конституции стал Верховный Совет, который состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Он принимал законы и утверждал состав Правительства СССР.

К этому времен эксплуататорские классы в стране уже прекратили свое существование, а потому новая Конституция закрепила формальное равенство всех граждан в вопросе избирательных прав. Впервые в нашем государстве выборы стали всеобщими, тайными, прямыми и равными одновременно. Причем, в Советы всех уровней, от сельских до Верховного Совета. Голосовать теперь могли и крестьяне, и военные, и рабочие, и интеллигенция, и даже безработные.

Даже новая Конституция «развитого социализма», которая была принята в 1977 году, фактически оставила эту систему нетронутой, ограничившись в значительной степени косметическими изменениями. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Советы стали называться Советами народных депутатов. Они образовали единую систему государственного управления от местного уровня и до самого высшего. Для создания подлинного народовластия «в депутатском корпусе были равномерно представлены все категории населения: молодые и пожилые, женщины и мужчины, рабочие и колхозники, представители интеллигенции и военные, а также определённый процент беспартийных граждан».

Впрочем, советское народовластие имело одну существенную черту – согласно статье 6 Конституции СССР руководящая и направляющая роль в обществе и государстве принадлежала Коммунистической партии Советского Союза. Фактически Верховный Совет, как и Советы всех уровней, несмотря на широкое представительство всех слоев народа, выполняли те решения, что принимали руководящие органы КПСС. Причем, это касалось и внутренней, и внешней политики государства. Эта статья была изменена уже перед самым крахом СССР, в 1990-м году, когда в ней был закреплен отказ от монополии КПСС и провозглашена многопартийность в стране.

Постсоветская Россия вначале унаследовала парламентскую структуру от РСФСР, но осенью 1993 года, когда обострилось противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти, президент Борис Ельцин подписал Указ №1400, которым распустил Верховный Совет Российской Федерации и поручил разработать проект новой Конституции России, а также провести выборы в Государственную Думу РФ, ставшую одной из двух палат нового парламента – Федерального Собрания РФ.

Вот так в России появилась ныне действующая представительная власть – Федеральное Собрание РФ. Постоянно действующее Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации – ее субъекты. Заседания палат проводятся раздельно. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, Посланий Конституционного суда и выступлений руководителей иностранных государств. Различная компетенция для каждой из палат, обеспечивает самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания.

С их деятельностью и компетенцией можно подробно ознакомиться на соответствующих сайтах.