Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика25 сентября 2016 22:00

Экологические стандарты: от скважины до заправки

Технологии разведки и добычи нефти по принципу «нулевого сброса» не нагружают природную среду
Андрей ТРОШИН
С 2009 года на АЗС появились фотоэлектрические модули, питающиеся от солнечной энергии. Фото: ПАО "Лукойл"

С 2009 года на АЗС появились фотоэлектрические модули, питающиеся от солнечной энергии. Фото: ПАО "Лукойл"

Нефтяные запасы Каспийского моря многие десятилетия оставались нетронутыми. Велась разработка месторождений на берегу, но освоение морских участков долгое время откладывалось. Главная причина - необходимость сохранения уникальной природной среды этого региона, населённой множеством редких и краснокнижных представителей флоры и фауны. Разрешение на хозяйственную деятельность в этом регионе можно было получить только доказав, что применяемые технологии разведки и добычи углеводородного сырья не нанесут вреда экосистеме региона.

Лицензии на разработку месторождений Каспийского моря получила российская компания «ЛУКОЙЛ», доказавшая эффективность системы «нулевого сброса». На практике это означает, что морская нефтедобывающая платформа не создаёт никакой нагрузки на природную среду региона. В море не попадают никакие загрязнения, всё вывозится на береговые предприятия, осуществляющие переработку и утилизацию отходов. «Перерабатывать отходы - удовольствие дорогое», - сказал начальник отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Алексей Кузин на круглом столе «Нулевой сброс в морской нефтедобыче». «Но оно того стоит. Это позволяет сохранить биоразнообразие региона для будущих поколений», - добавил он.

Аналогичные экологические требования предъявляются к работе нефтедобывающих предприятий на Балтийском море. Принцип «нулевого сброса», разработанный ЛУКОЙЛом, стал фактически отраслевым стандартом для освоения месторождений углеводородного сырья в экологически чувствительных регионах. Всемирный фонд дикой природы WWF, принципиально выступающий против добычи природных ископаемых, признал, что, если уж вести добычу, то только на условиях «нулевого сброса». Аналогичной позиции придерживается Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ), созданная для защиты морской среды Балтийского моря в рамках межправительственного сотрудничества Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии.

Существует распространённый миф о противостоянии нефтяных компаний и природоохранных организаций, но на практике оказывается, что нефтяники соблюдают экологические требования намного тщательнее, чем другие хозяйствующие субъекты. Во многом это вызвано тем, что нефтяные компании располагают достаточными финансовыми ресурсами для применения самых современных технологий, направленных на защиту окружающей среды. Спутниковый мониторинг участков моря показывает полное отсутствие каких-либо отклонений в точках установки нефтяных платформ, тогда как маршруты перевозок морским транспортом отмечены серьёзными загрязнениями. Суда, перевозящие грузы по морю, загрязняют его в масштабах, совершенно немыслимых для нефтяников, работающих на шельфе.

Другим примером экологической ответственности нефтяных компаний служит переход на выпуск топлива, соответствующего европейским стандартам. По данным Федерального агентства государственной статистики, пик выбросов вредных веществ автомобильным транспортом был пройден в 2005 году. Это произошло примерно тогда, когда нефтеперерабатывающие заводы стали постепенно переходить на выпуск топлива, соответствующего нормам «Евро». В 2005 году в атмосферу попало 15,4 млн тонн выхлопных газов, в 2015 году - 14,0 млн тонн.

Снижение выбросов представляется не очень существенным, но нужно учесть, что число автомобилей ежегодно растёт. Впрочем, даже минус 1,4 млн тонн выбросов ежегодно - весьма позитивная тенденция, ведь это означает, что каждый житель страны вдохнул меньше вредных веществ. Это только начало, для достижения максимального эффекта требуется полное обновление автопарка. Если в крупных городах высокий уровень доходов и едкие противообледенительные химреактивы, разбрасываемые коммунальными службами, способствуют быстрому обновлению транспортных средства, то в провинции устаревшие машины с чадящими двигателями эксплуатируются десятилетиями. Впрочем, прогресс неумолим. Рано или поздно все машины, как частные, так и коммерческие, достигнут уровня «Евро-5», что заметно улучшит качество воздуха в крупных городах.

Модная ныне тема альтернативной энергетики также не обходит стороной нефтяные компании. В состав «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» входят Цимлянская, Краснополянская, Белореченская и Майкопская гидроэлектростанции суммарной мощностью 300 МВт. В 2009 году нефтяная компания построила автозаправочные станции с фотоэлектрическими модулями, питающими от солнечной энергии. В 2012 году был проведён ветромониторинг на площадке в Калининградской области, где планируется создание мощной ветряной электростанции. Сейчас активное внедрение «зелёных технологий» сдерживается тем фактом, что они зачастую намного менее эффективны по сравнению с традиционными. Учёные ещё только работают над технологиями, на основе которых можно будет создать электромобили, работающие на солнечной и ветряной энергии. Если эффективность альтернативных технологий будет доказана на практике, можно ожидать, что нефтяные компании станут активнее переходить на «зелёную энергию». Пока же углеводородное топливо остаётся основой мировой энергетики, а отчисления от добычи нефти и газа - главной статьёй в бюджете России.