2016-10-05T21:47:32+03:00
Комсомольская правда
5

Деятели культуры – против экспроприации авторских прав

Виктор Дробыш заявил о своем категорическом несогласии с предложениями МинэкономразвитияВиктор Дробыш заявил о своем категорическом несогласии с предложениями МинэкономразвитияФото: Анатолий ЖДАНОВ

Предложенная Министерством экономразвития реформа системы авторских прав подверглась резкой критике

На недавнем совещании статс-секретарь министерства Олег Фомичев озвучил концепцию реформирования системы авторских прав. В частности, Минэкономразвития предлагает передать функции по коллективному управлению авторскими и смежными правами в государственную публично-правовую компанию.

Видные деятели культуры и ведущие компании, много лет работающие в музыкальной индустрии, незамедлительно заявили о своем категорическом неприятии инициатив министерства. И в адрес первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова полетели коллективные обращения авторов и правообладателей, а также представителей крупнейших отечественных рекорд-компаний. В этих письмах содержались аргументированные возражения против учреждения государственной публично-правовой компании. Обращения подписали композиторы Игорь Крутой, Максим Фадеев, Стас Намин, Эдуард Артемьев, Виктор Дробыш, Вячеслав Добрынин, Константин Меладзе, продюсеры Иосиф Пригожин и Владимир Шурочкин, а также представители Warner Music Russia, Universal Music Russia, Sony Music Russia, United Music Group, Национального музыкального издательства, Национальной федерации музыкальной индустрии, руководители музыкальных издательств и рекорд-компаний.

Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC), под эгидой которой работают 239 организаций из 123 страны, тоже отреагировала на инициативу российских чиновников. Так, в своем обращении к Игорю Шувалову генеральный директор CISAC Гади Орон указал на то, что предложения Минэкономразвития России резко отходят от установившихся международных практик. Риску подвергаются стабильность и эффективность работы всей системы коллективного управления авторскими и смежными правами, в том числе и в части выполнения взаимных обязательств по международному отраслевому сотрудничеству.

Несмотря на резко негативные оценки и многочисленную критику инициатив министерства как со стороны национального профессионального сообщества, так и со стороны международных экспертов, статс-секретарь Министерства экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев продолжает настаивать на мнении, что против предлагаемой им модели выступает исключительно «менеджмент этих самых обществ по коллективному праву, потому что, собственно, любая схема – что ассоциация, что публично-правовая компания – единый орган, он подразумевает, что все остальные должны умереть».

Российские правообладатели уверены: такое нововведение однозначно ущемит их интересы и права.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Не надо опускать нас до уровня Сенегала

Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России:

Я знаю, что Минкультуры подготовило прекрасный законопроект, который действительно поможет нам, авторам в работе, обеспечит прозрачность и понимание всей деятельности обществ по коллективному управлению нашими правами. А идея Минэкономразвития о возвращении к ВААП, как его ни назови – ассоциация или еще что-то, это абсурд, я просто не понимаю, кому такое могло придти в голову.

Есть мировой опыт, есть опыт работы РАО, ВОИС, РСП – наша страна в сфере авторских прав достигла больших успехов. Зачем опускать нас до уровня Сенегала, Кубы, Марокко, да что искать примеры так далеко – трагический опыт государственного авторского общества в Украине у нас прямо перед глазами.

Виктор Дробыш, продюсер, композитор, заслуженный артист России:

Меня поразила беззастенчивость господина Фомичева, когда он заявляет о поддержке авторского сообщества предлагаемой им экспроприации у правообладателей возможности самим определять, как мы хотим управлять нашими же правами. И это заявление делается после того как буквально все представители музыкальной индустрии объединились и заявили о своем категорическом несогласии с предложениями Минэкономразвития.

Правда, мы писали письма первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру Алексею Улюкаеву. Возможно, до господина Фомичева они еще не дошли - насколько я понимаю, он вообще по профилю к авторским правам никакого отношения не имеет. Мы будем настаивать на том, чтобы регулирование сферы авторских прав оставалось в ведении Минкультуры – там хотя бы понимают, о чем идет речь, и поэтому не наломают дров.

Стас Намин, композитор, исполнитель, продюсер:

Странно, создается такое впечатление, что кто-то занимается не выстраиванием сферы интеллектуальной собственности, а какими-то интригами. Вот недавно мы написали открытое письмо за подписью практически всех ведущих музыкальных продюсеров и авторов первому вице-премьеру И.И.Шувалову с копией в Минэкономразвития, где однозначно заявили, что ни госкомпания, ни какая-то выдуманная ассоциация, нам, авторам, исполнителям, продюсерам – не нужны.

Мы уже долгое время по поручению Президента РФ В.В. Путина занимаемся выстраиванием прозрачного и справедливого механизма, который не будет зависеть от одного человека, или группы людей. Механизма, который будет построен на основе современных технологий, и которые обмануть невозможно. У нас есть полное взаимопонимание внутри индустрии, и я убежден, что такой механизм будет выстроен уже в самое ближайшее время.

Господа чиновники, мы очень просим вас – дайте нам возможность наладить работу в Российском авторском обществе – РАО, где только что прошла конференция, и авторы определили, как они видят развитие организации. Дайте возможность с помощью ВОИС внедрить у пользователей плеер, который обеспечит прозрачность отчетности и распределения. Пожалуйста, просто дайте нам работать и созидать. Каждый должен заниматься тем, что действительно умеет: авторы – создавать музыку, бизнесмены – монетизировать ее, Минкультуры – поддерживать культуру и защищать авторские права, Минэкономразвития – следить за стабильностью нашей экономики.

Игорь Бутман, исполнитель, композитор, народный артист России:

Могу только сказать, что со стороны господина Фомичева налицо вопиющая некомпетентность. Например, в ответ на вопрос о борьбе с нелегальным контентом он заявляет, что, мол, решили: «лучше с болванок будем деньги собирать — так авторы хотя бы получат деньги». Речь же идет о совершенно разных видах использования контента, авторских прав. Нелегальный контент – это, в первую очередь, нелегальное использование музыки и кино в Интернет, в цифре. «Сбор за болванки» – это сбор за частное копирование, он появился в Европе, когда еще Интернета не было.

Чтобы заниматься авторскими правами, надо разбираться в этом вопросе, как минимум – знать законодательство. Мы уже выразили свою позицию в обращении к И.И.Шувалову: мы считаем, что авторы уже на деле показали свое желание и способность к самоорганизации, мы в силах сами навести порядок в делах организаций, которые управляют нашими правами. Нового ВААП в любой его форме нам не надо.

Илья Резник, композитор, народный артист России:

Меня очень удивили предложения Фомичева из Минэкономразвития. Получается, что он хочет повторить весь негативный опыт РАО, только в формате государственной структуры. Очень правильно сказал об этом Алексей Волин из Минкомсвязи России – на РАО, которая не является государственной структурой, можно и даже уже нашли управу, а вот если введут государственную монополию, то нам все останется только ходить по чиновникам и просить свои деньги. А ведь речь идет об управлении нашими авторскими правами, о результатах нашего творческого труда, о нашей интеллектуальной собственности.

Я категорически против предложений Минэкономразвития и считаю, что надо идти по пути постепенной эволюции от существующей системы госаккредитации к договорному управлению правами с обязательным использованием самых современных информационных технологий. И вот что еще я считаю очень важным в этой ситуации, но о чем все время умалчивают почему-то. Кроме прозрачности, аудита, контроля над сбором, нужно изменить сами расценки начислений авторского вознаграждения авторам.

Анатолий Кролл, исполнитель, композитор, народный артист России:

Можно констатировать, что на сегодняшний день в России сложилась развитая система коллективного управления правами. Конечно, функционирование организаций не одинаково успешно и прозрачно - в некоторых случаях необходимо вмешательство авторов и иных правообладателей в деятельность менеджмента общества. Правообладатели на деле показали способность к самоорганизации и готовность самостоятельно навести порядок в своих делах.

Но главное – сложившаяся система позволяет каждому правообладателю лично участвовать в коллективном управлении правами посредством членства в соответствующих организациях. Предложения же Минэкономразвития России содержат положения, которые не отвечают духу коллективного управления правами и входят в противоречие со сложившейся и доказавшей свою эффективность международной практикой.

Валерия Лесовская, исполнитель, композитор:

Нас всех очень беспокоит полное невнимание чиновников Минэкономразвития России к мнению индустрии, тех самых авторов, о которых идет речь в предложениях министерства. Мы много лет занимаемся своей профессией и знаем цену компетентности и опыту. У нас всегда была очень конструктивная работа с Министерством культуры России – нас слушали и слышали, в отличие от Минэкономразвития и Роспатента. Возможно вмешательство государства и было нужно несколько лет назад, но сегодня творческая индустрия уже находится в той стадии движения, когда ей необходима поддержка, но противопоказано вмешательство.

Хабир Ибрагимов, драматург, исполнительный директор Татарского агентства интеллектуальной собственности:

Представляя позицию Минэкономразвития, Олег Фомичев опирается на то, что противниками внедрения новых инициатив выступают в первую очередь сами общества по коллективному управлению правами. Однако нельзя не брать в расчет мнение целых групп правообладателей, о котором они сами громко и внятно заявляют. Более того, и за обществами по коллективному управлению также стоят именно авторы, правообладатели, которые понимают, что если сейчас, при существующей модели, они могут контролировать функционирование системы, у них есть надежда на ее совершенствование путем принятия дополнительных мер по повышению прозрачности процессов, создания наблюдательных советов, внедрения современных программных комплексов так далее, то в случае если предложения Минэкономразвития будут приняты, им не останется ничего, кроме как наблюдать за происходящим со стороны.

Новая организация, независимо от того, в какой форме она будет создана, не будет в состоянии защищать интересы правообладателей так, как действующие общества по коллективному управлению правами, которые имеют определенный опыт, наработки, налаженные контакты и договоры как с авторами, претендующими на вознаграждение, так и с компаниями, использующими их произведения.

Олег Ершов, поэт, композитор, писатель, продюсер, актер, исполнитель авторской песни (г. Калининград):

Мне не очень понятно, как можно предлагать заменить стабильно работающий в нашей стране механизм коллективного управления на что-то абстрактное, еще не созданное, не опробованное. Несмотря на критику и периодически возникающие вопросы к этой системе, ее эффективность в целом признают как сами правообладатели, так и крупные международные организации, что тоже немаловажно.

Говоря о реформировании системы авторских прав, господин Фомичев рассуждает об альтернативах. Почему бы для начала не рассмотреть изначальный вариант, не попытаться поменять отдельные элементы в системе, придерживаясь эволюционного похода вместо того, чтобы совершать революцию? Такое ощущение, что целью является в первую очередь разрушение, а не созидание.

Игорь Жуков, поэт, писатель, сказочник, член Союза писателей России (г. Иваново):

Я считаю, что усиливать регулирование государством такой сферы, как коллективное управление авторскими правами, нет необходимости, ведь она уже регулируется в большой степени самими участниками творческих индустрий. Тесное взаимодействие правообладателей и тех, кто собирает и распределяет вознаграждения, контроль авторов над деятельностью обществ по коллективному управлению, участие в их работе – это и есть основные преимущества, которыми мы можем пользоваться сегодня.

Представитель Минэкономразвития Олег Фомичев говорит о том, что вмешательство правительства в дела авторов будет способствовать обеспечению прозрачности и подконтрольности, но эта идея вызывает большие сомнения как у меня, так и у моих коллег. Гибкость системы, возможность авторов влиять на принятие решений могут быть утеряны безвозвратно.

Олег Некрасов, продюсер, автор, генеральный директор ООО «Издательство «Монолит»:

Весь музыкальный бизнес, все правообладатели однозначно против предложенной Минэкономразвития модели усиления государственного вмешательства в коллективное управление авторскими правами. Независимо от того, будет ли это в форме публично-правовой компании или некой окологосударственной ассоциации. Мы хотим сами определять то, как будет происходить управление нашими правами, устанавливать ставки за их использование, согласовывать процедуру распределения вознаграждения.

Мы очень благодарны И.И.Шувалову за внимание к вопросам интеллектуальной собственности и потому обратились к нему с просьбой умерить пыл некоторых чиновников, предлагающих что-то, не имея достаточной компетенции в нашей сфере деятельности.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24