Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды10 октября 2016 8:50

Историк века

На 91-году скончался великий польский кинорежиссер Анджей Вайда [видео]
Режиссер Анджей Вайда в марте 2016 г. ФОТО Zuma/TASS

Режиссер Анджей Вайда в марте 2016 г. ФОТО Zuma/TASS

Автор полусотни картин, патриарх польской кинематографии, в ХХ веке справедливо считавшейся одной из лучших в Европе, Вайда был одним из самых признанных режиссеров своего времени - лауреатом и каннской «Золотой пальмы», и почетного «Оскара», и почетных призов всех главных фестивалей, от Берлинского до Венецианского. Между тем, как и положено великому режиссеру, он продолжал работать до последнего дня. Одна из его поздних картин, "Аир", на Берлинском фестивале 2009 года была удостоена приза за новаторство, вручаемого обычно молодым режиссерам. Вайда не дожил всего несколько дней до премьеры своего последнего фильма с пророческим названием «Остаточное изображение» (Afterimage) – его мировая премьера состоялась в разделе «Мастера» фестиваля в Торонто, а европейская совсем скоро пройдет на Римском фестивале. Картина посвящена судьбе польского художника-авангардиста Владислава Стржеминьского, в которой Вайда увидел много перекличек со своей собственной.

Влияние Вайды на мировое кино больше, чем об этом принято думать – его вышедший в 1958 году «Пепел и алмаз» во многом вдохновил волну великих советских картин о Великой Отечественной войне, а его фильм «Корчак» (1990) сподвиг Спилберга на его шедевр «Список Шиндлера». Многие сотрудники Вайды – от его постоянного художника Аллана Старского до композитора Войцеха Килара («Дракула» Ф. Ф. Копполы) сделали себе блистательную карьеру в Голливуде, но сам Вайда, хотя и работал в Европе (в 1988 году экранизировав во Франции, например, «Бесов» Достоевского) оставался верен Польше, где он и снял свои главные шедевры – от «Поколения» и «Канала», благодаря которым обрели голос его сверстники из поколения, выросшего во времена нацистской оккупации, до эпической «Земли обетованной» и лирических «Барышень из Вилко».

1971 год. Анджей Вайда и Барбара Брыльска в Москве. ФОТО Валентин Кузьмин/Фотохроника ТАСС

1971 год. Анджей Вайда и Барбара Брыльска в Москве. ФОТО Валентин Кузьмин/Фотохроника ТАСС

Вайда был историком очень непростой судьбы своей родины на протяжении нескольких последних веков - от исторического «Пепла» (1965) до жизнеописания Леха Валенсы, снятого в 2013 году. А судьба Польши очень сложным образом связана с Россией и СССР, поэтому с нашей страной у Вайды не могли не сложиться столь же непростые взаимоотношения. Его то обожествляли у нас (за «Пепел и алмаз»), то осыпали идеологическими проклятьями (за антикоммунистического «Человека из мрамора» и поддержку движения «Солидарность»). Противоречивый русский характер был знаком Вайде в нюансах и не понаслышке. В экранизации поэмы национального польского поэта Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» персонифицировать оный режиссер поручил одному из лучших российских актеров - Сергею Шакурову.

Картина Вайды «Катынь» (2007) впервые сделала достоянием широких масс страшную, неудобную для нас правду: весной 1940 года в катыньском лесу 12 тысяч пленных польских офицеров были расстреляны спецотрядами ГПУ по прямому приказу Сталина, а не по указке Гитлера, как на протяжении долгих десятилетий утверждали в СССР. Великий польский режиссер имел право на такой фильм - и потому, что его отец был в числе расстрелянных в Катыни, и потому, что всю свою долгую жизнь в искусстве он имел смелость говорить правду о времени, в котором жил. «Катынь» была картиной прежде всего о поисках правды, ее забвении, ее предательстве, ее мученическом воскрешении и трагическом торжестве. Вайда обвинял в ней не только кровавый сталинский режим, но и собратьев-поляков, на протяжении десятилетий мирившихся с ложью, день за днем предававших память убитых ради выживания в «свободной Польше».

Март 2008 г. Кинорежиссер Анджея Вайда на пресс-конференция в посольстве Польши в связи с премьерой фильма "Катынь" в московском Доме Кино. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

Март 2008 г. Кинорежиссер Анджея Вайда на пресс-конференция в посольстве Польши в связи с премьерой фильма "Катынь" в московском Доме Кино. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

Разумеется, нашлись те, кто называл эту антисталинскую, антитоталитарную картину «антироссийской». Но эти обвинения были полной и саморазоблачительной глупостью: Вайда обожал русскую культуру, не раз ставил русскую классику в кино и в театре (в том числе в московском «Современнике»), а в «Катыни» отдал Сергею Гармашу одну из главных ролей – советского офицера, спасающего жизнь полячки.

И хотя «Катынь» не вышла в российский прокат, через три года после премьеры фильма в Берлине его показали по российскому телевидению - в преддверии официальных поминальных торжеств, посвященных 70-летию катыньских событий. Через несколько лет фильм повторили в связи с трагедией крушения самолета польского Президента в тех же катыньских лесах. Кино Вайды неизменно связано с трагедиями истории ХХ века и навсегда останется их свидетельствами огромной образной силы.