2016-10-21T01:27:49+03:00
Комсомольская правда
11

Американская ракета с русским сердцем повезла на МКС еду и воду

Антарес на стартовой позиции. Фото: НАСААнтарес на стартовой позиции. Фото: НАСА

Наш специальный корреспондент Александр Милкус первым из российских журналистов побывал на космодроме Уоллопс в США

… Мы ждали этот день в июле, в августе. Уже прилетели на пуск, назначенный на 13 октября, но выяснилось – перенесли на 14-е, потом 16-е. И вот, наконец, в 7.45 вечера 17 октября американская ракета Antares с российскими двигателями РД-181 оторвалась от стартового стола и ушла в черное небо. Через три минуты стало ясно – первая ступень, которую и готовили российские специалисты – отработала идеально.

У американцев появилась вторая ракета, сердце которой – движки – сделаны в России.

Марс под Вашингтоном

Повезло: я стал первым российским журналистом, который оказался на MARSe. Слева из тростников выпархивают раскормленные гуси, справа накатывает на серый широкий берег океанский прибой, разгоняя малышей-крабиков. А там, на соседнем острове разводят пони. Летом четвероногие переплывают залив, чтобы быть проданными с аукциона…

Зато тут – между куриной фермой и полями высохших стеблей кукурузы - белоснежный монтажный корпус со звездно-полосатым флагом во все ворота, стартовый стол и громадной высоты водонапорная башня, вцепившаяся опорами-щупальцами в землю, словно в голливудском фильме «Марс атакует». До MARSa три с половиной часа на машине от американской столицы. Я понимаю романтиков, которые долго искали аббревиатуру, чтобы получилось так по-космически - Mid-Atlantic Regional Spaceport (Среднеатлантический региональный космопорт, во накрутили!).

Вид с наблюдательной площадки. Фото: Александр МИЛКУС

Вид с наблюдательной площадки.Фото: Александр МИЛКУС

Впрочем, это на эмблеме полета и в официальных документах пишут MARS. В обиходе мало кто из инженеров решится произнести фразу: «Груз запускаем с Марса» - поди потом объясни что ты имеешь в виду. Говорят: остров Уоллопс, космодром Уоллопс.

Уоллопс - это не мыс Канаверал, откуда улетали на Луну «Аполлоны», а шаттлы отправлялись чинить телескоп Хаббл. Про Уоллопс всего описания в эниклопедиях - несколько строк. В 1945-м здесь был устроен испытательный центр американских ВВС. В 1961-м с него стартовала первая ракета…

Судя по ракетам, расставленными на подстриженной траве вокруг небольшого музея, большая часть истории этого космодрома вряд ли в ближайшее время будет доступна любознательной публике. Да и космодром здесь явно лишь часть комплекса. На стенде – фото президента Джорджа Буша в форме военного летчика и макеты самолетов-шпионов.

Ракета Антарес - видны российские двигатели. Фото: НАСА

Ракета Антарес - видны российские двигатели. Фото: НАСА

…И комары размером с пони

Для военного исследовательского цента место идеальное. И от Вашингтона рукой подать, но чужой не проберется. Комары размером с пони и без всяких секьюрити безжалостно разделаются с любым. Даже Билл Ингалс, знаменитый фотограф НАСА, снимавший старты и приземления космических кораблей в снежный буран в казахстанской степи – и тот взмолился. Такого, мол, еще ни разу не видел и посоветовал коллегам обливать себя с ног до головы репеллентами.

По сравнению с Байконуром, Плесецком и даже Восточным, MARS выглядит весьма скромненько. Тут, как и на нашем Восточном всего одна стартовая позиция. Но Россия заложила по максимуму возможности для развития Восточного, со временем он станет нашим основным гражданским космодромом. А космодром Уоллопс – узкая полоска земли между океаном и заливами. Осталась стартовая позиция еще с 60-х годов, вот ее и решили использовать для коммерческих пусков. Ракету поднимают вертикально практически на пляже – от прибоя отделяет гряда камней и деревянный заборчик.

С MARSa ракеты Antares компании Orbital ATK возят грузовиками Cygnus воду, кислород и чистые майки астронавтам на МКС. Должны бы возить…

Вообще, у США два грузовика для МКС. Оба частные. Dragon, который создали в компании Илона Маска Space X, и Cygnus. Dragon явно полетит не скоро после взрыва ракеты Falcon 9 первого сентября. Cygnus стоял на приколе после того, как два года назад, 28 октября 2014 года, спустя несколько секунд после старта взорвался Antares с грузовиком на макушке. В первой ступени Antares стояли тогда разработанные еще в 60-е годы в Советском Союзе для лунной программы двигатели НК-33. Их, конечно, «докручивали» под новые задачи и новую электронику на украинском «Южмаше» и самарском ОАО «Кузнецов». Не докрутили…

В общем, с грузопотоком на МКС у американцев не все хорошо.

Поэтому так важно было, чтобы новый старт Antares прошел штатно. Для надежности американцы и купили для обновленной ракеты российские двигатели РД-181. Это модификация движков, которые создали в НПОЭнергомаш” в подмосковных Химках для нашей ракеты «Ангара». Топливные баки, трубопроводы, система управления первой ступени – украинского КБ «Южмаш» - в советские времена одного из крупнейших наших космических заводов. Ракету к полету готовили вместе – российские, украинские и американские инженеры.

- Привьет, кааак, дела? Пииво! – это внеплановый продукт кооперации - американские сотрудники Orbital заговорили по-русски.

C космодрома Уоллопс запускали разные ракеты. Фото: Александр МИЛКУС

C космодрома Уоллопс запускали разные ракеты.Фото: Александр МИЛКУС

Так полетим!

Микроавтобус с эмблемой Orbital ATK крутит по дорогам. Вот на холме появляются белоснежные антенны космической связи. Вот залив и похожая на короткий карандаш ракета….

- Американцев, насколько я понимаю, нервирует зависимость их космической программы от российских двигателей. Были даже попытки законодательно запретить покупать у нас движки. Но ничего не вышло. Почему? – спрашиваю я генерального директора НПО «Энергомаш» Игоря Арбузова.

- Мы в ракетном двигателестроении лидеры. И это лидерство давнее. Конструкции, которые были созданы под руководством Валентина Петровича Глушко еще в 60-е и 70-е годы опередили свое время. Двигатель РД-170 , а потом его модификация РД-171 и на сегодня - один из самых совершенных в мире.

А американская ракета Atlas на двигателях «Энергомаша» РД-180 летает уже почти 15 лет. Семьдесят один успешный пуск! Ни одного сбоя. Это очень приличная статистика.

- Игорь Александрович, мы с вами вот только что видели в музее аэронавтики в Вашингоне двигатели от самой мощной ракеты в мире в 60-х годах прошлого века – американского «Сатурна-5», который выводил «Аполлоны» на лунную орбиту. А теперь американцы вынуждены десятками закупать двигатели у нас?!

- Американская космическая индустрия в очень коммерциализирована. Им важно сочетание цена-качество. И здесь наш двигатель РД-180 – оптимален.

- Они хотели по лицензии выпускать наши двигатели у себя. Но и это не получилось…

- Я бы не сказал что не получилось. Просто цена выходила совсем другая. От этой идеи отказались как от экономически невыгодной.

- Слышал, что и Илон Маск, который недавно критиковал конкурентов за использование российских двигателей, тоже в начале рассматривал возможность покупки двигателей в России…

- Да, такой вариант рассматривался. В том числе использование наших двигателей РД-170. Но выбор двигателя сейчас определяется многими факторами, в том числе политическими, - дипломатично отвечает Игорь Александрович.

- Насколько важны американские контракты для «Энергомаша»?

- Коммерческая программа обеспечивает около 70 процентов доходов предприятия. На эти деньги мы проводим техническое перевооружение предприятия, развиваем социальные программы, которые нам нужны, чтобы привлекать на работу молодых специалистов, развивать уникальную конструкторскую школу.

Перенос – дело обычное

Грузовик Cygnus, который Antares поднял на орбиту, назван в честь астронавта Алана Пойндекстера. Он совершил два полета на шаттлах, участвовал в создании МКС. В 2012 году погиб, когда вместе с сыновьями катался на водном мотоцикле. И вот Cygnus имени Пойндекстера, наконец, везет на станцию почти 2,5 тонны грузов.

«Фирменный» стиль американских космодромов – пуск редко проходит в заранее объявленные даты. Одна переменная – погода. И мыс Канаверал, и Уоллопс – на берегу переменчивого океана. А он не прислушивается к планам людей. А 16-го выяснилось: не прошел проверку один из кабелей.

У нас все-таки не так: если уж ракета поставлена на стартовый стол, перенос даты пуска – случай особый. Как с первым стартом с Восточного, когда за перенос пуска «Союза» на один день привел с серьезным кадровым перестановкам в отрасли.

Но у нас и космодромы расположены совсем в другой климатической зоне, в центре континента. Американцам сложнее – они намного больше, чем мы зависим от погоды.

Еще до старта Orbital ATK говорили о том, что готовы и для следующих закупать российские двигатели. После успешного пуска Игорь Арбузов рассказывает мне, что речь идет о покупке сразу 14 РД-181.

Ракету вывозят из монтажно-испытательного корпуса. Фото: НАСА

Ракету вывозят из монтажно-испытательного корпуса. Фото: НАСА

И про перспективы

Новая мечта американцев

Покидающий Белый дом президент Барак Обама «Семнадцать мгновений весны» наверняка не смотрел, но мысль о том, что запоминается последняя фраза, видимо, откуда-то узнал. Напоследок он, видимо стараясь походить на своего великого предшественника Джона Кеннеди, тоже разразился спичем на космическую тему. Только в 1961-м Кеннеди поставил перед нацией мощную, но понятную цель – переплюнуть русских, которые первыми отправили человека в космос, и снарядить экспедицию американцев на Луну. Цель была политическая в первую очередь. И на нее ушли баснословные деньги.

Обама пообещал американцев к 2030 году отправить на Марс. Не тот, который космодром Уоллопс, а тот, который Красная планета. Подбодрил, в общем, нацию. Теперь специалисты гадают что он имел в виду? Хотел позаимствовать немного славы американского «звездного мальчика» Илона Маска, который на Марс собрался еще раньше – в начале 2020-х? Так тот вообще замахнулся переселить на Красную планету миллион добровольцев. Меньше ему не подходит.

В музее MARS. Фото: Александр МИЛКУС

В музее MARS.Фото: Александр МИЛКУС

Но люди, хорошо знающие ситуацию в американской космонавтике, пожимают плечами: какой Марс? Хотя бы наладить доставку грузов на МКС и, наконец, возить на станцию астронавтов своими кораблями, а не покупать места в российских «Союзах». На днях в НАСА заявили, что больше не будут продлевать контракт с Росмосмосом и в 2019 собираются на МКС отправить первый экипаж на новом американском пилотируемом корабле. Сроки очень смелые (а некоторые на Марс в 2020-м собрались). После взрыва Falcona 9 не известно когда полетит грузовой Dragon. А уж пилотируемый корабль ставить можно на уже облетанную и надежную ракету. А это явно не детище Маска.

Надежная ракета для пилотируемого корабля есть у США. Это Altas. С российскими двигателями. Опять все упирается в российские технологии? Разрабатывать собственные движки? Но эта работа точно не будет завершена к 2019-му. Да и с кораблем, который разрабатывает Boеing, пока не все ясно. Dragon хотя бы в грузовом варианте летал. А этот еще обкатывать и обкатывать…

В общем, застряли на проекте МКС спустя 15 лет после начала работы на ней экипажей…

А Обама про Марс мечтает…

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24