Фильм «Капитан Фантастик» получил присуждаемый зрителями приз Римского фестиваля
«Родители дали нам уникальные имена, таких больше ни у кого нет» - «Но это же дикость какая-то!». В этом диалоге вся суть этого фильма - зрительского фаворита всех фестивалей, на которых его показывают. Неудобную, неуправляемую индивидуальность он сталкивает с обществом легко управляемых, специально выращенных на телевидении и кока-коле людей-бройлеров. Эксцентрику – с заунывным корпоративным стилем. Свободу – с регламентом и ритуальностью (и жизни, и смерти).
Герой Вигго Мортенсена в отсутствие матери учит своих многочисленных детей тому, чему уже давно не учат, - быть отдельными людьми. Он выращивает их в анархическом духе философии хиппи (а также буддизма), в полном презрении к догмам христианской цивилизации, в условиях, которые можно назвать спартанскими, а можно – первобытными, особенно в наш просвещенный, высокотехнологичный век. Детишки не знают, что такое айфоны и видеоигры, не разбираются в брэндах спортивной обуви и в жизни не пробовали гамбургеров. Зато они умеют лазать по скалам, находить путь по звездам и охотиться на оленей. Они не ходят в школу, зато знают по шесть языков и по вечерам вместо просмотра ТВ читают книги с последующей сдачей зачета строгому отцу, и потому могут легко проанализировать «Лолиту» и наизусть процитировать Билль о правах. Отец говорит им правду и только правду, не прибегая ко лжи ни когда они спрашивают его о болезни матери, ни когда интересуются, откуда берутся дети.
Разумеется, все это может вызывать только оторопь у людей, считающих ханжество нормой жизни, а гамбургеры – едой. Согласимся, что среди обрюзгших, рыхлых, похожих на груши существ иметь спортивную фигуру как-то даже и неприлично. Так постепенно болезнь становится нормой, и всякий, кто чихать хотел на принятые обществом установки, неизбежно маркируется им как фрик. Хотя фрики – как своевременно объясняет фильм - это как раз те, кто составляют ядро общества потребления хотдогов, видеоигр и популярных сериалов из жизни гоблинов. Разумеется, пафос этого фильма легче одобрить, чем ему следовать – наверное, в этом секрет его бешеной популярности.
«Капитан Фантастик» Мэтта Росса был впервые представлен в Канне, как и другой арт-мэйнстримный фаворит – «Поезд в Пусан» экс-мультипликатора Ён Санг-Хо. Это несколько перехваленный южно-корейский зомби-боевик, в котором есть свои моменты (их не так уж много) и который на самом деле мало чего добавляет к не раз опробованным (пусть и не в Южной Корее) схемам, по которым стандартно движутся такого рода поезда. Разумеется, это не просто феерия укусов, а метафора расслоения корейского общества – причем чересчур прозрачная и лобовая. Главного героя, работоголика-брокера, собравшегося-таки после долгих уговоров отвезти дочь к матери из Сеула в Пусан, прямо так в открытую и называют – кровососом. И только столкновение с «реальными» зомби, заставит его перевоспитаться и понять, что без взаимовыручки и самопожертвования никуда даже в мире корейского чистогана. Больше работает образ общества, разделенного на разные вагоны: но как бы ни запиралась в люксе элита, пролетарии-зомби ее все равно достанут и покусают.
Кадр из картины «Поезд в Пусан»
Южнокорейские зомби передвигаются и дёргаются, как в старом клипе Майкла Джексона «Триллер» (он был значительно лучше, а главное - намного короче), иногда берут числом, но их кривляния утомляют – так же, как предсказуемость этого технически очень лихо – не придерешься – сделанного блокбастера.