Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды24 октября 2016 8:30

«Капитан Фантастик» снова выигрывает

На этот раз фильм Мэтта Росса получил присуждаемый зрителями приз Римского фестиваля
Фильм «Капитан Фантастик» получил присуждаемый зрителями приз Римского фестиваля

Фильм «Капитан Фантастик» получил присуждаемый зрителями приз Римского фестиваля

«Родители дали нам уникальные имена, таких больше ни у кого нет» - «Но это же дикость какая-то!». В этом диалоге вся суть этого фильма - зрительского фаворита всех фестивалей, на которых его показывают. Неудобную, неуправляемую индивидуальность он сталкивает с обществом легко управляемых, специально выращенных на телевидении и кока-коле людей-бройлеров. Эксцентрику – с заунывным корпоративным стилем. Свободу – с регламентом и ритуальностью (и жизни, и смерти).

Герой Вигго Мортенсена в отсутствие матери учит своих многочисленных детей тому, чему уже давно не учат, - быть отдельными людьми. Он выращивает их в анархическом духе философии хиппи (а также буддизма), в полном презрении к догмам христианской цивилизации, в условиях, которые можно назвать спартанскими, а можно – первобытными, особенно в наш просвещенный, высокотехнологичный век. Детишки не знают, что такое айфоны и видеоигры, не разбираются в брэндах спортивной обуви и в жизни не пробовали гамбургеров. Зато они умеют лазать по скалам, находить путь по звездам и охотиться на оленей. Они не ходят в школу, зато знают по шесть языков и по вечерам вместо просмотра ТВ читают книги с последующей сдачей зачета строгому отцу, и потому могут легко проанализировать «Лолиту» и наизусть процитировать Билль о правах. Отец говорит им правду и только правду, не прибегая ко лжи ни когда они спрашивают его о болезни матери, ни когда интересуются, откуда берутся дети.

Разумеется, все это может вызывать только оторопь у людей, считающих ханжество нормой жизни, а гамбургеры – едой. Согласимся, что среди обрюзгших, рыхлых, похожих на груши существ иметь спортивную фигуру как-то даже и неприлично. Так постепенно болезнь становится нормой, и всякий, кто чихать хотел на принятые обществом установки, неизбежно маркируется им как фрик. Хотя фрики – как своевременно объясняет фильм - это как раз те, кто составляют ядро общества потребления хотдогов, видеоигр и популярных сериалов из жизни гоблинов. Разумеется, пафос этого фильма легче одобрить, чем ему следовать – наверное, в этом секрет его бешеной популярности.

«Капитан Фантастик» Мэтта Росса был впервые представлен в Канне, как и другой арт-мэйнстримный фаворит – «Поезд в Пусан» экс-мультипликатора Ён Санг-Хо. Это несколько перехваленный южно-корейский зомби-боевик, в котором есть свои моменты (их не так уж много) и который на самом деле мало чего добавляет к не раз опробованным (пусть и не в Южной Корее) схемам, по которым стандартно движутся такого рода поезда. Разумеется, это не просто феерия укусов, а метафора расслоения корейского общества – причем чересчур прозрачная и лобовая. Главного героя, работоголика-брокера, собравшегося-таки после долгих уговоров отвезти дочь к матери из Сеула в Пусан, прямо так в открытую и называют – кровососом. И только столкновение с «реальными» зомби, заставит его перевоспитаться и понять, что без взаимовыручки и самопожертвования никуда даже в мире корейского чистогана. Больше работает образ общества, разделенного на разные вагоны: но как бы ни запиралась в люксе элита, пролетарии-зомби ее все равно достанут и покусают.

Кадр из картины «Поезд в Пусан»

Кадр из картины «Поезд в Пусан»

Южнокорейские зомби передвигаются и дёргаются, как в старом клипе Майкла Джексона «Триллер» (он был значительно лучше, а главное - намного короче), иногда берут числом, но их кривляния утомляют – так же, как предсказуемость этого технически очень лихо – не придерешься – сделанного блокбастера.