2016-11-28T21:19:08+03:00
Комсомольская правда
10

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: Легкая промышленность - база для новых технологий

Министр промышленности и торговли РФ Денис МантуровМинистр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров

На прошлой неделе в Москве прошел третий всероссийский Форум легкой промышленности, организованный Министерством промышленности и торговли РФ

Об итогах работы отрасли за последние годы я побеседовал с министром промышленности и торговли.

- Денис Валентинович, для меня как обычного потребителя самым сильным ходом Минпромторга в этом году была публикация исследования о качестве школьных брюк и детских рубашек. В августе, когда большинство родителей покупают школьную форму, вдруг появилась информация Роскачества о том, что множество компаний продают некачественную одежду, что врут даже когда пишут на бирочке состав ткани. Я тогда подумал: большинство проштрафившихся - российские предприятия. И министерство, если исходить из цеховой солидарности, должно бы их покрывать. А вы вот так - прилюдно… Кстати, как наказали врунов и фальсификаторов?

- Как наказаны предприятия, которые выпускают некачественную одежду для детей, надо спросить у ведомств, которые исполняют контрольные полномочия, например Роспотребнадзора. Задача нашего министерства и задача созданной нами системы качества - Роскачества - другая. Мы хотим дать информацию потребителю, обществу о том, что надо внимательнее подходить к выбору товара, который вы покупаете.

У Роскачества хороший сайт, удобный навигатор. Здесь можно получить полностью всю информацию о тех, кто действительно представляет и продает некачественную одежду для обучающихся, а кто предлагает нормальный функциональный продукт. Для нас важно, чтобы предприятия, которых Роскачество уличило во вранье, получили урок и стали внимательнее относиться к своей продукции. И это уже заметно.

А еще для меня главный результат - никто не пошел и не оспорил выводы Роскачества.

.

.

- Удивительно!

- Значит, проблема есть. О ней знают. Но, видимо, думали, что все сойдет с рук. Не сошло. Такие исследования заставляют производителей тщательнее выбирать поставщиков тканей, материалов, фурнитуры для пошива одежды для обучающихся. А торговые сети теперь более разборчиво выбирают себе партнеров и поставщиков.

Важно, что мы не только грозим пальцем производителям, но и помогаем им решить проблемы. Параллельно мы ввели меры поддержки отечественных производителей камвольных тканей - а это как раз те ткани, которые используются в том числе для пошива одежды для детей. В результате увеличился выпуск отечественных тканей. Швейники уже не могут жаловаться - нет качественных отечественных тканей, поэтому мы закупаем неизвестно что за рубежом.

- Я знаю, что «Чайковский текстиль» сейчас готовится выпускать современные ткани для школьной формы....

- Да. Прошли техническое перевооружение камвольные комбинаты - Брянский, Свердловский и Павлово-Посадский. Объем выпуска тканей увеличился в два раза.

Но можно шить и из иностранных. Мы же не закрываем границы. Пожалуйста. Но при этом всем будет понятно, какие производители нарушают требования действующего российского законодательства по безопасности продукции. И выводы в отношении них, думаю, будут сделаны.

«Котофей» и другие

- Скажите честно, у меня слишком оптимистичный взгляд или действительно происходят реальные сдвиги? Я вижу магазины, где все больше российских модельеров продают товары. И их раскупают. А платки и палантины? Раньше, помню, пугались: обувь пошита в России? Нет, не берем! Сейчас надпись на ярлыке «Россия» не пугает - красивая, стильная, современная обувь. Экстремалы предпочитают отечественные куртки, штаны, защиту. Так есть перелом?

- Думаю, да. Конечно, нельзя говорить обо всех. Есть кожевенная подотрасль, есть текстильщики, есть оутдор, есть производители спецодежды и спецобуви, есть домашний текстиль. И проблем у всех хватает. Кто-то уже хорошо представлен на рынке. Кто-то только еще занимает свои ниши. Многие успешно воспользовались окнами возможностей, которые появились в связи с девальвацией рубля и с тем, что просел импорт.

Например, наши компании практически полностью завоевали рынок специальной одежды. Иностранцам с ними невозможно конкурировать. Ткани используются современнейшие - сложные, умные. Компания «Энергоконтракт» придумала даже костюм, который оберегает от пореза цепной пилы, от удара электрической дуги, от перепада температур.

Обувь стала достойная. Взять челябинский «Юнчел». Они уже сами подошву для мужской обуви делают - полный цикл производства. У них уже под четыре сотни магазинов по всей России!

Или «Котофей», который детскую обувь выпускает. Прекрасные туфельки, сапожки. И все из отечественного сырья.

Это стало возможно благодаря тому, что мы поддержали развитие глубокой переработки кожи на наших предприятиях. Раньше полуфабрикат с малой добавленной стоимостью, фактически сырая шкура необработанная, уходил в Западную Европу. А мы потом получали обувь из нашего же сырья. Мы этот вывоз запретили. Стали кожу перерабатывать сами. И сразу рост кожевенной промышленности - 15% в прошлом году, уже 13,6% за девять месяцев этого.

Эти же предприятия поставляют кожу для производителей автомобилей. Сначала крупные наши автомобильные концерны, которые локализованы в России, говорили: нет, ну какого качества эта ваша русская кожа. А сейчас берут с удовольствием. Недавно с авиацией начали работать.

Подчеркну: сегодняшняя легкая промышленность - это уже не только отрасль, которая обеспечивает потребителя одеждой, обувью, кожгалантереей. Легпром - умная отрасль. Она удовлетворяет запросы многих других отраслей. Сельское хозяйство - специальные защитные сетки, которые предотвращают эрозию грунта, увеличивают плодородность. В дорожном строительстве - геотекстиль, технический текстиль, сетка. Утеплители в домах при строительстве используются. В медицине - защитные и перевязочные материалы.

Мы не так давно видели текстильные станки в Германии, на которых в ближайшие годы будут ткать автомобили! Придавать им форму! Будут такие и у нас.

Легпром как высокотехнологичная отрасль развивается бешеными темпами. И мы стараемся не отстать. У нас ведь есть все для легкой промышленности! Нефть и газ - это сырье для тканей нового поколения.

Мы крупнейшая лесная держава в мире. А лес - основа для вискозной целлюлозы. Это хит последних десяти лет! Спрос на вискозу будет расти. Она будет потихоньку вытеснять хлопок. В Китае даже свои земли под выращивание хлопка начинают сокращать. 30% вискозы Китай производит из нашего сырья. А мы должны это делать у себя!

У нас есть шкуры крупного рогатого скота. И вот завод на Алтае строится, который будет их перерабатывать. В Новосибирске вообще появится крупный обувной кластер!

И лен у нас свой. А лен - это 1% всех волокон в мире.

.

.

Поддерживаем своих

- Ощущение, что вы работаете вместе с производителями одной командой…

- Минпромторг не может по-другому работать. Да и отрасль становится интересной. Когда Президент Российской Федерации о легкой промышленности неоднократно в своих выступлениях отдельно говорит как о важной отрасли, он не случайно это делает. Легпром - это уже не та отрасль, которая находится на обочине. Она становится базовой для многих других новых технологий. При этом это отрасль, где нет ни одного государственного предприятия. Где за тебя никто ничего не сделает. Это отрасль, в которую государство сегодня для поддержки вкладывает не так много - 2 - 2,5 млрд. рублей. Но все они эффективно осваиваются. Остальное - регуляторные меры.

Мы не можем заставить сегодня государственные компании закупать предметы легкой промышленности только отечественного производства, как мы сделали это для федеральных нужд и региональных. Запрещает нам это наши международные договора и условия присоединения к ВТО. Но мы убеждаем, показываем товар лицом. И переламываем ситуацию.

Были проблемы, когда кредитные ставки выросли, банки стали совсем плохо смотреть в сторону легкой промышленности. Мы обошли банки - ВТБ, Сбербанк, «Росагролизинг» и другие, отстаивали их проекты. И банки повернулись лицом. Стали поддерживать отрасль.

- Ну и Фонд...

- Фонд развития промышленности уже показал себя как эффективный механизм. Десять предприятий Легпрома уже получили поддержку. У них хорошие современные проекты.

Минфин максимально нас поддерживает.

Отечественная обувь - модная и красивая Фото: Александр МИЛКУС

Отечественная обувь - модная и красиваяФото: Александр МИЛКУС

Про метки и меха

- Насколько эффективной вы считаете борьбу с контрафактом?

- Контрафакт в данном случае - в широком его понимании, не имитация под известные бренды, нарушение авторских прав, а нелегальный ввоз продукции, нелегальное производство - очень тормозит развитие отрасли.

Предприниматели говорят, что 30 - 35% рынка - это нелегальный оборот. Мы по меху провели эксперимент. Ввели маркировку меховых изделий, ответственность за их производство и продажу. И вскрыли такую нелегальщину, что дальше ехать некуда. И у нас обеление рынка на 500% произошло! Количество заказанных и подтвержденных уже по остаткам на складах невероятное. Сейчас Федеральная налоговая служба выясняет, откуда там все это взялось.

С введением маркировки становится понятен весь жизненный цикл товара: где произведен, как произведен, откуда пришел. Российские или не российские меха использованы. Теперь любой потребитель может получить полную информацию. А нет метки - звони в Роспотребнадзор, товар изымается, штраф…

Эту практику нужно дальше распространять.

- На школьную форму, например...

- На школьную форму - обязательно. На обувь, на верхнюю одежду. Понятно, что на носки не будем. Потому что недорогой товар, а метка имеет стоимость. Пока она достаточно дорогая - 18 рублей стоит метка на меховые изделия. Но думаю, что себестоимость метки можно довести до 3 - 5 рублей. Может быть, не везде это будет радиочастотная метка, где-то попроще - QR-код. Во всяком случае, это реальное решение.

С 1 января следующего года будет запущен эксперимент по маркировке некоторых видов лекарственных средств. Прорабатывается введение маркировки на авиакомпоненты, ценные породы древесины.

- Денис Валентинович, каковы перспективы Легпрома?

- У нас есть рост. И он последние годы достаточно стабильный. Об этом говорят все участники рынка. Но ситуация сложная. Потому что это бизнес, это риски, это конкуренция. Эффект девальвации так или иначе в какой-то момент уйдет. И производителям придется думать, как снижать себестоимость, чтобы конкурировать.

Мы же будем продолжать использовать все меры поддержки Легпрома, которые у нас есть. Надеемся, что в следующем году рост сохранится примерно в масштабах последних двух лет.

.

.

***

За 10 месяцев этого года рост в текстильном и швейном производстве - 4,2%, в сегменте кожи и обуви - 6,2%. Положительная динамика видна и в производстве хлопчатобумажных, льняных тканей, нетканых материалов, трикотажной продукции.

Глава Союза производителей готовой одежды Светлана БЕЛЯЕВА:

Модели молодых российских дизайнеров становятся очень популярными

- Время у нас сейчас сложное, но интересное. У российских производителей появился шанс провести импортозамещение на отечественном рынке, предоставить потребителю интересный ассортимент. Это стало возможно при той государственной поддержке, которая нам оказывается.

Но есть и проблемы. Первая - низкая доступность кредитов. Промышленность отнесена к зоне повышенного риска, и банки не заинтересованы нам давать кредиты под низкие проценты.

Глава Союза производителей готовой одежды Светлана Беляева

Глава Союза производителей готовой одежды Светлана Беляева

Второе. Чтобы обеспечить современный ассортимент изделий, необходимо сырье. Большую часть сырья - до 70% - мы пока еще покупаем за рубежом. Отсюда, с учетом курса доллара, эти затраты, естественно, выросли. Поэтому задача развивать выпуск отечественного сырья. И это постепенно происходит. Причем выпускается сырье не только для массового покупателя, но и для продукции премиум-класса. Качество нашей продукции сейчас намного выше, чем той, что к нам поступает из-за границы, в основном из стран Юго-Восточной Азии.

Очень многое сейчас зависит от настроя на предприятиях. Он положительный, энергичный. Мы видим, как меняется ситуация.

Сейчас в швейных производствах идет замена оборудования. Швейные цеха работают на современной технике.

И еще одно важное изменение: появляется большое количество малых предприятий, которые выпускают одежду молодых российских модельеров. И она пользуется спросом. В последние два-три года я вижу, что наши дизайнеры стали популярными, открываются их фирменные магазины. Покупают их и за рубежом. Сложность тут только одна. Подготовка швейного производства что для пяти костюмов, что для пятидесяти тысяч примерно одинаковая. А апробация и формирование мнений потребителя занимает длительное время. Так что «период сращивания», скажем так, идей модельера, конструктора, молодого дизайнера со швейным или трикотажным производством у нас довольно длинный. Но ситуация меняется - модельеры начали свою продукцию предлагать через интернет-магазины. И это помогает им быстрее находить своего покупателя.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Президент группы компаний «Чайковский текстиль», вице-президент Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений ТИТОВ:

Будем выпускать новую качественную ткань для школьной формы

- В последние годы предприятия нашей отрасли ощущают серьезную поддержку государства. Это и программы по импортозамещению и обеспечению государственного заказа тканями российского производства. И меры финансовой поддержки - субсидирование предприятиям процентов по кредитам на закупку нового оборудования для текстильного производства и на пополнение оборотного капитала, предоставление займов из Фонда развития промышленности. И развитие инновационного ассортимента тканей благодаря возможности участия в НИОКР.

Вице-президент Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений Титов

Вице-президент Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Евгений Титов

В итоге уже за два года доля отечественных материалов в гособоронзаказе выросла с 30% до 80%. А за 2016 год доля тканей российского производства в поставках для компаний с госучастием увеличится с 33% до 41%. Произошла замена азиатских тканей неизвестного качества, из которых шили форму для военных, на современные российские ткани, соответствующие всем требованиям безопасности и разработанные с учетом климатографических условий и норм охраны труда России.

Для обеспечения наших ребят качественными российскими материалами для школьной формы «Чайковский текстиль» открыл новое направление ассортимента. Линейка тканей «Чайковского текстиля» для школьной формы получила название «Лицей». Эти ткани соответствуют всем требованиям, предъявляемым к тканям для школьной формы. В 2016 году планируем выпустить около 1 млн. метров таких тканей. А в дальнейшем объемы производства значительно увеличить. Для предотвращения поставок контрафактной продукции под нашим брендом каждый костюм сопровождается биркой с указанием того, что он изготовлен из ткани «Чайковский текстиль». Это должно стать для родителей ориентиром при выборе одежды и гарантией качества.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

Председатель совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь СУРИН:

Из нашей продукции шьют обувь и сумки известные бренды

- Рязанский кожзавод - крупнейший производитель кож для обуви, мебели, одежды и галантереи, автомобильных, авиационных нужд. На долю предприятия приходится 35% производства кож в России. Двадцать лет назад предприятие было реконструировано. И с тех пор динамично развивается.

А два года назад, когда Минпромторг и правительство страны сделали важные шаги для развития нашей легкой промышленности, мы расширили ассортимент выпускаемой продукции, улучшили качество переработки изделий.

Председатель совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь Сурин

Председатель совета директоров группы компаний «Русская кожа» Игорь Сурин

Сегодня предприятия группы «Русская кожа» поставляют продукцию на фабрики не только России, Казахстана и Беларуси. У нас покупают кожи предприятия Италии, Португалии, Испании, Франции, Индии, Китая. Участвуя в международных выставках, мы видим, что ничем не уступаем, а даже в чем-то превосходим по качеству и ассортименту зарубежных производителей кожи.

Из кожи, произведенной нашим предприятием, шьют сумки и обувь известные торговые марки и дома моды. В том числе и российские. А молодые мамы любят покупать для своих малышей обувь марки «Котофей», которая шьет свою продукцию из наших материалов.

В 2018 году должен заработать первый российский завод по выпуску кожи в Сибири. Он будет входить в нашу группу. Он строится при поддержке Минпромторга и губернатора Алтайского края. В регионе активно развивается сельское хозяйство, в частности скотоводство. Так что сырье для завода мы будем получать у местных производителей.

Цифры и факты Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Цифры и фактыФото: Дмитрий ПОЛУХИН

Еще больше материалов по теме: «Легпром: отрасль стратегическая»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24