Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды1 декабря 2016 8:25

Российский зритель –лучший в мире

Мустафа Эрдоган поделился новостями с читателями Комсомольской правды
Источник:kp.ru
Мустафа Эрдоган, арт-директор коллектива “Огни Анатолии”. Фото: Предоставлено танцевальным коллективом «Огни Анатолии»

Мустафа Эрдоган, арт-директор коллектива “Огни Анатолии”. Фото: Предоставлено танцевальным коллективом «Огни Анатолии»

Танцевальный коллектив ««Огни Анатолии»» провел свою первую репетицию 14 декабря 1999 года, а сегодня планируется открытие первой зарубежной школы танцев в России. Художественный руководитель танцевального ансамбля «Огни Анатолии» Мустафа Эрдоган: «От наших российских друзей поступило предложение открыть школу танцев, и нашу первую школу за пределами Турции мы откроем в России».

Он перенес на большую сцену танцевальные фигуры анатолийских народных танцев и от небольшой искры зажег «огонь», который согревает весь мир. В танцах ансамбля «Огни Анатолии» находят свое отражение легенды Анатолии – земли, которая издавна славилась своими героями. В Турции функционирует 7 школ танца «Огни Анатолии», и сегодня планируется открытие школ за рубежом. Художественный руководитель коллектива Мустафа Эрдоган рассказал нам, что именно в России будет открыта первая школа танцев за пределами Турции.

По словам Эрдогана, за 16 лет со дня первой репетиции 14 декабря 1999 года представления ансамбля «Огни Анатолии» посмотрели более 40 миллионов зрителей в 98 странах: «Больше всего выступлений мы провели в России. Затем идут Голландия и Китай. После России мы планируем открыть школу в Европе». Коллектив очень хотел выступить на Красной площади, но из-за временного охлаждения отношений между Россией и Турцией это было невозможно. Однако в следующем году ансамбль намерен воплотить эту идею в жизнь. Мы поговорили с Мустафой Эрдоганом о планах работы коллектива «Огни Анатолии» в России, о сотрудничестве и о русском зрителе и постарались узнать о его планах относительно России.

Как и когда создавался коллектив «Огни Анатолии»? Сколько стран вы посетили с выступлениями?

Танцевальный коллектив «Огни Анатолии» начал свое существование 14 декабря 1999 года, когда была проведена первая репетиция. До этого я много путешествовал по России, по странам бывшего Советского Союза. Я был в России, Грузии, Туркмении и Казахстане, сотрудничал с местными школами танцев. Для изучения новых методов ездил в Британский музей. В разделе Британского музея, посвященном Анатолии, я собрал изображения всех образцов танцев и древних ритуалов и вернулся в Турцию с новыми хореографическими элементами. Мы начали работать с историческим консультантом Незихом Башгеленом, специалистом в области цивилизации Урарту и Древнего востока. По Трое мы сотрудничаем с Рустемом Асланом. Профессор Аслан – один из руководителей раскопок древней Трои. Мы – единственная в мире труппа, которая работает, консультируясь с историками-археологами. Мы приступили к репетициям в 1999 году, до этого я дал объявление в газету о наборе танцоров. Откликнулось около 5000 человек. Мы отобрали из них 90 и приступили к работе. За короткий период количество танцоров в труппе выросло до 140. Сегодня в нашем коллективе 250 человек. Также с нами выступает 80 маленьких танцоров. О них я расскажу подробнее, когда будем говорить о проекте «Искорка». Наш первый тур прошел в Китае и в Израиле. В первый раз мы вышли на сцену 3 мая 2001 года и планировали провести в Турции всего 3 представления, но произвели такой фурор, что нам пришлось выступать в Mydonose Showland по 7 раз в неделю до конца сентября. В то лето в Стамбуле на нас пришло посмотреть не менее 500 тысяч зрителей. Затем мы провели турне по Турции, а после приступили к показу представлений, которые до этого откладывали на потом. На сегодняшний день наши выступления посмотрело более 40 миллионов человек в 295 городах 98 стран. Мы приезжали в одно и тоже место по несколько раз. По количеству выступлений на первом месте у нас Россия, на втором Голландия, а на третьем месте Китай.

Судя по всему, Россия вам особенно дорога. Есть у вас есть какие-то специальные проекты, которые могут оказать влияние на общественное мнение в России и Турции?

После пережитого кризиса с самолетом нам пришлось отменить 18 выступлений в России, хотя шоу уже было разрекламировано и билеты раскупались. Первое выступление должно было пройти в Кремлевском дворце, а затем еще на 18 крупных концертных площадках различных городов, в том числе и в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Пока эти представления отложены до следующей весны. На сцене Кремлевского дворца мы выступали 8 раз. Мы планировали выступить и в Большом театре, по этому поводу велись переговоры. Проект был таков: мы выступаем в Большом театре, затем балетная труппа Большого театра приезжает в античный театр Аспендос в Анталии, где мы осуществляем совместный проект, танцуем вместе. Сегодня мы снова работаем над осуществлением этой идеи.

По окончании кризиса мы возобновили проведение переговоров – Россия для нас очень важна. Ведь Россия – это родина классического танца. Именно российская танцевальная школа оказала огромное влияние на наши творческие поиски. Я считаю Игоря Моисеева своим учителем. Ансамбль Моисеева – это школа, которая внесла огромный вклад в развитие танца, они танцуют народные танцы всего мира, именно они первые в мире воплотили в жизнь сочетание балета и фольклора, объединили народные танцы с балетной хореографией. Мне довелось посетить школу Игоря Моисеева, посмотреть, как они работают. Я увидел дисциплину советского периода, послушал советы Моисеева, мы обменялись знаниями. Он один из первых показал миру такой проект. «Ты на правильном пути, – сказал он мне. – Мы поддержим тебя во всем». В то время я планировал пригласить танцоров из России. Потом у меня возникла идея создания национального коллектива. Поэтому в течение 10 лет мы из принципа не набирали иностранных танцоров, труппа «Огни Анатолии» состояла только из турок. У нас был только один танцор из Шотландии, которому мы просто не смогли отказать. Сегодня у нас в труппе, если не ошибаюсь, 14-15 иностранных танцоров, среди которых есть и русские.

У меня есть мечта, связанная с Россией. В мае, после окончания тура по России, хотелось бы реализовать совместный художественный проект, своего рода культурный мост между российскими и турецкими артистами. Скорее всего, шоу будет проходить на стадионе Водафон Арена в Стамбуле. 3 мая я планирую провести это мероприятие на стадионе Водафон Арена, а 8 мая – на стадионе в Москве. Мы приглашаем и наших президентов – хотелось бы, чтобы Владимир Путин и Реджеп Эрдоган посмотрели его вместе. Планируется свободный вход и трансляция шоу по телевидению. Российская сторона заинтересовалась проектом, и сейчас мы работаем над организационными вопросами в Турции.

Кроме того, три года назад в рамках совместного проекта с Министерством культуры из России в Турцию с семьями приехало 500 детей. Они приезжали группами по 80 человек, занимались в нашей школе. Детишки танцевали вместе с нами по четыре дня, учились нашим танцам, после чего проводилось совместное выступление. Турецкие СМИ уделили большое внимание этому событию. Нас поразило восхищение приезжих детей и их отношение к нам. В свое время даже мысль о том, что русские станут брать у турок уроки танца, казалась чем-то из области фантастики. Но сейчас мы достигли достаточного уровня мастерства и очень этим гордимся.

У вас есть школа танцев. Планируете ли вы открыть школу танцев за пределами Турции?

На территории Турции у нас функционирует 7 школ. Мы проводим мастер-классы и занятия в Америке в школе Марты Грэм, в Голландии в Нидерландском театре танца, в школе Пины Бауш в Германии, в Пекинской академии танца, в Израиле в Центре танца Сьюзан Деллал и в Каирском оперном театре, однако своей школы за границей у нас нет. Но у нас есть желание ее открыть. От наших российских друзей поступило предложение открыть школу танцев и мы планируем именно в России открыть первую зарубежную школу. Это своего рода призыв для наших московских коллег. Мы будем рады сотрудничать с потенциальными партнерами по открытию школы в Москве. Мы можем сотрудничать с танцевальной академией с развитой инфраструктурой. Например, таким образом мы сотрудничаем с Пекинской академией танца и Нидерландским театром танца. Такой вариант возможен и в Москве, но все-таки хотелось бы открыть академию на постоянной основе. В наши планы входит открытие школ в таких городах Европы, как Роттердам или Берлин, а также в нескольких крупных городах Америки.

Голландия – небольшая страна, но наши гастроли там обычно длятся два месяца. Мы выступаем в каждом городе и поселке. Поначалу мы были не столь мобильны, у нас были объемные декорации. Сегодня мы выступаем как в театре на 1000 мест, так и на лондонском стадионе О2 Арена на 20 000 мест. И, конечно же, мы танцуем на площадях – мы провели шоу под открытым небом на площади Трокадеро в Париже, в культурной столице Европы, и в венгерском городе Сегед. В следующем году планируется провести шоу танцев под открытым небом на Украине и в России. Моя мечта – станцевать на Красной площади. В связи с кризисом, воплощение этой мечты пришлось отложить до следующего года.

Насколько я знаю, каждый год на Красной площади заливают каток для катания на коньках, проводится открытие в присутствии президента Путина. Собирается около 500 тысяч зрителей. В этом году мы должны были быть там и танцевать на открытии. В этом году не получилось, но на следующий год мы обязательно там будем.

Мустафа Эрдоган, арт-директор коллектива “Огни Анатолии” Ирем Гекдениз, Координтаор отдела маркетинга Global Connection. Фото: Предоставлено танцевальным коллективом «Огни Анатолии»

Мустафа Эрдоган, арт-директор коллектива “Огни Анатолии” Ирем Гекдениз, Координтаор отдела маркетинга Global Connection. Фото: Предоставлено танцевальным коллективом «Огни Анатолии»

«Из-за российских зрителей я с трудом попал на концерт!»

Как вы оцениваете российскую аудиторию?

Российская аудитория – особая аудитория. С точки зрения искусства танца русский зритель – самый качественный в мире, ведь именно русские, как никто другой, знают историю и науку танца. В России дети сталкиваются с танцем уже в раннем возрасте, и практически все обучаются танцам, живут этой культурой. В некотором смысле я даже боюсь этого зрителя. Совсем непросто танцевать перед русской публикой. Я был очень взволнован, когда мы впервые вышли на сцену в Кремлевском дворце. Пожалуй, я в жизни никогда так не переживал. Ведь это крайне сложно – выступать перед тем, кто прекрасно разбирается в том, что ты делаешь. Но наша хореография покорила всех, на первом же выступлении перед Кремлевским дворцом выстроилась полуторакилометровая очередь. Из-за огромного количества зрителей я из гостиницы с трудом попал на наше последнее выступление, распорядителям пришлось выйти и провели меня внутрь. Мы бесконечно благодарны российскому зрителю за такой теплый прием. Русские приходят посмотреть на нас не только в России, но и в любом уголке мира. Я помню, как группа из 20 человек приехала из России в Канаду специально, чтобы посмотреть наше шоу. Они сидели в первых рядах. Я безмерно благодарен русской публике.

Во время нашего первого турне по России в 2004 году большой интерес к нам проявляли не только российские зрители, но и российские политики. На нашем шоу присутствовал Министр иностранных дел России Сергей Лавров, потом он пришел за кулисы, поздравил танцоров и меня, сказал, что это было одним из лучших представлений, которое он видел, и что он даже не ожидал, что будет настолько красиво и впечатляюще. Через 2 или 3 месяца после выступления он впервые посетил Турцию. В аэропорту Анкары он сказал: «Я знаком с Турцией по ансамблю «Огни Анатолии». Я видел их выступление в Москве, это было невероятно красиво, мне захотелось узнать о Турции побольше». Хотелось бы еще раз поблагодарить господина министра и пригласить его на наше следующее выступление в Кремле, где мы планируем выступить с новой программой.

В чем заключается секрет успеха «Огней Анатолии»?

Секрет успеха «Огней Анатолии» – в нашей неразрывной свящи с родной землей, в вере в свою культуру. Ее современная интерпретация и техника танца позволяет нам создать оригинальное шоу. Дело не только в том, что мы опираемся на традиции, дело также в их проработке через современную стилизацию. Мы берем фольклорное движение и показываем его таким, как оно есть. Это сокровище, которое нам досталось, и мы показывает его в нетронутом виде. Затем танец развивается в нашей интерпретации, и вот тогда возникает нечто необычное. Мы не боимся экспериментировать, но при этом не теряем себя и своих традиций. Именно это сочетание традиций и модерна отличает «Огни Анатолии» от прочих танцевальных коллективов. Конечно, мы иногда используем в наших представлениях номера из современной хореографии или мировой классики. Но самым главным для нас является передача со сцены нашей истории, наших легенд. Взять, к примеру, историю Трои. Если я скажу, что вся западная литература была вдохновлена Гомером и его «Илиадой», думаю, меня не осудят. Все искусство периода Ренессанса, а значит, и предпосылки современного художественного искусства ведут к Трое, но никто не знает, что эта история принадлежит нам. До сих пор ее ставили в римской или итальянской интерпретации, и все больше с точки зрения греков. Существует огромное количество фильмов, романов, книг, в которых рассказывается и о каждом персонаже в отдельности. А ведь благодаря недавним археологическим раскопкам стало известно, что жители Трои были родственным хеттам народом, а значит, и нам тоже. Наша «Троя» стала самой необычной постановкой, в которой при помощи языка танца мы постарались рассказать о потрясающем многообразии древнего города и передать культурную сущность Трои. Эту постановку мы показали в Берлине на Мерседес-Бенц-Арене. На трибуне присутствовал специалист по Трое, профессор Тюбингенского университета, участвовавший в этих раскопках, который сказал: «Это была лучшая постановка о Трое, которую я когда-либо видел». Дело в том, что мы постоянно ищем нечто художественно новое – то, что отличает нас от всех остальных. Наша основная концепция состоит в сочетании элементов различных цивилизаций – мы хотим показать связь всего человечества сквозь расстояния и времена. К примеру, в нашем шоу многое вдохновлено легендами с горы Немрут. На ее вершине находится гробница Антиоха – монументальное сооружение, построенное в период Римской империи. Статуям богов там даны двойные имена, среди которых главным был Зевс-Арамазд (армянский вариант зороастрийского Ахура-Мазда). На горе Немрут пересеклись боги и герои из персидской, греческой, арабской и римской мифологии. Можно сказать, что это памятник встречи древнейших цивилизаций и культур мира, и именно на этом мы делаем акцент. Троя – это тоже место столкновения цивилизаций, восточной и западной, причем оно как бы дублируется много сотен лет спустя в Галлиполийском сражении. В нашем проекте мы переводим в плоскость сегодняшнего дня ситуацию, которая происходила в Анатолии 2000 лет назад. Мы стремимся к соединению цивилизаций, к обретению гармонии и мира. В каждом проекте мы стараемся отразить историческую реальность, а в финале – продемонстрировать стремление к миру.

Расскажите нам о будущих проектах

Наш коллектив серьезно относится к детским проектам, мы уже не пользуемся такими примитивными методами, как набор танцоров по объявлению в газете. Мы воспитываем своих собственных танцоров. Юные дарования обучаются в 7 школах на территории Турции. Шоу «Искорка», над которым мы начинали работать в рамках проекта социальной ответственности, в настоящее время является профессиональным ансамблем. Мы отправляли наших преподавателей танцев на поиски молодых талантов в самые удаленные районы Стамбула. Мы взяли 10 ребят из приюта. Тогда ребятишкам было от 4 до 12 лет, а сегодня эти юноши уже бреют бороды. Воспитанники наших школ со временем переходят в состав «Огней Анатолии», и сейчас у нас около 1900 учеников. Из них мы выбираем новых кандидатов в танцоры нашей труппы. «Искорка» – это проект подготовки кадров. Сейчас мы планируем поставить с ребятами сцену из Библии – постановка будет называться «Ноев ковчег». Работаем над созданием мультипликационного фильма об «Искорке» и очень хотим, чтоб его показали на турецких телеканалах, а в дальнейшем и по всему миру. Также мы планируем прямые трансляции уроков на нашем собственном канале Anadolu Ateşi TV или на государственном канале вроде TRT. Это будут короткие обучающие блоки для детей и людей, которые живут в различных уголках Анатолии и не могут посещать уроки танцев. Мы планируем строить наши программы на основе танцев различных регионов Турции с предварительным рассказом о их истории и демонстрацией движений в профессиональном исполнении наших ребят. Программа будет транслироваться один раз в неделю. Совместно с международным университетом Бахчешехир мы планируем расширить наш образовательный проект. Сейчас мы участвуем в совместном проекте с первым футбольным клубом Турции «Бешикташ». На самом большом стадионе Стамбула Водафон Арена 19 марта мы представим мюзикл, в котором будет показана Турция на фоне истории становления спортивного клуба от 1903 года до сегодняшнего дня. Этот же проект будет реализован совместно с нашими российскими коллегами 8 мая в Москве.

То есть мюзикл вначале будет показан в Турции, а затем в России?

Да. В этом представлении будет участвовать весь состав «Огней Анатолии», включая детей. Мы планируем провести большое шоу в духе НБА. На данный момент продолжаются переговоры с Федерацией спорта, мы на стадии подписания договора. Зрителям, которые пришли с детьми, будет из чего выбирать: у нас есть детские площадки, мы создали уникальных баскетбольных героев для детей. Мы планируем показывать различные представления до начала матча, в перерыве и после его окончания. Тут будут не только «Огни Анатолии». Конечно, мы – основной двигатель этого механизма, его локомотив, но мы будем приглашать других турецких и зарубежных артистов. Таким образом мы соединим искусство и спорт, превратим матч в настоящее шоу. Сейчас мы уже вовсю трудимся над проектом, работаем над образами героев. У нас есть 4 офиса в Стамбуле и 2 в Анкаре. Еще в наши планы входит поиск танцевальных и спортивных талантов по всей Турции. На первом этапе мы планируем арендовать 15 фур для поездок по регионам. Проект будет проводиться совместно с Федерацией спорта. Мы будем ездить по Анатолии, отбирать детей, определять, к какому виду спорта у них имеется склонность, и после этого направлять их в школы в своих городах для прохождения соответствующего обучения. Например, есть ребята, которые настаивают на футболе, но видно, что больших успехов они в нем не достигнут, тогда как у них имеются большие задатки, скажем, в баскетболе или волейболе. Также у меня есть своя личная давняя мечта: когда-то я был в составе национальной сборной по лыжным гонкам. Так вот, мы собираемся организовать команду «Огни Анатолии» по лыжным гонкам. Хотим создать команду из детей для подготовки чемпионов мира, тренировки будут проходить на наших лучших горнолыжных курортах: Сарыкамыш, Ван, Хаккяри, Битлис, Эрзрум. Если ребята будут работать с серьезным отношением к делу и дисциплиной «Огней Анатолии», то у них все получится.

Любимая сцена

Какая сцена позволяет вам максимально раскрыться?

В Анталии у нас есть свой театр, там мы даем одно из самых длинных представлений в мире. Это местное представление начинается в апреле и длится до ноября. Наш театр рассчитан на 5000 зрителей. 75% нашей публики – из России. Русские знают «Огни Анатолии» как по российским выступлениям, так и по турецким. Во многие туристические путевки сегодня включено посещение шоу «Огней Анатолии». Проект театра был разработан специально для наших потребностей. Размер нашей сцены составляет 44 метра – это самая большая театральная сцена в мире.

Эта сцена принадлежит труппе «Огни Анатолии»?

Да, эта сцена принадлежит нам, она называется Аспендос Арена. Летные и гидравлические системы и самое современное техническое оснащение делают наши выступления еще более эффектными. Я всем советую посмотреть шоу именно в этом театре. Вы знаете, в каких условиях мы работаем в турне, мы стараемся показать все, на что способны, даже в самых ограниченных условиях. Техника работает в соответствии с условиями театра. Например, в Кремлевском дворце потрясающая сцена. Но в Анталье это шоу смотрится совсем по-другому. В античном театре Аспендос мы ежегодно ставим представление «Легенда Аспендоса». Это тематическое театрализованное шоу, повествующее историю древнего города Зевгмы и самого Аспендоса. Кроме того, мы также ставим здесь мюзикл о истории своременной Турции, ее становлении и роли Мустафы Кемаля Ататюрка. Это потрясающе эффектное шоу: представление идет на фоне 60-метрового экрана, и танцоры изображают сцены, показанные на экране. Это внушительное по своим масштабам представление очень популярно как среди местного населения, так и среди туристов.

Хотелось еще поговорить о шоу в Аспендосе. Период с апреля по ноябрь - это довольно долго, но вы продолжаете регулярно давать представления. С какой периодичностью проходят ваши шоу?

Представления проводятся два раза в неделю, иногда три. В сезон по два шоу. Мы выходим на сцену каждую неделю по вторникам и пятницам.

В четырех городах одновременно

С апреля по ноябрь по два представления в неделю?

Да, два представления обязательно, и иногда мы также выступаем по средам. Билеты продаются заранее – уже сегодня можно купить билет на наше представление в 2019 году. Наши шоу в Аспендосе проводятся каждый год по расписанию в любую погоду, при любых условиях. И публика у нас очень благодарная. Даже в дождливую погоду наши зрители не уходят, остаются нас смотреть. Хотя в Анталии, вы и сами знаете, по большей части стоит прекрасная погода. Помимо регулярных выступлений в театре мы ежегодно ездим в турне по Турции и различным странам мира. И если основная труппа выступает в Анталии, параллельно в Париже тоже может идти представление. У нас есть 4 команды: мы делим 250 танцоров на 4 труппы, и каждая может представить полноценное шоу. Приведу пример: кажется в 2009 году, четыре группы одновременно танцевали во Франции, Палестине, Турции и на Мартинике. Если бы не разница во времени, они начали бы танец в одно и то же время. Остров Мартиника в находится в Карибском море, это бывшая французская колония. И еще одна Мартиника существует в Нидерландах, так вот наши друзья из Америки, перепутав Мартиники, поехали в Нидерланды. В том же году мы выступали на Азорских островах. Вы бывали на Азорских островах? Их и на карте-то не найти.

Реклама