Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество8 декабря 2016 18:55

«Аэрофлот» расчищает полосу препятствий

Руководство компании опровергло слухи о коллапсе из-за отмены рейсов
Константин ГЛЫБА

Столицу заметает. Обрушившийся на московский регион буран принес 20% месячной нормы осадков. А за неделю эта цифра приблизилась к 50%. Что поделать — зима пришла на месяц раньше. Восьмибалльные пробки на дорогах.

Заторы есть и в аэропортах.

Для клиентов нет плохой погоды

Как долго могут длиться задержки рейсов?

Почему отменяются вылеты?

Как вернуть оплаченные билеты?

Неужели теперь придется пересесть на поезда?

Эти и другие вопросы взбудоражили блогосферу и пассажиров тоже. Чтобы расставить все точки, успокоить паникеров и злопыхателей, компания «Аэрофлот» собрала пресс-конференцию в собственном офисе.

Переговорная набилась до отказа.

- «Аэрофлот» расценивает ситуацию вокруг сообщений СМИ о массовой отмене рейсов как попытку дестабилизации ситуации накануне Нового года, - начал с места в карьер заместитель генерального директора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман. - Сейчас мы выполняем 600 рейсов в день. И ситуацию с коллапсом не допустим.

А что собственно произошло?

- С 1 по 7 декабря было отменено 200 рейсов, т.е. по 40 рейсов в сутки в течении 5 дней, когда была непогода-пояснил уточнил Андрей Чурсин, директор департамента планирования и координации операционной деятельности «Аэрофлота». - Максимальная задержка по каждому из них не превышала 10 часов.

За неделю — 200 рейсов. То есть около 28 в день. Это при том, что «Аэрофлот» выполняет шесть сотен рейсов. Критична ли такая цифра отмененных рейсов? И, главное, почему это происходит?

Все просто. Авиаперевозчик получает информацию от Росгидромета — на ближайшую перспективу, то есть три дня — по погоде. Затем идет обсуждение ситуации с аэропортом Шереметьево, базовой площадкой «Аэрофлота», специалисты оценивают, опасно ли вылетать и как сильно заметёт взлетно-посадочную полосу. Ее же надо успевать чистить. Решение принимается по каждому отдельному рейсу. Просчитать прогноз на неделю вперед — нельзя. Точнее, можно. Но он будет не настолько точный, чтобы один из лучших перевозчиков в мире позволил себе рисковать жизнями пассажиров. Отсюда отмены.

Может быть, рейсы «Аэрофлота» просто не заполняются и их отменяют под предлогом плохой погоды?

- Это абсурд. В настоящий момент средняя загрузка рейсов — более 80%, - объяснил Вадим Зингман. - Незаполненных рейсов нет вообще. Заполняемость может быть 100% или 70%, но чтобы 10-15% - это невозможно.

Что делать, если рейс отменили?

Минимум за сутки компания оповещает пассажиров об отмене. Как правило, за двое суток. Эта ситуация просчитывается заранее, чтобы избежать неприятного сюрприза. Поэтому у каждого клиента тоже остается время взвесить все и принять решение — вернуть деньги или пересесть на ближайший рейс. Допустимы и первый, и второй варианты. Чаще всего отменяют высокочастотные рейсы — самые популярные. Потому что в этом случае есть высокие шансы пересадить пассажира на доступный борт.

К примеру, пассажир приехал из другого города в Шереметьево, чтобы вылететь. А рейс отменили. Что делать? Он может дождаться нужного рейса в гостинице, которую бесплатно предоставляет «Аэрофлот». Это в случае, если задержка более 8 часов. За год более семи тысяч человек воспользовались такой услугой. Но эта цифра ничтожна по сравнению с вылетевшими клиентами — их просто передали партнеру компании и отправили ближайшим рейсом.

Но почему другие справляются? И неужели в наше время нельзя предвосхитить все сложности?

Тут еще интереснее. Оказывается, «Аэрофлот» не из интернета черпает прогнозы — там и на две недели вперед можно просчитать. А опирается на научные данные Главного авиационного метеорологического центра — спецподразделения Росгидромета. И в год такие услуги стоят порядка 450 миллионов рублей. А точность — ну кто вам даст стопроцентную гарантию? Тем не менее, не учитывать эти данные нельзя. Как и резкой смены климата. Другими словами, не предугадаешь.

Что касается сравнений Шереметьево с нагрузкой других аэропортов, тут тоже есть тонкости. Пропускная способность у всех разная. И сбой будет там, где она выше.

- Во Внуково в час может проходить до 55 взлетно-посадочных операций, - уточнил Андрей Никулин. - А по факту их 25. Терминал может пропускать 25 миллионов пассажиров в год, а проходит через него 12-13 миллионов. То же и в Домодедово: при максимуме в 76 взлетно-посадочных операций реально проходит 50. Это значит, что у этих площадок есть резерв и другая загруженность. «Аэрофлот» формирует свое расписание исходя из 47-48 ВПО в час.

В целом «Аэрофлот» планку держит. Ведь 7 декабря, к примеру, в пиковое время — с 18 до 23 часов — Шереметьево обслужило 165 рейсов. И это не считая 34 отменённых рейса. Домодедово в то же время обслужило 130 рейсов.

А в страшном 2010 году во время реального коллапса, вызванного ледяным дождем, в Шереметьево было отменено 550 рейсов. В целом, в 2016 году по метеоусловиям Аэрофлот отменил 650 рейсов. Для сравнения.

Безопасность и инфраструктура

Помимо постоянной расчистки взлетной полосы, есть еще масса операций, которые задерживают вылет. Например, облив воздушного судна противообледенительной жидкостью занимает 10-20 минут. Увы, их нельзя отменить — это нормы безопасности.

Более того, Шереметьево переживает масштабную реконструкцию. Проект, одобренный правительством Московской области предполагает мощное развитие инфраструктуры. Планируется реконструировать Авиационную улицу, Шереметьевское и Старошереметьевское шоссе, построить новую дорогу с односторонним движением, организовать сеть основных и второстепенных проездов. Чтобы соединить Северный и Южный терминальные комплексы под летным полем аэропорта планируется построить межтерминальный переход из двух тоннелей. По проекту предполагается протянуть пассажирский и багажный тоннели. Диаметр и протяженность каждого составит 6,28 метров и 2,1 километров, а пропускная способность — 11 миллионов пассажиров и 5,9 миллионов единиц багажа в год.

Кстати, еще один миф — страдают только простые смертные. Ничего подобного. Наряду со всеми отменяются рейсы бизнес-авиации, рейсы грузовых авиакомпаний, а также облетные и технические рейсы. Аномальная погода не щадит никого.

- Существующие новации, IT-технологии, способы контроля и антикризисные планы, которые мы имеем, позволяют нам работать на высоком уровне, - резюмировал первый замгендиректора по производству международного аэропорта Шереметьево Андрей Никулин. - То, что сейчас происходит, вовсе не коллапс, а запланированная операция по его предупреждению.