Облик улиц, цены и ощущения от жизни меняются незаметно и ежедневно. Возможно ли описать эти еле заметные изменения?
Наверное, если устроиться поудобнее с чашкой кофе перед витриной кофейни и наблюдать за потоками машин и людей за стеклом, то есть шанс почувствовать время. Примерно так и решил поступить Олег Жданов, автор книги:
«ОТКРЫТО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ»
«Альпина Паблишер», «Точка», 2017
Как рассказать историю культовой московской кофейни, чтобы это не было восторженной корпоративной книгой о бизнес-успехе или преклонением перед гуру-основателем? А ведь факт того, что формат кофеин, возникших во второй половине 90-х изменил облик столицы и культуру потребления кофе – совершенно неоспорим. Всё дело в том, что под обложкой этой книги история времени, только лихие 90-е там это не шаблонные войны криминальных кланов, а история взросления новой страны с разных точек зрения. В книге нет политологов и социологов, зато есть студенты, журналисты, бармены, сотрудники КГБ, командировочные, любители кофе, актеры и байкеры.
Жанр книги определить непросто. В книге есть три основных персонажа, которые одновременно сидят в кофейне на Покровке и рассказывают о своих впечатлениях о жизни, вспоминают любопытные эпизоды, делятся мнениями, но не друг с другом, а с читателем. В конце книги в кофейне появляется компания молодежи, призванная подвести итог путешествию по московской жизни с 1996 по 2016 год. Мы присутствуем в ароматном кафе в самом центре города и понимаем, что не всё, что создано двадцать лет назад мы можем повторить сегодня. У истории есть точка невозврата, так же, как и у человеческой жизни. Только вот персонажи эти явно собирательные и вымышленные: журналист, бизнесмен и женщина с активной жизненной позицией на пенсии. В остальном книга состоит из рассказов реальных людей о том, как пили кофе, спасались от заложенных в здание бомб, использовали книгу жалоб как портал для общения, ловили карманников и много еще чего. Удивительно, но истории реальных людей ничем не отличаются от историй вымышленных персонажей. Просто потому, что жизнь порождает сюжеты лучше сценаристов и писателей.
Итак, легкая ностальгия об еще недалеко ушедшей молодости тех, кому сейчас чуть за сорок, и история метаморфоз наших приоритетов и мироощущения за последние двадцать лет.