2017-01-05T14:51:15+03:00

Не стало Игоря Волка, выдающегося летчика-испытателя и космонавта

Именно он должен был стать первым пилотом советского «Бурана»
Поделиться:
Комментарии: comments135
Заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк. Фото Альберта Пушкарева /Фотохроника ТАСС/Заслуженный летчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк. Фото Альберта Пушкарева /Фотохроника ТАСС/
Изменить размер текста:

В подмосковном Жуковском скончался знаменитый советский лётчик-космонавт Игорь Волк. В администрации города сообщили, что герой Советского Союза ушёл из жизни в 79 лет.

***

Игорь Волк, коренастый, с высоким лбом, весь в веснушках был что называется человек-кремень. В отличие от многих космонавтов, которым увы, кроме хорошего здоровья и отличных знаний техники нужны были еще и некие политические таланты, чтобы получить назначение в полет, Волк был далек от паркетного политеса. Рубил правду-матку, жил на полную катушку и был невероятно уважаем и среди летчиков, и среди космонавтов.

Может быть, потому что рисковал чаще многих и по сути всю жизнь ходил по краю. И то, что имея такой послужной список, он дожил почти до 80-и – свидетельство и его невероятного таланта, зверской, «волчьей» интуиции и потрясающего жизнелюбия.

Он налетал больше 7000 часов, из них половину – как летчик-испытатель. Начиная с середины 60-х годов прошлого века не было крылатой машины, которую бы не облетывал Волк. Истребители, бомбардировщики, транспортная авиация. Первым в мире он сделал «кобру» (такая фигура высшего пилотажа) на истребителе Су-27.

Волк потом любил говорить, что экспедиция на «Салют-7» была для него отпуском за счет государства. Фото Альберта Пушкарева /Фотохроника ТАСС/

Волк потом любил говорить, что экспедиция на «Салют-7» была для него отпуском за счет государства. Фото Альберта Пушкарева /Фотохроника ТАСС/

А в конце 70-х он стал командиром группы летчиков-испытателей, которые должны были летать на советском многоразовом космическом корабле «Буран». Это американские шаттлы сажали пилоты. Концепция советского челнока была иной – автоматическая посадка. Тем не менее считалось, что автоматика может засбоить и тогда управление должны были взять на себя летчики.

Летчиков-испытателей «бурановской группы» называли «волчья стая».

В 1984-ом он слетал в космос.

Волк потом любил говорить, что экспедиция на «Салют-7» была для него отпуском за счет государства. А он и вправду на борту станции был не слишком занят. Основная его работа началась после приземления. Обычно космонавтов, только что совершивших посадку, в креслах бережно переносят в медицинскую палатку, а потом везут в пансионат на реабилитацию. Волк же прямо из спускаемого аппарата пересел за штурвал вертолета, долетел до ближайшего аэродрома, пересел в кресло пилота Ту-154, а потом еще и управлял МиГ-25.

Ученым было важно понимать, сможет ли пилот после пребывания в невесомости, управлять самолетом, можно ли ему доверить «Буран». Нечего и говорить, что Игорь Петрович выполнил эксперимент со свойственной ему виртуозностью.

- По плану между посадкой и моим вылетом на Ту-154 должно было пройти меньше двух часов, - рассказывал мне как-то Игорь Волк. - А я минут двадцать болтался на ремнях в спускаемом аппарате головой вниз: спасательная бригада не смогла отвинтить отсек возвращаемого груза - это такой металлический ящик между мной и выходом, и меня им не вытащить. Пришлось выскальзывать оттуда самому методом полного выдоха. Ничего - выбрался.

Вторая задержка: у ребят, которые меня встречали, не было штанов и ботинок для меня. Я же в скафандре самолет не поведу! И без штанов - тоже! Комбинезон мне какой-то нашли, а обуви нет. Взлетели. Я попросился управлять вертолетом. Прилетели на аэродром. А как дверь открылась - босиком понесся в Ту-154, который нужно было пилотировать. И улетел.

- И все босиком?

- Нет, в самолете-то мне ботинки дали. И я полетел на аэродром в Ахтубинск. А там уже стоит МиГ-25. Я из одной кабины перебежал в другую и стал отрабатывать другую программу - посадку МиГа по траектории, близкой к траектории«Бурана». Нормально все отлетал, без замечаний.

Ну а потом полетели обратно на Байконур. Вот тут уж я был не за штурвалом, сидел в салоне, пил шампанское…

Он налетал больше 7000 тысяч часов. Фото: Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАСС

Он налетал больше 7000 тысяч часов. Фото: Пушкарев Альберт/Фотохроника ТАСС

Увы, первый и единственный полет «Бурана» прошел в беспилотном варианте и без космонавтов на борту. О чем Волк очень сожалел. Но в том, что автоматика сработала безукоризненно, есть и заслуга летчиков «волчьей стаи», учивших челнок правильно летать.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Игорь ВОЛК родился 12 апреля 1937 года в г. Змиев Харьковской области.

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское училище летчиков.

В 1965 году - Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М. Громова в г. Жуковский. В этом же году стал летчиком-испытателем ЛИИ. Летал на всех типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.

В 1977 году включен в группу специальной подготовки по программе «Буран». Первый испытатель полноразмерного аналога корабля «Буран».

В июле 1984 года в качестве космонавта-исследователя совершил полет на корабле "Союз" и орбитальной станции "Салют-7".

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также