Премия Рунета-2020
Красноярск
+8°
Boom metrics
Общество17 января 2017 5:09

Девушку, прикованную после аварии к инвалидному креслу, не пустили в ночной клуб

…хотя на входе даже есть пандус
Анастасия Бойко

Анастасия Бойко

Фото: соцсети

28-летняя красноярка Анастасия Бойко никогда ранее не сталкивалась с подобной дискриминацией. Сама она называет это откровенным хамством: девушку на инвалидной коляске не впустили в ночной бар. Она вместе с друзьями приехала в «HARLEY'S», что на Взлетке, чтобы отдохнуть и повеселиться. И совсем не ожидала, что охрана преградит ей вход, словно противотанковый еж – амбразуру. На вопрос, почему, Насте ответили: «А вдруг драка – и вас зашибут?!»

Отдохнули, называется…

- Это произошло в ночь с 14 на 15 января. Время – часа два ночи, - рассказывает «Комсомольской правде»-Красноярск Анастасия Бойко. – Я с двумя своими друзьями приехала в бар «Харлей». Мы договорились, что встретимся там с остальной компанией, должны были еще несколько человек подъехать. Ждать на улице – прохладно, решили внутрь зайти, столик занять. Но охрана преградила путь. Мне сказали: «Вы на инвалидной коляске, поэтому мы вас не пустим». Самое парадоксальное, что там есть удобный пандус – и я по этому пандусу и заехала на крыльцо.

Девушка с друзьями опешили. А охранники вывалили на нее такие объяснения, словно заботились о спасении души и тела. Вдруг внутри начнется драка? Вдруг Настя попадет в гущу событий – в эту самую драку?

Бар «Харлей». Фото: официальная группа бара Вконтакте, Денис ШИЛОВ

Бар «Харлей». Фото: официальная группа бара Вконтакте, Денис ШИЛОВ

- Я не совсем поняла, как я-то смогу попасть в драку? – рассказывает девушка. – Я всегда была человеком миролюбивым. Попросила позвать администратора. К нам вышла девушка – молоденькая, маленькая. Посмотрела на меня сверху вниз и заявила, что спорить с охраной она не будет, мол, она действует в рамках инструкции. И ушла.

«Мириться не буду»

Настя признается, что мириться со случившимся не собирается. Она такая же, как все, кто ее окружает, только передвигается на кресле – вот и все различия. А люди, которые преградили ей путь в бор «Харлей», вряд ли поймут ее чувства, и через что ей пришлось пройти.

Девушка признается, что она с детства была очень активной. Жила в Кодинске, работала продавцом в магазине, у нее было много друзей, интересов. В 2012 году попала в автомобильную аварию, и получила перелом позвоночника. Диагноз врачей: вернуть возможность двигаться может либо чудо, либо вера в себя. Анастасия выбрала второе – начала усиленно заниматься. Каждый успех давался ей огромными усилиями и болью.

Через полтора года после аварии приехала в Красноярск. Одна. На свой страх и риск. И стала самостоятельной. Сейчас Настя – мастер маникюра на дому, зарабатывает достаточно для жизни. Активно занимается в спортзале и в реабилитационном центре, с врачом. И потому делает успехи, надеясь, что рано или поздно снова встанет на ноги. И самое главное, у девушки по-прежнему много друзей.

- Я привыкла к доброжелательности людей вокруг себя. Мы ходим с друзьями в кино, магазины, кафе и ночные бары. И никогда не я не сталкивалась с проблемой, чтобы меня куда-то не пропустили или не обслужили. Напротив, чаще окружающие чаще бывают обходительные, внимательные. Не так давно, в начале января, мы компанией ходили в один ночной бар – там с меня даже за вход не взяли.

Анастасия Бойко никогда ранее не сталкивалась с подобной дискриминацией

Анастасия Бойко никогда ранее не сталкивалась с подобной дискриминацией

Фото: соцсети

Настя намерена наказать людей, которые повели себя некорректно по отношению в ней. Обратилась в полицию и написала заявление, в котором указала, что в баре нарушили ее права на свободное перемещение.

Эдхам Акбулатов, глава города Красноярска, прокомментировал инцидент:

- Наличие или отсутствие барьеров существует, в первую очередь, в голове у людей. Мы должны стремиться к тому, чтобы в сознании человека никогда не возникало мысли: может ли в учреждении культуры, в ресторане или в спортивном зале быть инвалид, или не может? Такого вопроса не должно звучать. Может! И все. Это значит, барьеров не должно быть.

Но для того, чтобы состоялась полностью безбарьерная среда, нужно приложить много усилий: установить пандусы, где это необходимо, отремонтировать тротуары, оборудовать лифтами помещения, чтобы перемещающийся на коляске человек мог спокойно себя чувствовать. Нужно стремиться к тому, чтобы общественный транспорт был приспособлен. Для этого в городе принята программа. Мы ее обсудили с представителями общественности, которые представляют интересы людей с ограниченными возможностями, обсудили на Городском форуме и теперь приступаем к реализации этой программы.

За один год в полном объеме это сделать будет невозможно. Но нам принципиально дать понять, что это будет бесповоротный процесс, он будет идти в одном направлении, где мы будем работать над тем, чтобы количество барьеров становилось все меньше.

Александр Белов, руководитель бара «Руки вверх», на вопрос о том, есть ли законные основания не впустить колясочницу в развлекательное заведение, отвечает:

- Законных оснований не впустить нет. Здесь, вероятнее всего, сработал человеческий фактор: охранники не стали принимать на себя ответственность. Может, испугались. Ситуация нестандартная, неприятная. С моральной точки зрения ситуация неправильная, такого не должно быть. Я думаю, руководство вряд ли принимало участие в этом, скорее всего, оно узнало о ситуации пост-фактум. Лично я не вижу ничего плохого в том, что человек с ограниченными возможностями придет в мое заведение отдохнуть.

Надежда Болсуновская, председатель общественной организации «Право на счастье»:

- Мне казалось, в нашем городе такое уже невозможно, что отношение людей к людям в колясках меняется. Появляются пандусы в социальных и культурно-развлекательных учреждениях, срезаются бордюры. И в то же время напрягает, что в некоторых местах доступная среда если и делается, то на «отвяжись». Меня удивляют комментарии в социальных сетях, где пишут: «Что делать инвалидам в ночных клубах? Пусть дома сидят». Подобные комментарии говорят о том, что наше общество не до конца принимает на равных людей, физически ограниченных, которые живут рядом с нами. А ведь колясочники стараются жить обычной жизнью, они имеют на это гражданские права. И они сами могут выбирать, ходить им в ночные заведения или нет.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Забота или дресс-код?

Естественно, больше всего здесь просится комментарий самого ночного клуба. Но там пока молчат. Неофициально, сотрудники вздыхают: просто попалась такая смена, человеческий фактор, сами неприятно. Официальную позицию руководителей мы рассчитываем выяснить в ближайшее время. Кстати, можете нам позвонить, будем рады - (391) 206-96-51.

И еще, как говорится, от себя: в большинстве ночных клубов существует дресс-код. Чтобы плохо одетые, безденежные, нетрезвые люди не портили отдых успешным и благополучным гостям. Возможно, в данном случае это и был «человеческий фактор». И охранник с администратором абсолютно честно и искренне перепугались за безопасность беспомощной гостьи. Ударят, затопчут. Но, согласитесь, звучит это не очень убедительно. Больше похоже на тот самый «дресс-код», правда, извращенный и бесчеловечный. Чтобы, по версии охраны, «не такие» люди не портили бы настроение успешным, благополучным, и здоровым гостям…

ОФИЦИАЛЬНО

На самом деле, рассуждать здесь о морали даже смысла нет – ситуация для нормальных людей вполне очевидна.

А что по закону?

В соответствии со статьями о защите прав потребителя предприниматель вообще не вправе выбирать – кому оказывать услугу, кому нет. В кафе, магазине, баре, такси, - абсолютно везде ОБЯЗАНЫ обслуживать каждого клиента. Разумеется, если тот оплатит услугу либо товар, и не делает ничего противозаконного.

В Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю «Комсомольской правде»-Красноярск прокомментировали ситуацию.

- Налицо нарушение прав потребителя, - рассказала руководитель пресс-службы ведомства Наталья Краснопеева. – Договор на оказание услуг, который составила администрация заведения, касается всех посетителей, без исключения. Девушка является полноценным членом общества, гражданином России. На нее распространяются те же самые права, что и на всех остальных.

С 1 января 2017 года в силу вступило в силу положение федерального закона о защите прав потребителя: «О проведении внеплановых проверок по обращениям потребителей». Согласно нему, Анастасия Бойко может поступить по следующему сценарию:

1. Составить обращение-претензию на имя руководителя заведения с просьбой разъяснить, почему были нарушены ее права, и потребовать их восстановление. По регламенту ответ ей должны предоставить в течение 10 дней.

2. Если ответ получен в некорректной форме или не получен вовсе, девушка может обратиться со вторым экземпляром претензии в управление Роспотребнадзора. И тогда это станет поводом для внеплановой проверки заведения. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В красноярском баре объяснили, почему не пустили девушку на инвалидном кресле: вели себя вызывающе

Сопровождающий Анастасии Бойко был пьян и затеял драку с охранником (читать далее)

Красноярским баром, не пустившим девушку-инвалида, заинтересовались следователи

Проводится доследственная проверка (Подробности)

Красноярцы против инклюзивного центра для особенных детей: А вдруг они заразные?

Дом как дом… Типовая панельная девятиэтажка. В каждом городе таких – тысячи. А эта, по улице Копылова, 66, в Красноярске прогремела на всю страну. Ее жильцы развязали настоящую войну против детского инклюзивного центра, что открывается рядом, в том же здании. Здесь ребятишки с особенными потребностями должны заниматься вместе со здоровыми сверстниками. Ан нет! Люди оказались категорически против такого соседства. (Подробности)