Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+3°
Boom metrics
Общество2 февраля 2017 16:38

Семья Женечки из Славянска так и не смогла получить гражданство России

А в конце марта их удостоверения беженцев станут недействительными
Таким малыша привезли в Петербург из Славянска.

Таким малыша привезли в Петербург из Славянска.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

О крошечном Женечке из Славянска первой написала «Комсомолка», и было это еще летом 2014 года. Малыш лежал в реанимации больницы, которую постоянно обстреливали украинские военные.

У Жени Езекяна – редкое генетическое заболевание. Фактически мальчик обездвижен, не может самостоятельно дышать, принимать пищу… И, конечно, ни в какое бомбоубежище Женю спрятать не могли. Его ведь нельзя отключать от аппарата искусственного дыхания.

Мальчика и его семью из-под пуль планировала вывезти доктор Лиза. Но после очередного обстрела родители мальчика решили ехать самостоятельно. Оставаться в Славянске было просто опасно.

Так, спустя всего 10 дней после нашей публикации, мальчик оказался в Петербурге. С Женей работали лучшие врачи России, а его родителям, Михаилу и Виктории, обещали помочь с работой и обустройством.

Сейчас Женечке уже три года и четыре месяца. «КП» выяснила, как его семье живется в Петербурге.

В ОЖИДАНИИ ГРАЖДАНСТВА

- Как живем? Да как... Гражданство никак не получим, - 43-летний Михаил разговор с «Комсомолкой» начинает с тяжелого вздоха.

Эта новость, признаюсь честно, меня поставила тупик. Ведь больше двух лет прошло, как Езекяны получили статус беженцев в России. С 10 июня постоянно живут в Петербурге.

И до сих пор – без паспортов? Как такое возможно?

- Статус беженцев нам оформили без проблем, - говорит Михаил Езекян. – В октябре 2015 года мы подали документы на гражданство – раньше по закону нельзя было. Но их просто не приняли.

Езекян обратился к Павлу Астахову, занимавшему тогда должность детского омбудсмена. И полетели вопросы-запросы-отчеты: кто и почему вставляет больному ребенку палки в колеса?

- Я почти восемь месяцев собирал и сдавал документы, представьте себе! Каждый раз что-то новое просили. Мы, наверное, какие-то бандиты, нас надо тщательно проверять, - горько усмехается Михаил.

В мае 2016 года документы у них все-таки взяли в работу. Девять месяцев семья ждет ответа.

ПРИВЯЗАНЫ К МЕГАПОЛИСУ

Паспорта Езекянам обещают то ли в апреле, то ли в мае. К тому моменту они уже вполне могут оказаться на улице.

Их удостоверения беженцев истекают 28 марта 2017 года.

- Мы в подвешенном состоянии. Нам сказали, что нужно будет заново статус получать. А дадут или нет? – пожимает плечами Михаил Езекян.

Сейчас Жене уже почти 3.5 года.

Сейчас Жене уже почти 3.5 года.

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

Он признается: почти все его друзья и знакомые с Донбасса давным-давно получили российское гражданство. Большинство смогло включиться в программу переселения соотечественников.

Кто в Подмосковье, кто в Поволжье, кто в Сибирь. Потихоньку обжились, начали работать.

Но у семьи Михаила – особый случай. Ведь маленькому Жене нельзя без хороших врачей, лекарств и процедур. Фактически Езекяны привязаны к мегаполису.

«БУДЕТ ПАСПОРТ - ПРИХОДИ»

Деньги – еще одна больная тема. Без гражданства на работу не устроиться, а на полулегальных подработках долго не протянешь.

Бывший милиционер, Михаил работал в ЖЭКе, таксовал, работал охранником, попал под сокращение… А ведь когда-то ему обещали помочь устроиться в правоохранительные органы.

- Да, встречался с людьми, попили кофе. Мне сказали: мы тебя возьмем. Как будет паспорт, так и приходи, - говорит Езекян.

Сейчас Михаил снова ищет работу. Без этого семье не выжить.

- Все деньги, что я зарабатывал, уходили Жене на расходники (расходные материалы для аппарата искусственной вентиляции легких – прим. Ред.), а жили мы на пособие. Сейчас все еще хуже, - говорит мужчина.

Прибавим сюда памперсы, лекарства, специальное питание для Жени. Набегает кругленькая сумма.

Мама мальчика и рада бы выйти на работу, но никак.

- Она даже в магазин отлучиться не может, если в квартире одна с Женей, - говорит Михаил.

АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ ИЗ КИРОВА

Жаль, но Михаил больше не верит людям. Слишком много красивых слов и слишком много обещаний, которые никто и не собирался выполнять.

Вот, например, глава одного из крупных благотворительных фондов божилась помочь с покупкой нового аппарата для вентиляции легких. Стоит он около 450 тысяч рублей. Езекянам такое не потянуть.

- Она об этом торжественно сообщила по телевизору, на одной из передач. Попросила нас прислать все документы, а потом пропала. Мы напомнили о себе спустя несколько месяцев. Нас снова попросили прислать документы. А потом она снова пропала, - говорит Михаил Езекян.

Пока одни пиарятся на чужом горе, другие помогают: молча, не желая привлекать к себе лишнего внимания.

Без российского паспорта Михаил Езекян не может рассчитывать на хорошую работу.

Без российского паспорта Михаил Езекян не может рассчитывать на хорошую работу.

Фото: СОЦСЕТИ

Ангелы-хранители маленького Жени нашлись в Кирове. Супружеская пара помогла с покупкой аппарата, без которого он не сможет дышать.

Эти люди не ходили на передачи и не делали громких заявлений. Они просто сами нашлись, позвонили, приехали.

- Они в нашего Женечку влюблены, и огромное им спасибо за помощь. Поддерживает и Армянская церковь в Петербурге, - говорит Михаил.

НА ОЧЕРЕДИ – УКРАИНСКИЕ БЮРОКРАТЫ

Когда битва с российскими бюрократами закончится (а мы надеемся, что она закончится благополучно), Михаилу предстоит новое испытание. Называется: «битва с бюрократами украинскими».

Чтобы получить работу в полиции в России, Езекян должен написать отказ от гражданства Украины. А подписать его должен лично Порошенко.

- Но по опыту моих знакомых, бывших украинских милиционеров, - он этого не делает, - признается мужчина.

Несмотря на все трудности и горести, Езекяны не опускают руки.

- Мы верим в лучшее, а иначе как жить? – говорит Михаил. – Знаете, со стороны выглядит со стороны так, как будто мы все время что-то просим: дайте то, дайте это. А мне просто нужно гражданство, чтобы начать работать.