2017-03-21T09:48:20+03:00

Юрий Шевчук: "На "Евровидении" личность не важна, это конкурс продюсеров, а не певцов!"

На гастролях в Воронеже известный музыкант рассказал, почему рок-н-ролл не выиграет в этом конкурсе, куда загнали живую музыку, а также когда будет записывать новый альбом
Поделиться:
Комментарии: comments36
Юрий Шевчук в Воронеже.Юрий Шевчук в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ
Изменить размер текста:

19 марта в Event-Hall Юрий Шевчук и «ДДТ» познакомят воронежцев с «Историей звука». Масштабная трехчасовая программа легендарной группы включает лучшие песни за 35-летнюю историю коллектива - с 80-х по сей день, красочный видео-арт и концептуальные мультимедийные инсталляции.

- Для группы «ДДТ» то, что мы сейчас играем, это достаточно необычно. Раньше делали программы из новых песен, будь то «Иначе» или «Прозрачный». Но тут как-то время пришло, и мы решили сделать концертную программу, обращенную к истории группы, новейшей истории страны – последнего 30-летия, - поделился с «Комсомолкой» накануне концерта Юрий Шевчук.

Я НЕ ПИШУ ХИТОВ

- Как песни для программы выбирали?

- Не по их хитовости. А по аутентичности тому или иному времени. Песни, которые наиболее адекватно отображали тот или иной период жизни страны и наши переживания. Чем больше переживаний было в песне, тем она актуальнее. Песни, которые вы услышите, они не просто так выбраны - над некоторыми я до сих пор плачу. Пою и плачу. Конечно, так, скупо, по-мужски, делая вид, что все нормально. Это очень важно для меня - петь те песни, которые меня волнуют. Те, которые не волнуют, мы просто не поем в данный момент. Будет неправильно: ты делаешь вид, что тебе нравится эта песня, ее играешь, а в этом есть уже ложь.

Юрий Шевчук и "ДДТ" в Воронеже. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Юрий Шевчук и "ДДТ" в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯtrue_kpru

- В каком периоде легче писались хиты?

- Я не пишу хитов, милая! Пишешь песню, а она вдруг трогает души многих, большого количества людей. Попадаешь! Иногда – меньше. Но это ничего не значит. Ты пишешь с определенным настроением, пытаешься свои чувства вбить в гармонию. Добавить разума ложку к этим чувствам и переживаниям, поперчить, посолить – вот вам и песня! Если она хорошая, съедобная, многие слушают – она становится популярной. Если нет - то нет. Ничего не пишется специально. Хиты конструируются музыкантами другого рода – которые занимаются поп-музыкой. Там много просчитывается: берется актуальная стилистка речи, модная на данный момент, что-то добавляется – такое конструирование больше. А рок-н-ролл – вещь чувственная. Как и авторская песня. Тут нет погони за модой. Когда аранжируешь, пытаешься песню сыграть так, чтобы слова не противоречили музыке, а музыка словам, чтобы была какая-то цельность и гармония. Даже если эта гармоничность какая-то трагичная. Тут много интересного. Интересно вообще песни писать.

НА «ЕВРОВИДЕНИИ» МУЗЫКИ НЕТ

- Сейчас топовая тема новостей – выбор в качестве участника «Евровидения» от России Юлии Самойловой. Надо ли посылать на Украину девушку-инвалида, обрекая на нападки и агрессию?

- Я об этом не думал. Если выбрали эту девочку… она же поет… почему нет? Не знаю. Я вообще никогда за «Евровидением» не следил, это очень попсовый конкурс, музыки там особо нет. Пару раз смотрел номера, музыкально они меня не очаровали, поэтому «Евровидение» – это конкурс для домохозяек, уж простите, не мое. Кто первый, кто второй – все одинаковые. На «Евровидении» все диктует обыватель со средним вкусом. Как писал испанский философ, в ХХ веке всем будет командовать обыватель, ему неважно, из чего состоит дирижабль, главное – чтобы он летал. И в творчестве так же, поэтому и появилась массовая культура. Рок-н-ролл тоже часть массовой культуры, но он все же бьется, в рок-н-ролле творчество более индивидуально, там важна личность. На «Евровидении» личность не важна - там участников припудрили, сшили им одежду, сделали им шоу, человек лично только открывает рот и поет чужие песни, выбранные продюсерами. В рок-н-ролле такого нет, поэтому он очень отличается от всей поп-музыки, тут работает личность. Я вот сам себе покупаю в магазине штаны, хожу в них по улице, выступаю. Это все - я, мое видение. И сцену мы сами оформляем, никогда у нас не было никаких продюсеров, которые нам что-то рисовали или говорили: «Юрий Юлианович, наденьте вот эти очки или спойте вот эту песню». Рок-н-ролл – это свобода личности и дух. Насколько он есть в тебе, ты его должен весь показать. И крайний, тотальный индивидуализм - вот что такое рок-н-ролл.

- Может, надо было рокера туда отправить?

- В «Евровидении» рок-н-ролл никогда не победит, потому что это конкурс продюсеров, которые выбирают девочку или мальчика и делают то, что им надо. Это конкурс не певцов.

- А из-за того, что «Евровидение» пройдет на Украине, обстановка напряженная будет, как думаете?

- Не знаю, я не думаю. Я в прошлом году ездил в Киев, у меня много друзей там. Ходил по улицам, все по-русски разговаривают, и ничего такого я не заметил. Ну есть там радикалы. И у нас они есть, но, в основном, народ-то хороший. Это факт абсолютный: народ везде хороший, но не все про это знают. Вот такую поговорку я придумал.

ЦЕНЗУРА В ТОМ, ЧТО НА ТВ НЕТ ЖИВОЙ МУЗЫКИ, ЕЕ ЗАГНАЛИ В YOUTUBE!

- Еще сейчас люди искусства продолжают, после того, как Райкин начал, обсуждать вопросы цензуры.

- Райкин все правильно сказал о цензуре, наболело у него. У нас на концертах никакой цензуры нет, но нас пытаются в некоторые города не пускать, в тот же Брянск. Помните историю с губернатором. Но это трудно назвать цензурой. Цензура в том, что живой музыки в эфире нет, в YouTube загнали ее, и она там живет. А вот на центральном ТВ очень мало стало каналов с живой музыкой. Если вспомнить 90-е, начало нулевых – сколько было музыкальных передач! Были рок-журналисты, музыкальные критики великолепные, которые не запрещали ничего, но предлагали массам послушать ту или иную группу. Сейчас только на РЕН-ТВ осталась «Соль» и на канале «Че» «Квартирник у Маргулиса» (в последней мы участвовали, но нас еще не показали). А раньше столько было программ, куда приходили играть молодые исполнители, сейчас с этим очень плохо. Это и есть продюсерская цензура, пытаются народу подкинуть настолько пережеванное, что тошнит от всего этого мыла и нафталина. А вот такого живого, которое бы отражало наше время, которое бы рождало чувство сопереживания - что есть главная составляющая искусства - чтобы сердце у человека заболело, переживал чтобы он - вот таких песен показать бы. Этого почти нет. Сейчас отечественная эстрада и мировая тоже вырождаются просто в удовольствие. Народ уже приучили, он говорит: «Ну-ка, клоун, развлеки меня, я билет купил». А хороший артист не просто развлекает, он задевает за сердце, он рождает вот это чувство сопереживания, чтобы у человека, может, слеза покатилась, чтобы у него душа немножко размякла и стала более человечной. Потому что сейчас много зла, согласитесь. На улицу выйдешь - никто не улыбается, мрачные все. Я вот говорю всем: «Здравствуйте», улыбаюсь людям, а они напрягаются: чего он хочет? Или в магазине говорю продавщице: «Спасибо большое!» Она пунцовеет и буравит тебя глазами, думая, где тут подвох. Вот к чему мы пришли.

- Вы недавно сказали, что настолько разочаровались в современных музыкантах - что отдачи от них никакой нет, что даже хотели уйти со сцены.

- Эти слова были произнесены по другому поводу. Мне задали вопрос: «Вы поете песню «Не стреляй», а на Украине война. И многие знают эту вашу песню». И я в очередной раз тогда задумался, как вообще влияет творчество (песни, искусство) - а оно вообще, влияет ли? - на политику, общество, человеческие взаимоотношения. И, конечно, я был очень удручен, потому что до этих тяжелых событий, в 2013 году, мы проехали всю Украину, от Львова до Луганска, с группой. И везде говорили, что украинцы и россияне - братья, сестры, нас политики ссорят, мы им не поддадимся, все кричали ура! Ничто не предвещало такого исхода. Был тур замечательный. И когда это все началось, я, конечно, получил страшнейшие личные ожоги души. Потому что столько старались, столько играли за мир, и такая история – бах, и все. И эти политики нас поссорили - причем, страшно. И ничего у нас не вышло. После этого я впал в такую депрессию серьезную: молчал, ну какие-то песни писал - они спасают. Понял, что как в строчке у Хлебникова: «Когда умирают люди, они поют песни» - песня нам все равно помогает. Кто-то услышал песню «Не стреляй» - и, может, не нажал на спусковой крючок. Может, хотя бы пару жизней было спасено. Все равно искусство влияет, но косвенно. И я этой мысли своей был очень рад. И вот мы продолжаем дальше свою концертную деятельность, несмотря ни на что: надо петь песни, рубиться за мир, за добро, за человечность, это очень важно.

- Правда, что вы написали несколько песен об Украине, но не стали их пока петь?

- Они не записаны еще. Я ищу саунд, звук. Около 20-25 песен написано. В мае на мой день рождения - примерно я так задумал - будем работать над альбомом.

Юрий Шевчук в Воронеже. Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Юрий Шевчук в Воронеже.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯtrue_kpru

УДОВОЛЬСТВИЕ - ЭТО ВЕДРО ОКУШКОВ!

- Да, вам через пару месяцев исполнится 60…

- Мне вообще по фиг все эти юбилеи, это бред какой-то. На день рождения в прошлом году я концерт давал, в этом – будем новый альбом писать. Праздник должен быть в душе, когда ты занимаешься творчеством, аранжировками, сидишь на студии, потеешь, думаешь… Ну не к Малахову же идти? Чтобы с Колымы пару школьных подружек выдернули? Это абсолютно не мое, юбилей, пафос… Нет, конечно, друзья придут, выпьем, закусим - ну так, ничего особенного.

- Что вас сейчас трогает?

- Рыбалка. Недавно с соседом Серегой поймали ведро окушков, плотвы, подлещиков. Дома все были рады. А еще я каждый январь посвящаю молодой музыке, около ста альбомов прослушиваю, отечественных, зарубежных, слежу за вектором развития музыки. Мне очень интересно.

- Вы рисуете сейчас?

- Я когда-то много посвятил лет своей жизни живописи и участвовал в выставках. Сейчас редко. Я люблю профессиональную работу. И с иронией смотрю, как мои друзья-музыканты рисуют. Некоторые очень талантливы, но нужно каждый день рисовать, если ты хочешь этим заниматься. Каждый день нужно руку набивать. Чтобы твой мазок был как у великих - у Веласкеса - когда мазка не видно, а воздух, тело, кожа, волосы - ну гениально прорисованы. Это ежедневная работа - точить инструментарий и ждать вдохновения. И все будет. Если ты хочешь быть музыкантом, каждый день играть надо. Но если ты каждый день играешь, когда тебе рисовать? Так что я сейчас уже дилетант. А эти дилетантики - ну шмяк, бряк… Хотя уж лучше рисовать, чем воевать - это точно.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также