Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

В одно ухо влетело, в другое вылетело!

Почему у современных школьников проблемы с памятью и усидчивостью [инфографика]
Во всем мире рапортуют об эпидемии СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Во всем мире рапортуют об эпидемии СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Фото: Олег УКЛАДОВ

- Вася, до тебя, что, ничего не доходит?

- Маша, ты можешь хоть десять минут посидеть спокойно?

Знакомые фразы? Конечно. Но сейчас они звучат в классах все чаще. Родители и учителя жалуются: память у детей - абсолютно дырявая!

В начальной школе можно убить целый вечер на то, чтобы выучить стихотворение. А на следующий же день ребенок у доски не может вспомнить ни строчки, и приносит двойку. Да и в старших классах ситуация ничуть не лучше:

- Ко мне регулярно приходят ученики, у которых проблема с запоминанием информации, - рассказывает Андрей Самойлов, репетитор по математике. - Они вообще не усваивают то, что им говорит учитель, не могут сосредоточиться на уроке. Мне приходится им из раза в раз объяснять одно и то же. Но у школьных учителей просто нет такой возможности. В школе них есть довольно жесткая программа, и педагоги вынуждены двигаться вперед. Даже если половина класса не помнит, что они проходили на прошлом занятии.

Российские школьники в этом не одиноки. Во всем мире рапортуют об эпидемии СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Например, только в Германии число детей с СДВГ выросло с 1989 по 2013 годы более, чем в пять раз! И проблемы у таких ребят гораздо более серьезные, чем неспособность выучить стишок. Если верить зарубежным исследованиям, то многие из них бросают школу, часто попадают в аварии. А почти треть девочек с СДВГ беременеет еще до окончания подросткового возраста. В зрелом возрасте такие дети чаще становятся наркоманами или алкоголиками, ввязываются в криминальные истории, чаще страдают депрессией и имеют повышенную склонность к суицидам.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ ДИАГНОЗ - ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА

В России официальной статистики на этот счет не ведется. По разным данным, среди наших детей синдромом дефицита внимания страдают от 4 до 18 процентов ребят. Причем, мальчики - почти в три раза чаще, чем девочки!

- Обычно первые симптомы появляются у детей еще до 7 лет, - рассказывает профессор Николай Заваденко, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ имени Пирогова. - Но поставить точный диагноз можно только после длительного наблюдения за ребенком. Часто эти симптомы объясняются другими факторами - например, эмоциональными расстройствами или стрессами. Я бы сказал, что почти каждый третий диагноз СДВГ в нашей стране - это следствие некомпетентности специалистов.

Дефицит внимания сейчас детям приписывают все, кому не лень - от воспитателей в детском саду до школьных психологов.

- В моей практике был случай, когда учительница математики определила у ребенка гиперактивность, - вспоминает Николай Николаевич. - Хотя он был неусидчив только на ее уроках, другие учителя на него не жаловались. Так что проблема была явно в педагоге, а не в ребенке.

Получается замкнутый круг. С одной стороны, проблемных детей действительно становится больше. Но параллельно растет и число тех, кому просто выдают «модный» диагноз! А ведь лечение часто бывает довольно серьезное - от психотерапии до мощных медикаментов с широким списком побочных эффектов. Самым гиперактивным и вовсе светят коррекционные классы.

ШКОЛЬНАЯ ТЯГОМОТИНА

Впрочем, у детской забывчивости и неусидчивости могут быть и иные причины. Британский эксперт сэр Кен Робинсон, международный советник по развитию систем образования, (кстати, в рыцари его произвели именно за заслуги в сфере образования) уверен, что по большому счету, эпидемия СДВГ является фикцией:

- Детей сейчас принято пичкать лекарствами, точно так же, как раньше без особых раздумий было принято удалять гланды. Основания для этого все те же - медицинская мода! Мне кажется не случайным, что с введением стандартизированных тестов СДВГ встречается все чаще. Детям прописывают зачастую опасные препараты, чтобы они были спокойнее и могли концентрироваться.

Но если СДВГ - это миф, то почему и родители, и педагоги отмечают, что невнимательных и забывчивых детей становится все больше?

- В наше время на детей действует больше раздражителей чем когда-либо в истории человечества, - считает Кен Робинсон. - Каждый источник информации старается завладеть их вниманием, будь то компьютеры, сотовые телефоны, реклама или сотни телеканалов. Но им нельзя отвлекаться от скучнейшей тягомотины, которую преподают в школах, иначе их ждет наказание.

Получается, что в большинстве случаев, проблема вовсе не в самих детях, а в школьной программе, которую пытаются в них впихнуть. Учителя и учебники просто не в силах конкурировать с котиками в соцсетях и видео на Youtube, как бы они ни старались сделать учебу интереснее. И выход тут один - менять программу и сами подходы к преподаванию так, чтобы завладеть вниманием детей.

Сколько детей страдают СДВГ

Сколько детей страдают СДВГ

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Татьяна Клименко, главный научный сотрудник ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, эксперт Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации»:

- На мой взгляд, действительно многие дети, прежде всего мальчики 5–7 лет, гиперактивны. В существовании СДВГ я не сомневаюсь. Но с возрастом у большинства такая детская подвижность и живость проходят. Другой вопрос - является ли это патологией или всего лишь этапом в психологическом развитии? Чаще всего, конечно, это лишь этап развития. И в этом случае требуются меры педагогического воздействия, а вовсе не лекарства. Гиперактивному ребенку нужно уделять больше время, а вот результат будет виден не сразу. А у учителей и даже у родителей на это просто не времени.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Надо встревожиться, если ребенок:

С трудом сосредотачивается;

Не слышит, когда к нему обращаются;

Не может закончить начатое;

Не способен сам организовать себе занятие;

Избегает умственных усилий;

Часто теряет вещи;

Легко отвлекается;

Забывчив;

Много ерзает;

Слишком много говорит;

Дергает руками и ногами;

Бегает или встает с места, когда нужно сидеть;

Не может тихо и спокойно играть;

Отвечает, не дослушав вопрос;

Пристает к окружающим, вмешивается в беседы;

Не любит ждать.