Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Дом. Семья28 марта 2017 22:00

Пять лучших исторических романов

Рейтинг «Комсомольской правды»
Авторы (2):
Детективы - это увлекательно!

Детективы - это увлекательно!

Фото: Евгения ГУСЕВА

Дмитрий Миропольский «Тайна трёх государей»

«Комсомольская правда», 2017

«Тайна трёх государей»

«Тайна трёх государей»

По форме этот роман может напоминать сочинения Дэна Брауна, по содержанию - книги Умберто Эко. Научный сотрудник одного из музеев Петербурга проводит вроде бы рядовое исследование. Историк анализирует странное сходство в биографиях и основных вехах правления трех российских государей - Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. О своих догадках он рассказывает отставному военному, который работает в охране музея, - и с этого момента их судьбы оказываются неразрывно связанными.

За тайной, которую они ненароком потревожили, охотятся больше двух с половиной тысяч лет по всему миру. Героев преследуют могущественные спецслужбы, адепты древних рыцарских орденов и лидеры тайного мирового правительства. Сюжет изобилует историческими парадоксами, изощренными загадками и неожиданными поворотами, удерживая напряженное внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие романа начинается 14 марта, в Международный день числа пи. С этого же дня «Комсомолка» публикует главы романа в ежедневных выпусках газеты. За развитием интригующего сюжета можно следить на сайте kp.ru, слушать аудиоверсию книги - на Радио «Комсомольская правда» (fm.kp.ru) в 23.05 (мск), в мобильных приложениях Радио «КП» для iOS и Android.

Свежие главы романа распространяются по подписке. В блоге читатели могут задавать вопросы автору и оставлять свои отклики о романе. Электронная книга «Тайна трёх государей» уже доступна на сайте shop.kp.ru за 149 рублей.

Премьера печатной версии состоится 3 апреля: спрашивайте долгожданную новинку в местах продажи прессы и фирменных магазинах «Комсомольской правды».

Евгений Водолазкин «Авиатор»

Редакция Елены Шубиной, 2016

«Авиатор»

«Авиатор»

Действие романа петербургского писателя начинается в конце 1990-х, но основное действие охватывает первые десятилетия ХХ века. Видите ли, герой - ровесник века, переживший трагические испытания, выпавшие стране: и революцию, и сталинский террор. Правда, потом страдания его закончились: не будем говорить, по какой причине, в жизни случилась пауза - и очнулся он, все еще молодой, в больничной палате в позднеельцинское время.

Спешить ему некуда: он медленно вспоминает и детство, пришедшееся на начало XX века, и гамак над Оредежью, где качался рядом с девочкой (первой своей любовью), и гибель отца, убитого пьяными матросами, и продуктовые карточки, а потом - очереди за хлебом, жизнь в уплотненной квартире... И Соловецкие лагеря.

Петербуржец Водолазкин - литературовед и писатель - был хорошо знаком и долго работал с академиком Дмитрием Лихачевым, и, вероятно, он в какой-то степени стал прообразом героя. Сам же Водолазкин прославился несколько лет назад романом «Лавр», удостоенным «Большой книги» и уже переведенным на 20 языков мира. И новый его роман в ноябре прошлого года получил одну из трех «Больших книг» - а именно вторую премию, «серебро».

Алексей Иванов «Тобол»

АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017

«Тобол»

«Тобол»

Автор «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Золота бунта», «Сердца Пармы» и других хороших книг написал самый масштабный свой роман. «Много званых» - первая его часть, вот-вот выйдет и вторая, «Мало избранных». Действие разворачивается в эпоху Петра I, а среди героев и пленные шведы, и бухарские купцы, и китайские контрабандисты, и православные миссионеры, и лиходеи, и шаманы, и царедворцы… Критики сравнивали «Тобол» с «Петром Первым» Алексея Толстого и «Россией молодой» Юрия Германа. Достаточно ли заслуженно - поймем, когда дочитаем второй том, но замах у автора весьма серьезный.

Джулиан Барнс «Шум времени»

«Азбука», 2016

«Шум времени»

«Шум времени»

70-летнего британца Барнса спокойно можно назвать одним из крупнейших современных писателей - по крайней мере среди европейцев; он автор «Попугая Флобера», «Англии, Англии», «Истории мира в 10 1/2 главах» и многих других выдающихся книг. В молодости Барнс пытался учить русский язык и путешествовал по СССР; всю жизнь любил русскую музыку и Дмитрия Шостаковича в особенности. О нем он и написал «Шум времени». Это не биография в традиционном смысле слова, а именно роман - просто основанный на реальных фактах. На документальную точность Барнс, переворошивший кучу литературы о Шостаковиче, не претендует.

«Шум времени» разбит на три больших куска. Первая часть - конец 1930-х годов, Шостакович каждую ночь томится у лифта и ждет, когда его придут арестовывать (а предпосылки к тому имелись: композитор был хорошо знаком с маршалом Тухачевским, большим ценителем музыки и «врагом народа», и к тому же музыка Шостаковича не нравилась лично Сталину). Второй отрезок - 1949 год, Шостакович возвращается из поездки в США. Третий период - начало 60-х, новая власть пытается пригреть Шостаковича - не вызывая в нем, впрочем, никакого сочувствия. Он продолжает размышлять о Шекспире и тиранах, о детях и женах, о собственной трусости (которая, замечает Барнс не без иронии, требует даже большего напряжения сил, чем геройство), о коммунизме (чье здание «вышло непропорциональным, лишенным человеческого измерения. Оно приносило тебе мечты, оно приносило тебе ночные кошмары, но в конечном счете внушало страх всем - как детям, так и взрослым»)...

Борис Акунин «Вдовий плат»

АСТ, 2016

«Вдовий плат»

«Вдовий плат»

Несколько лет назад Григорий Чхартишвили взялся за эпическую «Историю Российского государства». По его собственным словам, «решил заинтересовать историей страны людей, которые ею в принципе не интересуются. Написать книги, легкие для чтения, занимательные, и в то же время серьезные. У нас в стране есть только один автор подобного труда: Карамзин, которому я всю жизнь страшно завидовал. У меня был очень хороший подопытный кролик - моя жена, которая историей не интересуется и абсолютно ее не знает. Я написал кусок, дал ей почитать - ей скучно. Тогда я вставил занимательные, занятные фрагменты, которые оживляли повествование, - и заметил, что она читает только их, а остальное пропускает...» В результате Чхартишвили в дополнение к каждому чисто историческому тому написал чисто беллетристический.

Всем известно, что Чхартишвили под любыми псевдонимами (Борис Акунин, Анатолий Брусникин) пишет увлекательные исторические романы, охватывая любые эпохи. Конкретно же во «Вдовьем плате» речь идет о временах царствования Ивана III Васильевича (точнее - о Великом Новгороде, где тогда реальная сила была сосредоточена в руках трех женщин - Марфы Борецкой, Настасьи Григориевой и Ефимии Горшениной). А во второй вошедшей в книгу повести - «Знак Каина» - о другом Иване, IV, вошедшем в историю под прозвищем Грозный. Читается, как всегда у Акунина, навылет: если возьмете в отпуск, скорее всего, дочитаете еще в самолете.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Алексей Учитель, кинорежиссер:

Алексей Учитель, кинорежиссер

Алексей Учитель, кинорежиссер

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

- Последнее, что я прочитал, это книга английского писателя Джулиана Барнса - роман о Шостаковиче под названием «Шум времени». Фигура русского композитора меня очень интересовала. Роман не разочаровал и показался безумно интересным!

Записала Елена ЛАПТЕВА.