Премия Рунета-2020
Уфа
-2°
Boom metrics
Происшествия20 апреля 2017 11:00

Жительница Башкирии замучила приемную дочь до смерти, привязав ее к кровати скотчем

Почему 11-летняя девочка скончалась на руках у тети, сейчас разбирается суд
Из зала суда женщина ушла подавленной

Из зала суда женщина ушла подавленной

Фото: Кирилл ПЕНКИН

- …Реализуя преступный умысел… используя скотч, веревку и другие подручные предметы… удерживала связанной… состояние ребенка ухудшилось и наступила смерть, - на крупных звездах погонов зампрокурора, зачитывающего обвинение, играет солнце. Напротив, на скамеечке сутулится женщина, пряча лицо в черный вязаный шарф.

В Кумертау начали судебное разбирательство по громкому делу: 40-летняя Анжела Ахметшина обвиняется в том, что пять дней держала привязанной к кровати свою 11-летнюю приемную дочь. Девочка скончалась.

- Признаете вину?

- Да. Только все не совсем так. Я ведь только на ночь привязывала, а днем мы и гулять ходили, и ремонт Верочка (имена детей здесь и далее изменены - Авт.) помогала мне делать… - Анжела теребит в руках прозрачный от слез носовой платок.

Смотришь на нее - и не верится, что эта женщина жестоко издевалась над 11-летним ребенком и довела ее до смерти.

ИДЕАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ МАТЬ

В один из жарких июльских дней 2016 года в отдел полиции Кумертау пришла местная жительница. Дежурные приготовились принять очередное заявление на шумных соседей или вроде того, но в ответ услышали ужасающее, неправдоподобное признание:

- Моя приемная дочь Вера умерла. Тело я спрятала в огороде…

По указанному адресу (сады в паре километров от города) выехала следственно-оперативная группа, на заросшем травой участке нашли коробку, в которой находилось обезображенное тело ребенка – оно пролежало несколько дней на солнцепеке.

…На тот момент прошло всего несколько месяцев, как 11-летнюю Веру Салтыкову и ее младшую сестру Таню забрали из Салаватского детдома.

- Маму девочек в 2015 году лишили родительских прав: пила, бродяжничала, а отца у них вроде и не было никогда. В мае этого же года Вера и Таня оказались в детском доме, - рассказали в отделе опеки администрации Салавата.

Вскоре их тетя, 40-летняя Анжела Ахметшина, начала собирать бумаги на опекунство.

- Ей, конечно, пошли навстречу. А почему нет? – говорит источник в администрации Салавата. - Женщина отвечала всем требованиям: не судима, жилищные условия позволяют, по медицинским и психологическим показателям годна, характеристики исключительно положительные, два своих ребенка, плюс педагогическое образование. А главное - она их тетя, родственникам отдается предпочтение.

А в феврале тетя Анжела снова пришла в отдел опеки: хочу оформить усыновление. Нужный пакет документов справили за несколько месяцев: и уже в начале июня 10-летняя Таня и 11-летняя Вера обрели новую семью.

Анжела пряталась от фотографа, но активно участвовала в процессе: задала вопросы свидетелям и давала свои пояснения

Анжела пряталась от фотографа, но активно участвовала в процессе: задала вопросы свидетелям и давала свои пояснения

Фото: Кирилл ПЕНКИН

«ПОЧЕМУ ВЕРА ВСЕ ВРЕМЯ ЛЕЖИТ?»

Казалось бы, дальше девчонок ожидало бесконечное счастье. Но не тут-то было. Справиться со старшей, Верой, женщине оказалось не по силам.

Позже в деле появятся показания 10-летней Тани, мол «тетя Анжела сердилась на Веру», потому что ей казалось, что она обижает ее сына. И за это она жестоко наказывала девочку: связывала руки веревкой, курткой, привязывала скотчем к кровати, поливала холодной и горячей водой, не отпускала в туалет и брызгала в лицо освежителем воздуха.

По версии следствия, девочка лежала привязанная несколько. Утром 7 июля она перестала подавать признаки жизни. Причину смерти, кстати, так и не установили - из-за сильного разложения тела.

- Дети спрашивали у нее: «Почему Вера все время лежит?», а она им отвечала: спит, - рассказывает источник «КП».

Еще через несколько дней мама Анжела велела детям сходить в магазин за коробками. Потом женщина собрала разные вещи, все упаковала, коробки на «Газели» вывезли на дачу.

- Там была одна коробка очень тяжелая, - рассказывает грузчик, который помогал выносить вещи. – Я спросил у хозяйки: что там внутри? А она мне ответила: старая мамина перина, она сырая, оттого и тяжелая…

Больше Таня свою сестру не видела. Новой приемной маме девочка потом скажет: «Я думаю, что в самой большой коробке была Вера».

… Во время заседания подсудимая, слушая показания, лишь горько покачивает головой:

- Все не так, не так. Танечка придумала. В ее карточке даже запись есть от психиатра: «нарушение памяти и эмоций».

Так ли было дело, или ребенок что-то нафантазировал, выяснит суд. Но пока есть и другая версия того, что случилось.

ЗАЛЮБИЛА ДО СМЕРТИ

Анжела уверяет: она привязывала Веру к кровати, потому что девочка… сама просила этого! А все из-за ночных кошмаров: мол, во сне к ребенку приходил отец и уносил ее. Вера просыпалась в ужасе и уходила из квартиры – покурить на лестнице. Или отправлялась искать маму…

И это можно понять: сестры родились в неблагополучной семье: вместо маминой ласки – пьяные компании, вместо сладостей и игрушек – бутылки из-под водки.

- Младшая, Таня, с пеленок находилась на воспитании у бабушки и тети, а Вера только иногда приезжала в гости, а так все время с мамой была, - говорят родственники семьи. – Когда детей забрали у матери, старшей сестре тяжелее далась разлука. Несмотря на то, что мать – пьяница и наркоманка, девочка любила ее и готова была стоять на коленях перед ней. Вера даже попросила воспитателей детдома купить ей иконку «Божьей матери», молилась. Она не могла сама справиться с тем, что происходит внутри, не могла не уходить из дома.

Кстати, соседи странного шума, криков никогда не слышали. То ли тетя Анжела ей и рот скотчем заклеивала, то ли девочка на самом деле добровольно ложилась под веревки.

Судя по всему, это были уже крайние меры: сыщики нашли странную переписку Веры и тети Анжелы. Оказывается, некий психолог посоветовал женщине таким образом наладить отношения с приемной дочерью: высказать претензии друг к другу.

- Такая методика есть. Но, во-первых, письма нужно уничтожить, они не должны дойти до адресата. А во-вторых, не рекомендуется использовать такую технику с 11-летним ребенком: это может только навредить, - пояснила в суде психолог Галина Давлеткильдина, сотрудник центра социально-психологической помощи семье и детям.

- А я специально сохранила эти письма, чтобы потом психологу показать. Чтобы мне подсказали: в чем я неправа, в чем Вера… - тихонько плачет подсудимая.

Говорит, хотела наладить отношения с девочкой. Пусть и неграмотно, но как уж сумела. И веревками связывала ребенка – тоже для блага племянницы. Залюбила до смерти, выходит.

Знакомые подсудимой характеризуют ее как доброжелательную и совершенно неконфликтную женщину. В одиночку воспитывает двоих своих детей, еще и приемных взяла.

- Заботливая мама? Я бы даже сказала – гиперзаботливая, - бросила одна из свидетелей на суде.

Во время заседания подсудимая непрестанно плакала

Во время заседания подсудимая непрестанно плакала

Фото: Кирилл ПЕНКИН

«НИКТО НЕ ПРОТЯНУЛ РУКУ ПОМОЩИ, А ТЕПЕРЬ РЕБЕНКА НЕТ»

Кстати, оказалось, что подсудимая не получала ни вознаграждения, ни выплат, положенных приемным родителям. И детей в лагерь не могла отправить. А все потому, что о семье в отделе опеки кумертауской администрации… даже не знали. Соответственно, и с проверками не приходили, и денег им не начисляли.

- Как вышло, что вы не были в курсе? – допытывается гособвинитель.

- Нам не поступили документы.

- Но ведь вы Ахметшиной заключение выдавали.

- Так оно действует на протяжении двух лет. В этот срок им воспользоваться можно в любой момент, - парирует представитель отдела опеки.

А подсудимая едва не срывается на крик: говорит, что и приходила не раз, и звонила. Но от нее постоянно отмахивались: дескать, вашим вопросом начальник занимается, а ее пока нет на работе.

- Никто не протянул мне руку помощи! Никто не виноват, только я. А теперь ребенка нет, а у меня жизнь сломана, - рыдая, падает обратно на скамейку.

Не поворачивая головы в сторону бьющейся в истерике женщины, главный специалист заявляет:

- Нет, ко мне она не обращалась.

- Ну ничего, это мы выясним, - обещает гособвинитель.

СЕСТРА ПОГИБШЕЙ ДЕВОЧКИ ОБРЕЛА НОВУЮ СЕМЬЮ

Младшую сестру Веры, Таню, на суд пока не приглашали. Скорее всего, ограничатся ее показаниями, которые есть в деле. Кроме того, уже допросили ее новую приемную маму.

После трагедии тетя Анжела отправила Таню к бабушке, там она и жила, пока информация не дошла до чиновников из администрации.

Ночью 16 июля девочку увезли, забрали практически из постели. Решили в детдом не возвращать – это было бы слишком. К счастью, одна пенсионерка из Кумертау, воспитавшая шесть детей, согласилась взять девочку к себе. Теперь Таня называет ее мамой.

Суд продолжается, Ахметшиной грозит до 8 лет тюрьмы за незаконное лишение свободы заведомо несовершеннолетней, повлекшее смерть.