2017-04-23T02:05:09+03:00
Комсомольская правда
115
Егор АРЕФЬЕВкорреспондент

Почему фильм «Время первых» не провалился, а разозлился

Формулы успеха в кино нет, зато есть каноны человеческих отношений, нарушать которые опасно
Евгений Миронов в роли Алексея Леонова - первого человека в истории, совершившего выход в открытый космосЕвгений Миронов в роли Алексея Леонова - первого человека в истории, совершившего выход в открытый космосФото: кадр из фильма

Почему-то этот фильм хотелось увидеть.

Еще на стадии производства у создателей «Времени первых» все пошло так же, как у Алексея Леонова и Павла Беляева. Одна нештатная ситуация сменяла другую.

Супероператор, голливудский стереограф Джош Фриттс («Сталинград», «Новый Человек-паук», «Планета обезьян») пару раз ломал кран с 3D-камерой. Режиссеров тасовали, как карты.

В итоге фильм снимали три человека. Не в союзе, а отдельно друг от друга. Поднимали проект с пола, как брошенный фантик.

В сериальной индустрии это допустимо, эпизоды могут писать и снимать разные люди.

Но кинорежиссура «из рук в руки» на потоке — российское ноу-хау.

Кино ведь не роман, как сериал, а скорее повесть.

Вопреки грандиозному замыслу фильм «Время первых» получился не глыбой, а неуклюжим существом, слепленным доктором Франкенштейном Фото: кадр из фильма

Вопреки грандиозному замыслу фильм «Время первых» получился не глыбой, а неуклюжим существом, слепленным доктором ФранкенштейномФото: кадр из фильмаtrue_kpru

Зачем отцеплять от цельного произведения создателей, как ступени ракеты-носителя?

Режиссеров «Времени первых» просто снимали с проекта, вычеркивая из титров.

Начинал Сергей Бодров-старший. Википедия гласит, что на уровне задумки, но продюсер фильма Тимур Бекмамбетов в интервью признавался, что Бодров именно начинал снимать.

Потом был Юрий Быков, создатель картин «Жить», «Майор» и «Дурак». Для чего вообще мастера социальных драм пригласили в блокбастер - загадка. Хотя версии были. Видимо, продюсерам глубины хотелось. Я задал этот вопрос Быкову на съемке.

- Это своего рода переквалификация, - изящно намекнул Быков на отсутствие интереса продюсеров к остросоциальному кино. - Так что провокаций не ждите. Это история о легендах. Мы не имеем права ломать памятники.

И в этих словах звучала не гордость, а горечь.

Быков отснял две трети картины ювелирным образом. Он не валялся в кресле, изредка бурча в рацию «подсказки». Он был адронным коллайдером для частиц, что разгонялись на площадке. За ручку водил оператора по деталям - пальцы, планшет, глаза; вышагивал траектории пути актеров, бережно передавал интонацию.

Заразившись бозоном Быкова, актеры даже за кадром стали себя так же, как герои.

Прямо там они готовы были создать «Восход-2» вместе с конструктором Королевым прямо там, еще один, на всякий случай, для достоверности. И полететь на нем.

Но Быкова уволили.

Проект передали Дмитрию Киселеву, которого готовили для сцен невесомости.

- Никакой трагедии не произошло, - объяснился в фейсбуке уволенный Быков. - Я всегда говорил, что режиссура в продюсерском кино - наемная работа. Прокатный фильм - это коммерческий проект, где решение принимает автор проекта - продюсер. Режиссер только инструмент. Не подошел один инструмент или отработал свое - поменяли. У меня никогда на этот счет иллюзий не было.

Конечно, за этим спокойствием крылась невысказанная боль. Режиссер «Бразилии» (1985 г.) Терри Гиллиам объяснял это примерно так: «Спасаете мой фильм?! Да вы убиваете его! Вы берете моего ребенка и спрашиваете: «Ну, что будем отрезать — руку или ногу?».

Так это и происходит в России, где прошлый год провозгласили Годом кино.

Вопреки грандиозному замыслу фильм «Время первых» получился не глыбой, а неуклюжим существом, слепленным доктором Франкенштейном.

Наш автор попытался понять: почему, несмотря на великолепный актерский состав и интереснейшую историю в основе сюжета, "Время первых" разочаровывает зрителя Фото: кадр из фильма

Наш автор попытался понять: почему, несмотря на великолепный актерский состав и интереснейшую историю в основе сюжета, "Время первых" разочаровывает зрителяФото: кадр из фильмаtrue_kpru

Бог с ним с саспенсом, драматизм там стремится даже не к нулю, а к минус одному. Эпичность словно выдули из фильма.

Почему? Чего боялись?

Кто мешал выйти за рамки шаблонов и не воссоздавать пошагово эпизоды подготовки и выхода в космос? Чуть ли не стенограммой переговоров космонавтов пользовались. Но кому это интересно? Об этом можно почитать. Или увидеть в докфильме «Прыжок в космос», который Роскосмос выпустил в 2014 году к 80-летию Алексея Леонова.

Была куча зацепок, из которых можно было развернуть эпичную драму.

Но мы увидели мультик про космос.

То, что фильм провалился, это не значит, что плохой. Примеров куча. «Достучаться до небес», «Облачный атлас», «Мертвец», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»», «Бойцовский клуб» и так далее.

Беда в другом.

Фильм загубили на стадии производства.

И все потому что фигура режиссера теперь — пешка (только братья Михалковы-Кончаловские стоят особняком).

Как это работает в Голливуде?

Режиссер Дэмьен Шазелл захотел снять высокобюджетный мюзикл. Продюсеры в ответ покрутили у виска пальцем: кому это надо. Тогда он пошел, написал сценарий и снял «Одержимость» — блестящую драму за три миллиона долларов, которая принесла три «Оскара» и собрала 50 миллионов долларов.

Ему тут же выдали 30 миллионов долларов, и тогда он исполнил мечту — написал сценарий и снял мюзикл. Тот самый «Ла-Ла Ленд», получивший шесть «Оскаров» и собравший 440 миллионов долларов.

У нас, конечно, не Голливуд.

Как бы режиссер не зарекомендовал себя, он в рабстве. Захотели — взяли, захотели — выгнали. Режиссера выжимают, как губку, и выбрасывают. Спасибо, что одиозные Бондарчук-старший и Тарковский не дожили. Снимали бы рекламу.

Космос начинается на земле, когда каждый из нас выходит на орбиту. И порой именно тяжелый скафандр, который вроде как сковывает каждый шаг, обеспечивает взлет. Таков замысел «Времени первых». Окрылившись грандиозной идеей, создатели проекта забыли следовать ей. И шапка задавила Сеньку.

На фильме - как на живом организме - это не могло не сказаться.

У Леонова и Беляева тоже все пошло не так с самого начала. Но катастрофу удалось предотвратить, чего не скажешь о «Времени первых».

Жаль.

Время первых — Трейлер #2 (2017). Кинокомпании BAZELEVS Тимура Бекмамебтова и «Третий Рим» Евгения Миронова представляют новый трейлер фильма "Время первых".

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Почему «Время первых» не стало первым

Стас ТЫРКИН

Общественность недоумевает: почему провалился в прокате кинофильм о подвиге советских космонавтов, впервые вышедших в открытый космос? Ведь все условия вроде бы были созданы: сдвинут на осень фильм-конкурент, «Салют-7» (о том, как сложится его зрительская судьба, теперь даже страшно подумать); с кинотеатрами, мечтавшими заполонить все залы «Форсажем-8», была достигнута договоренность; картину посмотрел и одобрил сам Президент (а лучшей рекламы, как мы помним по «Викингу», просто не существует). А несознательный зритель, хоть ты его убей, не хочет смотреть драму про реальный героизм великих людей Королева, Беляева и Леонова, а хочет, наоборот, красивые движущиеся картинки с быстрыми тачками и ногами Шарлиз Терон. Безобразие да и только (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Евгений Миронов: «Давайте разыщем героя – радиолюбителя, который спас космонавтов!»

С 6 апреля в кинотеатрах страны пойдет героическая драма «Время первых»

В основе фильма - реальный космический полет. Причем, полет знаменитый – 18 марта 1965 года в открытый космос вышел первый человек – и был им наш Алексей Леонов. Долгие годы подробности полета корабля «Восход-2» были засекречены – мол, все прошло гладко. А то, что космонавты появились на экранах телевизоров только спустя три дня после возвращения на землю? Так они отдыхали на даче обкома КПСС. (подробности)

Константин Хабенский: «Время первых никогда не проходит»

Роль командира «Восхода-2» в фильме играет Константин Хабенский.

- Константин Юрьевич, на самом деле ваш герой - командир «Восхода-2» Павел Беляев - был на десять лет старше Алексея Леонова. И Королев не случайно опытного и взрослого Беляева поставил над непоседливым Леоновым… А в фильме такого разницы не чувствуется…

- Мы не выстраивали возрастные отношения в фильме. Скорее, взаимоотношения разных характеров, разных темпераментов, разного подхода к жизни, несмотря на то, что это оба человека в погонах (подробности)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также