Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество26 апреля 2017 16:30

Новая бизнес-империя Ходорковского

Хватит ли денег Ходорковскому на организацию революции в России?
Павел Чернышов

«Открытая Россия» Михаила Ходорковского готовится к масштабным политическим акциям в Москве и других городах России, запланированным на 29 апреля. Уже сейчас организаторы привлекают внимание к мероприятию судебным иском против московской мэрии, предложившей альтернативный маршрут шествия «Надоел».

Отметим, организация масштабных протестных мероприятий стоит больших денег. Еще больше их нужно для того, чтобы полноценно включиться в политическую борьбу. Судя по тому, как активно Ходорковский действует на этом фронте, ресурсы у него есть.

Он спокойно вкладывает миллионы долларов США в оппозиционные медиапроекты. С ним связывают зарегистрированный в Латвии русскоязычный интернет-ресурс «Meduza», на который, по словам Ходорковского, он «одолжил» $250 тыс. Однако ежегодный бюджет этого издания составляет около $1,5 млн. Издание не приносит прибыли – в 2015 году было зафиксировано $1,1 млн убытков. Информацию о своих инвесторах «Meduza» скрывает.

В сентябре 2016 года Ходорковский объявил о запуске проекта «Открытые медиа» и уже профинансировал пять медийных старт-апов в соцсетях. «Открытая экономика», «Центр управления расследованиями» (ЦУР), «Инфометр»,«Gauss» и «Культтриггер» уже набрали суммарно более сотни тысяч подписчиков.

«СМИ — важный элемент гражданского общества, и нельзя позволить его угробить, иначе после смены режима мы опять будем раскачиваться годы», - объяснил свои вложения Ходорковский.

Напомним, именно социальные медиа стали едва ли не главной движущей силой «цветных революций», которые привели к смене режимов в ряде стран Африки, Ближнего Востока, Грузии и на Украине.

Ходорковский также спонсировал ряд оппозиционных политиков, принимавших участие в выборах в Госдуму-2016. В частности, деньги от него получала его соратница по «Открытой России» Мария Баронова. Телеканал НТВ опубликовал доказательства того, что активисты «Открытой России» получают от Ходорковского чеки на суммы от $1 тыс. до $25 тыс.

Деньги от Ходорковского получал и соратник оппозиционера Алексея Навального Леонид Волков. Как и Бароновой, средства ему перечисляла эстонская MTÜ Free Access HR, сумма - $60 тыс. Отметим, сам Навальный намного более яркий политик, чем Ходорковский, однако, не располагая мощным финансовым ресурсом, он не может претендовать на значительные успехи в электоральной борьбе.

У Ходорковского же такой ресурс есть. А ведь всего 4 года назад, вскоре после того, как Ходорковский был помилован президентом и обещал не заниматься политикой, его финансовые возможности оценивались крайне невысоко. Так, обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский в 2013 году оценил активы Ходорковского от $100 до $250 млн. Этой суммы недостаточно для ведения политической борьбы в России, поэтому Бершидский предполагал, что Ходорковский от нее откажется.

Как выяснилось впоследствии, Ходорковский располагает собственными миллиардами долларов, сохранившимися после крушения ЮКОСа, и, очевидно, имеет доступ к не меньшим средствам своих бывших и новых партеров по всему миру.

Золото ЮКОСа

Незадолго до своего ареста в 2003 году Михаил Ходорковский занимал первое место в списке богатейших людей России по версии Forbes. Его состояние оценивали в $15 млрд. В целом капитализация ЮКОСа по состоянию на 2002 год составляла $21 млрд, и 60% этих активов контролировал зарегистрированный в Гибралтаре оффшор «Group MENATEP Limited» (GML).

Михаил Ходорковский контролировал 59,5% GML. 9,5% было записано на его имя, а 50% он управлял через оффшор «Special Trust Arrangement» (STA) - такая схема была необходима на случай форс-мажора, каким и стало заключение Ходорковского в тюрьму. Она позволяла быстро передать право распоряжаться акциями другому акционеру.

Таким образом, на момент ареста доля Ходорковского в «Group MENATEP Limited» составляла $7,63 млрд. Главными бенефициарами GML после него были Михаил Брудно, Платон Лебедев, Владимир Дубов, Василий Шахновский – каждому из них принадлежало по 7% акций, и Леонид Невзлин – он владел 8% GML.

Именно Невзлин после задержания Ходорковского возглавил STA и, таким образом, получил контроль над «Group MENATEP Limited». Сам он утверждал, что Ходорковский передал ему контроль над STA безвозмездно, однако в это верится с трудом – слишком велики были суммы, с которыми расставался Ходорковский. Очевидно, что вся схема на случай форс-мажора была продумана заранее, и тогда же были оговорены все нюансы относительно имущественных прав.

Невзлин же занялся срочной продажей всех активов GML – после того, как летом 2003 года выехал в Израиль. Только доходы от ликвидации непрофильных активов, не связанных с нефтяным бизнесом ЮКОСа, составили около $700 млн.

Ближний круг вернулся?

Ближний круг вернулся?

Так, уже в 2004 году за $100 млн GML избавилась от банков «Траст» и «Менатеп-СПб». Группа телекоммуникационных активов была реализована за $350 млн, еще $150 млн принес химический холдинга «Фосагро». Все эти средства удалось спрятать от российских властей.

После того, как в 2005 году было объявлено о банкротстве ЮКОСа, с подачи «Роснефти» был назначен временный управляющий Эдуард Ребгун. Для того, чтобы погасить долги ЮКОСа по налогам и перед кредиторами, он продал 360 предприятий компании на сумму 873 млрд. рублей– около $32 млрд по тогдашнему курсу.

Однако ему удалось превратить в деньги только активы ЮКОСа в России – с зарубежными не вышло.

Так, в 2007 году на одном из аукционов по реализации имущества ЮКОСа за 7,8 млрд рублей фирме «Промнефтьстрой» гражданина США Стивена Линча были проданы акции голландской Yukos Finance, бенефициара основных зарубежных активов банкрота. В них входили в том числе такие лакомые куски, как акции литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta и доля в словацкой нефтяной компании Transpetrol.

Однако иностранные экс-менеджеры ЮКОСа во главе с экс-президентом компании Стивеном Тиди манипуляциями с трастовым фондом создали ситуацию, в которой новый владелец Yukos Finance может рассчитывать на участие в распределении денег компании, но не может принять решение об их выводе.

Суды по этой сделке продолжаются до сих пор, и пока тяжба не завершится, средства остаются замороженными для обеих сторон. Однако перспективы этого дела для России нельзя назвать радужными.

Совсем недавно, 7 декабря 2016 года Дублинский окружной суд принял решение снять арест с активов Ходорковского. Замороженные в 2011 году 100 млн евро пополнили счет опального олигарха вопреки протестам российской стороны.

Кроме того, сейчас продолжаются тяжбы по искам бывших сотрудников ЮКОСА на десятки миллиардов долларов. Пожалуй, все помнят судебное разбирательство в Гааге в 2014 году, итогом которого стало решение Третейского суда в Гааге о том, что Россия якобы нарушала Энергетическую хартию, и поэтому обязана выплатить акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве возмещения ущерба.

После этого были арестованы российские активы в Австрии, Бельгии и Франции. Ненадолго – российские власти смогли оперативно добиться отмены решения гаагского суда. Однако на фоне растущей напряженности в отношениях России и стран запада принятие судебных решений в европейских и американских судах в пользу ЮКОСа становится все более вероятным.

Теневая империя

На сегодняшний день, согласно исследованию Forbes, экс-менеджеры ЮКОСа смогли продать активы GML примерно на $2,3 млрд. Еще около $500 млн структуры ЮКОСа отсудили у «Роснефти» как правопреемницы по долгам бывших предприятий банкрота. Таким образом, если участие Ходорковского в оффшорах, контролировавших ЮКОС, осталось таким же, как и ранее, то он может располагать примерно $1,7 млрд.

Помимо этих средств, есть две структуры, ранее входивших в империю ЮКОСа, которые успешно работают до сих пор. Это созданная в начале 2000-х инвестиционная компания Cube Capital, инвестировавший в различных странах мира около $1 млрд, и выделившийся из нее в 2013 году фонд Quadrum Global.

Ходорковский и сейчас принимает непосредственное участие в управлении этим активом. Его прямая связь с фондом Quadrum была раскрыта год назад.

Издание Forbes в апреле 2016 года обнаружило на сайте администрации Майами-Бич структуру инвесторов фонда Quadrum Atlantic SPC под управлением компании Quadrum Global. Среди совладельцев фонда значится шесть трастов c острова Гернси, их выгодоприобретателями указаны бывшие партнеры по ЮКОСу: Михаил Ходорковский (Corbiere Trust), Платон Лебедев (Mensa Trust), Владимир Дубов (Draco Trust и Dolphin Trust) и Михаил Брудно (Aquarius Trust и Auriga Trust). Каждый из них контролирует по 25% Quadrum Atlantic.

Таким образом, Ходорковский, Лебедев, Дубов и Брудно остаются партнерами. Не исключено, что в текущих бизнес-операциях Ходорковского негласно участвуют и другие бывшие топ-менеджеры ЮКОСа, как, например, находящиеся в розыске заместители Ходорковского Александр Темерко и Юрий Бейлин или начальник по инвестициям Алексей Голубович и бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов. В свою очередь, Невзлин, организовавший распродажу активов ЮКОСа, активно сотрудничает с Брудно и Дубовым – они втроем в Израиле щедро жертвуют на благотворительность.

Начиная с 2003 года, они направили более $20 млн в фонд Nadav Foundation, организовавший реновацию Музея Еврейского Народа. Невзлин также приобрел в 2008 году апартаменты на Манхеттене за $13,1 млн долларов.

Эти многомиллионные траты также подтверждают, что Ходорковский и его коллеги по бизнесу сумели сохранить и преумножить значительную часть активов ЮКОСа. Кстати, в марте 2015 года английские СМИ сообщили, что сын Ходорковского Павел приобрел квартиру в Лондоне, оценочная стоимость которой составляет $3,76 млн. Лондон на карте Ходорковского не случаен. Там зарегистрирована компания Corbiere Private Office Limited, название которой перекликается с Corbiere Trust Ходорковского с о. Гернси. Вряд ли это простое совпадение. Чем управляет компания в Лондоне и какие у неё активы, пока неизвестно. Однако её директор Кельвин Марк Хадсон управляет ещё одной британской компанией - MBK IP UK Limited, которую весной 2015 года издание FLB обнаружило в реестрах Соединенного Королевства. Название компании странным образом совпадает с англоязычными инициалами Ходорковского. Если исходить только из названия, то Corbiere Private Office Limited может управлять активами и личными расходами Ходорковского, а MBK IP UK Limited - компания по управлению интеллектуальной собственностью (IP - intellectual property). Именно последняя владеет торговым знаком «Открытая Россия» в Великобритании. Интересно, что та же MBK IP UK Limited зарегистрировала торговый знак "Открытая Россия" и в континентальной Европе - данные об этом содержатся в реестре управления промышленной собственности... Чехии.

География бизнеса - от Праги до Тбилиси

Пока в открытом доступе нет информации об имуществе Ходорковского в Швейцарии, где он официально проживает. Однако известно, что в управлении Quadrum Global находятся активы на сумму $2 млрд, в том числе недвижимость в США и Великобритании, во Вьетнаме и Грузии, говорится на сайте компании. Но вряд ли сайт фонда с участием Ходорковского описывает все детали его бизнеса в полной мере.

В Грузии Ходорковскому, судя по всему, принадлежат торговый центр Eastpoint Shopping Center и Жилой комплекс Tbilisi Gardens. Оба объекта расположены в Тбилиси. По данным Colliers international, их оценочная стоимость составляет соответственно $90 млн. и $30 млн.

Украинский актив Quadrum - это логистическийцентр «Комодор» в Киеве. Его оценивают в сумму до 24 млн долларов США. Quadrum владеет этим активом совместно с финской компанией«Vicus Oy» и чешской PPF, принадлежащей богатейшему чешскому бизнесмену Петру Кельнеру. Ходорковского не смущает политическая и экономическая нестабильность на Украине: кроме логистического центра он имеет интересы и в столичном гостиничном бизнесе.

В Чехии имя Ходорковского связывают ещё с одним, кроме Петра Кельнера, бизнесменом - Душаном Новотным, активно участвующим в политической жизни страны. В сфере интересов последнего - торговля, фармацевтика, энергетика и недвижимость. Недвижимость особенно сильно стала развиваться в бизнес-империи Душана в последние два года. Это удивительным образом совпадает с ростом активности Ходорковского в Европе.

Очевидно, Новотны обеспечивает интересы Ходорковского в ряде девелоперских проектов компаний Panorama, Unistav Holding и Novodevelop - тут и жилые, и торговые комплексы. Все эти компании, согласно данным Чешского реестра юридических лиц, были зарегистрированы в 2015 году. С ними - через Unistav International - также связан крупный чешский холдинг Unimex Group. Оффшор с таким же названием имел прописку на острове Гернси - как и компании, контролирующие Quadrum. Но это, конечно же, тоже совпадение, не более того.

География бизнес-имеперии Ходорковского

География бизнес-имеперии Ходорковского

Интересно, что Новотны также вложил деньги в ряд институтов и образовательных проектов в Праге. Кстати, Ходорковский в одном из своих интервью упоминал о предложении открыть университет в чешской столице, от которого он отказался.

«Меня убеждали поддержать самые разные проекты. Например, давайте откроем университет где-нибудь в Праге с бюджетом под миллиард», — рассказывал Ходорковский.

Однако впоследствии выяснилось, что "учебное" заведение в Праге он все же основал. Им стал "институт" Free Access One, который вошел в группу структур, созданных для легализации денег, направляемых на финансирование его деятельности в России. За этим чешским институтом стоит, как выяснил Life.ru, оффшор Davos Trust Company Limited, где директором указан тот же Кельвин Марк Хадсон, который уже упоминался в нашем расследовании. Судя по всему, центр антироссийской активности Ходорковского и Ко находится именно в Чехии. По-другому трудно объяснить, зачем Ходорковскому через MBK IP UK Limited регистрировать в Праге торговый знак своего основного медиа-ресурса.

Совместно с чешскими контрагентами работает уже упомянутая ранее MTÜ Free Access HR, финансировавшая соратника Навального и активистов «Открытой России».

Таким образом, можно с уверенностью утверждать существование теневой финансовой империи Михаила Ходорковского. В нее входят многие прежние партнеры и сотрудники Ходорковского. Бизнес расширяется, деньги ЮКОСа успешно преумножаются.

Само существование этой финансовой структуры делает неубедительными попытки Ходорковского дистанцироваться от многомиллиардных исков против РФ, которые инициированы подконтрольными ему структурами. Точно так же его уход с поста созданного им же общественно-политического движения «Открытая Россия» - не более чем тактический шаг.

Финансовые возможности этой теневой империи – это не 100-250 млн долларов, а как минимум, 1,5-2 млрд только в распоряжении Ходорковского – достаточны для того, чтобы создать серьезные проблемы нынешним российским властям. Вплоть до массовых беспорядков и попытки переворота.