2017-05-19T17:29:09+03:00
Комсомольская правда
48

Мальчики налево, девочки направо: нужны ли в школах раздельные классы?

В российские школы возвращается мода на раздельное обучение, когда мальчики и девочки учатся отдельно друг от друга.
Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разномуПедагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разномуФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Подобные учебные заведения открываются не только в столице, но и в Сибири, и на Урале. Что это дает?

БОГАТЫРИ И ПРИНЦЕССЫ

В московской школе 760 идею раздельного обучения воплощают в жизнь уже давно. Каждый год там набирают три первых класса — "мужской", "женский" и смешанный.

- При формировании классов обязательно учитывается мнение родителей, - рассказывает заместитель директора 760-ой школы Владимир Гармаш. - Вся параллель учится в одном и том же здании, поэтому дети все равно общаются на переменах и внеклассных мероприятиях. Особых минусов у такого метода обучения я не вижу, а проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения.

Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному. Вот только при приеме в первый класс в таких школах ориентируются все же на пол, а не на то, что у кого больше развито.

- Идеологи российских раздельных школ часто сами себе противоречат, - считает Любовь Штылева, заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института социальной педагогики РАО. - Например, в Красноярске есть Мариинская женская гимназия, где, по словам организаторов, из девочек готовят "образованных деловых дам, духовно богатых женщин, любящих матерей, преданных жен и умелых хозяек". Как это все соотносится с правом девочек на равное образование и равное к себе отношение — непонятно.

И правда — современная девочка может стать как "умелой хозяйкой", так и успешным ядерным физиком. А то и тем, и другим одновременно. Вот только шансы на второй исход дела при таком вот раздельном обучении у нее будут невелики.

ПОТОМУ ЧТО НА 3 ДЕВЧОНОК ПО СТАТИСТИКЕ 20 РЕБЯТ

В школе 34 города Каменск-Уральский ситуация совершенно другая. Там раздельное образование вводить и не планировали! Ровно до тех пор, пока в первый класс к одной из учительниц не записалось сразу 22 мальчика и лишь 3 девочки. Переводить мальчишек к другим педагогам родители наотрез отказались. Так что администрации пришлось открыть отдельно мужской и женский классы, а педагогам — осваивать методики гендерного обучения.

- Мальчики, конечно, активнее, чем девочки, - делятся впечатлениями учителя. - Но если сравнивать с общими классами, то у мальчиков лучше дисциплина, и они спокойнее реагируют на замечания педагога. В смешанных классах они могут иногда препираться, чтобы покрасоваться перед девочками.

Пока этот эксперимент решено продлить. Но вот родители следующего поколения первоклассников рассаживать мальчиков и девочек по разным кабинетам отказались — мол, пусть лучше сразу учатся общаться с представителями другого пола.

МАТЕМАТИКА — НЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН?

С научной точки зрения, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно. Например, многие крупные международные исследования показывают, что во многих странах (в том числе и в России) мальчики лучше девочек справляются с математикой. Причем, если в начальных классах разница между ними не так высока, то к старшим классам она увеличивается. То есть, в теории, математику для мальчиков и девочек можно было бы преподавать отдельно, с учетом этой особенности.

Проблема в том, что исследователи до сих пор не установили, почему так происходит. То ли у девочек и правда по-другому устроено мышление! То ли сказываются стереотипы учителей и общества, что домоведение девочкам полезней математики. А может, это сами педагоги объясняют задачи девочкам как-то иначе, чем мальчишкам?

- Между мальчиками и девочками нет такой жесткой разницы, - убеждена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. - Экспериментаторы судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. А индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.

В общем, пока от раздельного обучения больше споров, чем объективной пользы. Выделить какие-то плюсы и минусы сложно — мы не знаем, как бы учились в совместном классе те же самые дети, что сейчас сидят по разным кабинетам. Так что вполне возможно, все заслуги и недостатки стоит приписать самим детям, а не раздельному обучению.

КСТАТИ

Одним из идеологов раздельного обучения еще в 90-е годы стал доктор медицинских наук Владимир Базарный. Помимо отдельных классов для мальчиков и девочек, его методика включает много других аспектов. Например, во время уроков ученики не сидят за партами, а стоят за специальными конторками. Как уверяют приверженцы метода, такая поза меньше вредит детскому здоровью. А для письма дети используют перьевые ручки и чернила.

Сейчас методика Базарного применяется в нескольких сотнях школ по всей стране

Взгляд с 6-го этажа

Послушать сторонников раздельного обучения — так идея рассадить мальчиков и девочек по разным кабинетам просто панацея для всего нашего образования. Оценки попрут вверх, как на дрожжах, дисциплина станет выше всяких похвал, а дети будут шокировать окружающих широтой кругозора и глубиной знаний.

А если серьезно, то оценки у детей в раздельных классах ничуть не лучше, чем у остальных. Ни одна из подобных школ не входит в рейтинги лучших по стране - или по Москве, если речь идет о столичных учреждениях. А ведь в таких рейтингах учитываются результаты ЕГЭ и ГИА, которые более-менее объективны. То есть, учителя говорят, что в раздельных классах дети лучше учатся, а по баллам у них все, как и у других — нестыковка выходит!

В науке такое явление называется хоторнским эффектом. В конце 20-х годов на заводе города Хоторн (США) провели эксперимент и посмотрели, как освещение связано с производительностью труда. Стоило вкрутить лампочки поярче, как она скакнула чуть ли не вдвое! Вот только и на другой половине завода, где освещение осталось прежним, производительность тоже выросла.

Оказалось, дело-то вовсе не в лампочках! А в том, что работницы чувствовали, что вокруг них что-то происходит, на них постоянно смотрят и оценивают, что происходит что-то важное. Вот и старались больше...

Что-то подобное происходит и с раздельным обучением. Дело не в том, что мальчики и девочки учатся раздельно, а в том, что таким классам изначально уделяется больше внимания со стороны директоров и самих родителей. Для таких классов отбираются особые, более талантливые учителя — да с ними и в обычном бы классе дети стали учиться лучше.

Да, наверно, в подростковый период, когда в детях обоих полов кипят гормоны, рассадить мальчиков и девочек по разным углам и правда будет проще для всех — и подростки будут меньше отвлекаться от учебы, и педагоги вздохнут спокойней. Но ведь задача школы — не только учить ребенка, но и помочь ему социализироваться в большом мире. И в том числе, научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок — вне зависимости от того, у кого что там с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.

Справка "КП"

Дореволюционные школы в России были раздельными вплоть — девочек готовили на роль хранительниц очага, а из мальчиков воспитывали защитников и кормильцев. Однако, в 1918 году оказалось, что революционер — понятие внегендерное, и по указу Ленина школы начали учить мальчиков и девочек вместе.

Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда снова стали появляться женские и мужские классы и школы. Историки связывают это с тем, что после войны деление на "хранительниц очага" и "защитников" снова стало актуально. Впрочем, ресурсы на то, чтобы учить мальчиков и девочек отдельно, были далеко не везде — не хватало ни зданий, ни учителей. И уже к началу 1950-х годов стало понятно, что в таких условиях из этой идеи ничего не выйдет. Поэтому с 1 сентября 1954 года раздельное школьное образование для мальчиков и девочек в СССР было ликвидировано.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также