Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
В мире19 мая 2017 17:20

Китайская экономическая экспансия губит природу Таджикистана

Во что бизнесмены из Поднебесной превращают жизнь населения Душанбе да и всей республики?
Сергей СТРЕЛЬЦОВ

Те, кому «посчастливилось» побывать в Пекине в песчаную бурю или в какой-то другой природный катаклизм, вряд ли забудут это впечатляющее зрелище. Мне, например, «посчастливилось»: в районе полудня, когда наша группа расселась в автобусе и двинулась на нем в аэропорт, все вокруг потемнело, и вокруг нас наступила самая настоящая ночь. И это было не солнечное затмение.

Долгие годы активно развивавшийся Китай не обращал внимания на проблемы экологии. Но с недавних пор занялся ими всерьез. Тут и замена двигателей внутреннего сгорания электрическими, и перевооружение электростанций новыми фильтрами, и многое другое. Но все это - исключительно на своей территории. Дело дошло до того, что власти КНР обязывают китайских бизнесменов выносить вредные производства за территорию КНР. А вот там, куда Китай приходит в результате своей экономической экспансии, проблемы экологии и здоровья местного населения инвесторов, хозяев компаний и предприятий из Поднебесной не интересуют.

"ЗАЦЕМЕНТИРОВАЛИ" ВСЕ, ЧТО МОЖНО

В 2016-м году столица Таджикистана Душанбе некогда превращенная советской властью в утопавший в зелени оазис, заняла 215-е место из 223-х возможных в авторитетном рейтинге по качеству жизни, который составляет консалтинговая компания Mercer. По такому важному параметру, как состояние воздуха, город вошел в двадцатку наихудших на планете, составив конкуренцию столице Бангладеш Дакке.

И главная причина стремительно ухудшающейся ситуации - китайская предпринимательская активность. За последние 8 лет инвесторы из КНР построили в республике множество заводов, в результате чего, например, производство такой экологически грязной продукции, как цемент, выросло более чем в 10 раз. Если в 2009-м году в Таджикистане производили всего 195 тыс. тонн цемента в год, то в 2016-м его производство составило 2 млн тонн. А в этом году производители могут перекрыть рекордные показатели 2016-го. Во всяком случае, за первые два месяца нынешнего года в республике выработали на 7 тыс. тонн цемента больше, чем за аналогичный период прошлого.

И, что внушает особые опасения, китайцы не собираются останавливаться на достигнутом. Они развивают и развивают производства, не обращая внимания на последствия своих проектов для местного населения и страны, в которой ведут бизнес. Например, при въезде в Варзобское ущелье инвесторы из КНР реконструировали один из крупных цементных заводов в черте города. И в полном соответствии с местной розой ветров пыль, вредные вещества при производстве по воздуху доносятся до густонаселенных жилых кварталов таджикской столицы.

Понятно, что этот строительный материал более чем востребован в Таджикистане, и дешевая местная рабочая сила лишь повышает привлекательность Таджикистана для предпринимателей из КНР. Но отсутствие должного контроля и коррупционная составляющая в деятельности местных чиновников уже привели к тому, что только за два последних года количество аллергических и легочных заболеваний в северной части таджикской столицы только по официальным данным выросло на 20%. Загибается покрытый цементной пылью и Ботанический сад Душанбе. Неудивительно, что местные власти предпочитают молчать про ситуацию с онкологическими заболеваниями в этих районах столицы.

НЕ СВОЕ - НЕ ЖАЛКО!

Новые производственные мощности требуют дополнительных энергозатрат. И вот работавшая ранее ан природном газе электростанция реконструируется и переоснащается китайскими инженерами под использование местного угля. И что с того, что система фильтрации выбросов далека от совершенства, и в самом нынешнем Китае ее бы не то что закрыли на второй день, а не дали бы и первый день поработать? Это же Таджикистан, а не КНР. И в декабре 2016-го была построена и запущена в эксплуатацию рядом с уже работающей ТЭЦ вторая очередь электростанции. Количество выбросов удвоилось. Медики и экологи пытаются бить тревогу, но их никто не слушает.

Нельзя сказать, что китайцы не понимают экологической проблематики или не знают о последствиях своего хищнического инвестирования. Вырубив в свое время деревья, загрязнив источники воды и загубив почву в Китае тысячами и миллионами тонн химикатов в удобрениях, китайцы превратили значительную часть своих сельхозугодий в выжженную пустыню. Но теперь именно эту хищническую политику повышения эффективности земледелия китайцы проводят на землях Таджикистана, сданных им в долгосрочную аренду. А потому что не свое. Потому и не жалко.

Да, Китай с каждым годом становится все более ведущим торгово-экономическим партнером Таджикистана. Он готов инвестировать в производственные, энергетические и инфраструктурные проекты в республике. Но слишком разные весовые категории у Таджикистана и КНР. Считать эти отношения равноправным партнерством может только сумасшедший. И дело даже не в том, что Таджикистан с каждым годом становится все более и более зависим от Китая. Просто, бесконечно потакая более сильному партнеру можно остаться и без населения, и без самой страны. И, к сожалению, этого осталось ждать, если ничего не изменится, не так уж долго.