Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Звезды20 июня 2017 15:20

Это странное место "Камчатка": знаменитый клуб-музей готовится к 55-летию Виктора Цоя

В преддверии годовщины музыканта «Комсомолка» наведалась в котельную, где лидер группы "Кино" сочинял песни, подкидывая уголь в топку
В "Камчатке" лидер группы "Кино" работал 30 лет назад.

В "Камчатке" лидер группы "Кино" работал 30 лет назад.

Фото: Тимур ХАНОВ

НЕ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН

Та самая котельная спряталась во дворе дома 15 по улице Блохина. Это Петроградский остров, самый центр Петербурга. Рядом простые доходные дома, построенные до революции, и редкие «сталинки». До начала XXI века их топили по старинке углем. Небольшие котельные ставили прямо в подвалах. «Камчатка» - не исключение.

Ежедневно клуб-музей посещают десятки поклонников Цоя, Башлачева, Котельникова.

Ежедневно клуб-музей посещают десятки поклонников Цоя, Башлачева, Котельникова.

Фото: Александр ГЛУЗ

На часах 13.17. Тяжелая железная дверь со скрипом открывается. Из клуба доносятся знакомые звуки песни «Группа крови». Помещение небольшое, но уютное. Стены увешаны фотографиями «Последнего героя» и тех, кто вместе с ним ждал перемен и в это время бодро махал лопатой кочегара. Кроме плакатов, по периметру клуба аккуратно расположены витрины. Внутри - диски, аудиокассеты, футболки, печатная машинка и обрывки пожелтевших листов из тетрадей. Рядышком стоит гитара, которую лидер группы «Кино» купил в семидесятых. Длинные деревянные столы и лавки, исписанные посланиями. Сцена с барабанной установкой. И, конечно, тот самый котел.

Тот самый котел.

Тот самый котел.

Фото: Александр ГЛУЗ

Печь, кстати, уже не работает. В 2000 году в здание на Блохина, 15, провели отопление, поэтому огонь в котле зажигали только по праздникам. Долгие годы кочегарные игрища оставались любимым развлечением «киноманов». Возможно, котел топили бы по сей день, но все изменила трагедия в «Хромой лошади»: пожар в клубе унес жизни 156 человек. Волной проверок накрыло и «Камчатку». В клуб-музей нагрянула инспекция, а печь пришлось замуровать. Но поклонники и сейчас открывают тяжелую дверь, смотрят внутрь. Может, ждут чего.

ПОКОЛЕНИЕ ДВОРНИКОВ И СТОРОЖЕЙ

В советские годы работать должны были все. Одно время существовала даже статья «за тунеядство». Вольнолюбивых рок-музыкантов часто задерживали участковые. Для того, чтобы избежать проблем с властями, многие находили простую работу. «Поколение дворников и сторожей», как точно окрестил это время Борис Гребенщиков. В случае с Цоем можно добавить: и кочегаров.

В книге отзывов сотни признаний в любви к музыкантам из котельной.

В книге отзывов сотни признаний в любви к музыкантам из котельной.

Фото: Александр ГЛУЗ

- Когда я устроился в котельную, стал думать, кого еще взять. Я предложил Витю. Знал, что у него проблемы с работой, - вспоминает друг Цоя Сергей Фирсов, сейчас он заведует «Камчаткой». - Тем летом он работал в бане на проспекте Ветеранов. Работа занимала всего один час в день, но с десяти до одиннадцати вечера, а это неудобно. Ему надо было срываться со всех концертов и тусовок и мчаться на Ветеранов, чтобы из шланга смывать листья от веников в этой треклятой бане. Поэтому, когда я ему предложил влиться в нашу команду, он с огромной радостью согласился.

Спустя полтора года Цой покинул место работы, и ему на смену пришли другие ленинградские музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников.

ДОМ СТОИТ. СВЕТ ГОРИТ

В прошлом году исполнилось тридцать лет с того момента, как в вахтенном журнале котельной появилась запись о выходе на работу рок-музыкантов. Отмечали широко. Несмотря на проблемы с соседями и непонятный статус.

К памятной доске поклонники приносят живые цветы и свечи.

К памятной доске поклонники приносят живые цветы и свечи.

Фото: Александр ГЛУЗ

- Обидно просто так все бросить, - продолжает Сергей. - После долгих мытарств и хождений по инстанциям все-таки удалось в 2003 году открыть «Камчатку» как клуб-музей. Моей заслуги в том, что песни Вити знают миллионы, нет. Что тут скажешь? Они простые, глубокие, и в этом его сила.

В этой витрине хранится диплом, которую получили музыканты группы "Кино" от Ленинградского рок-клуба.

В этой витрине хранится диплом, которую получили музыканты группы "Кино" от Ленинградского рок-клуба.

Фото: Александр ГЛУЗ

Несколько раз котельную пытались выселить. В 2005 году здание хотели пустить под снос, а вместе с ним и «рок-шкатулку». Тогда «намоленное» место русского рока осталось невредимым. Но за последние двенадцать лет вопрос вставал ребром несколько раз. Масла в огонь подливают жильцы, которые не рады подобному соседству.

- Все успокоилось, и никто нас пока не выселяет. Всякое бывало, но сейчас у нас с жильцами нормальные отношения. Здание хотели признать аварийным, однако в нем сделали ремонт. В прошлом году крышу меняли, в этом - трубы. Пока дом стоит - «Камчатка» будет жить, - утверждает директор клуба.

«НИЧЕГО У МЕНЯ НЕТ»

Раньше в «Камчатку» заглядывал Роберт Цой - папа Виктора. В кочегарке он встречался с друзьями и поклонниками сына. Вместе они сидели за длинными деревянными столами и фантазировали, как бы могла сложиться судьба Вити.

- Я уже давно там не был, но рад, что там по-прежнему собираются люди, которые хранят память о Викторе, - говорит Роберт Максимович.

Роберт Максимович Цой навещает сына два раз в год.

Роберт Максимович Цой навещает сына два раз в год.

Фото: Тимур ХАНОВ

Главным местом встречи с сыном для него остается Богословское кладбище. Каждый год - в день рождения и в день смерти сына - он приезжает на могилу. Вместе с ним еще человек пятнадцать. Роберт называет их активистами. Виктору по традиции отец привозит большую корзину цветов, а своим спутникам - бутылку водки.

- Вместе со мной на могилу рано утром приходят поклонники Вити, друзья. Для нас 21 июня и 15 августа - священные даты. Каждый год в эти дни мы собираемся на кладбище: сидим, поминаем, - поделился Роберт Цой с «Комсомолкой».

В следующем году Роберт Максимович отметит 80-летие. Сейчас бывший инженер вышел на пенсию и занимается любимым делом - рыбалкой.

- Вот уже 45 лет удочки, снасти и крючки не дают мне покоя. Часто езжу на Карельский перешеек. За уловом. Для этого даже специальную машину приобрел, - поделился папа Виктора Цоя.

Правда, марку авто не называет. Может, стесняется? Да и о деньгах разговаривать не любит. На вопрос, получает ли он гонорары за диски и сувениры после кончины сына, отвечать не стал.

- Ничего у меня нет, - отрезал Роберт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Звукорежиссер группы «Кино» Алексей ВИШНЯ:

- Песни Вити простые, и в этой простоте заключается вся гениальность. Я очень любил Виктора, ведь он был важнейшим человеком моей юности. И гения я в нем распознал с первого взгляда. Его творчество я услышал в первый день нашего знакомства. Он пел песни, и я понял, что они нужны всей стране. Судьба отвела ему на творчество всего восемь лет, из которых пять лет я был рядом с ним. Это все равно, что ребенка воспитываешь, а он умирает. Вот такой для меня была смерть Вити.

КСТАТИ

Точно никто не знает, почему котельную окрестили «Камчаткой». У Виктора Цоя есть песня, в которой встречаются следующие строки: «Это странное место Камчатка, / Это сладкое слово «Камчатка», но написана она была музыкантом в 1983 году. По одной из версий, во дворе на Блохина, 15, раньше часто прорывало трубу, из которой фонтаном била горячая вода. Во дворе поднимался пар, а закуток напоминал долину гейзеров. Чем, спрашивается, не Камчатка?