Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья16 июня 2017 16:00

«Ты что - сдурела, такие лекарства ребенку давать»

Наша колумнистка Зинаида Лобанова о том, что подчас не может понять мама больного ребенка, и как избежать серьезных последствий
Главное не бояться, выяснить все, выбрать доктора и довериться ему

Главное не бояться, выяснить все, выбрать доктора и довериться ему

Фото: EAST NEWS

Моя 9-летняя дочь сдала на второй взрослый разряд по художественной гимнастике. Досрочно. И вот выдали разрядную книжку и значок. Значок она нацепила, а предыдущий – 3 разряд – убрала.

- Теперь надо первый, - сказала решительно, крутя в руках булавы.

Булавы достаточно опасная вещь – они тяжелые и если не успеть их поймать или не увернуться, то травмы не избежать. Дочка их ловко крутит, кидает высоко вверх, за это время успевает сделать кувырок и поймать отдельно каждую булаву! Я не понимаю, как она это делает. Я просто подкидываю две булавы вверх, и они разлетаются в разные стороны.

А у нее ловко выходит. И обруч как-то на ноге крутит, стоя на руках.

Мне не верят, когда я говорю, что это девочка вообще не ходила в раннем детстве. И не просто не ходила, а вообще не могла даже стоять. У неё был диагноз - паралич обеих ног и левой руки. Это был диагноз основанный на исследованиях, которые мы только и успевали делать в платных клиниках.

Вообще-то диагноз этот мы получили не сразу. Сначала в детской поликлинике врачи уверяли меня, что все хорошо и проблем они не видят. Да, ребенок не стоит к году, но ничего – встанет! Ортопед не видела никак проблем в принципе по своей части. Педиатр тоже. Была надежда на невролога, но она тоже была всем довольна и кажется просто рекомендовала массаж у них в поликлинике. Каждый день по 15 минут.

Между тем отставание становилось все более явным. И мы, как водится, стали искать частных врачей.

Помню, как один профессор критически оглядел нашу одежду, положил конверт с деньгами за консультацию в стол и интимно взял меня за руку. Отводя взгляд и вздыхая, он посоветовал уже начать откладывать деньги на сиделку, которая понадобится вот к 2016-2017 году. У меня потом в папке ещё долго лежало его заключение, с диагнозом. Что-то про постепенное отмирание мышц и в итоге полное обездвиживание. И это было сказано вообще без предварительных исследований.

Были и другие врачи, платные и бесплатные, по записи и по знакомству. Мне совершенно серьезно советовали лечить ребенка тем, что просто ставить ее у опоры и пусть стоит. "Ваша дочка просто не понимает, что надо стоять". Еще советовали делать лечебные ванны с солью. «Просто делайте ванны с солью, и через пару месяцев она начнет ходить».

Самое удивительное, что я все это слушала, обсуждала, потом дома даже что-то делала. Ванны точно. Заказывала соль из Израиля, что было такой же профанацией, как и все остальное.

Почему я все это слушала? Дело в том, что мама, которая находится в кризисе вместе с ребенком, попадает в эмоциональную воронку. Ребенок маленький, он плохо спит (все больные дети плохо спят), он плохо ест, мама вымотана и родами и кормлением. И вот в этот момент еще появляются подозрения на то, что ребенок болен. И знаете – это просто страшно. И сначала мама отказывается замечать серьезность проблемы и верит, что все будет хорошо и как-то само рассосется. Соль из Мертвого моря волшебным образом поможет, главное это делать регулярно. Каждый день, или лучше дважды в день. Или еще кварцевая лампа. Или например, обливания. Тут может быть, что угодно, соразмерно фантазии.

Молодые мамы очень любят общаться с другими молодыми мамами на тему здоровья, хотя логичнее на эту тему общаться в врачами. И это тоже один из признаков вот этой эмоциональной воронки. Молодые мамы с восторгом слушают и верят окружающим, которые говорят им явные глупости. Что-то вроде: "не переживай, многие дети не ходят (не говорят, писаются в кровать) до трёх-четырёх лет. Это все потом компенсируется". Люди эти – дураки. И если матери суждено вырваться из воронки, то первым делом надо перестать общаться с такими дураками, вот мой совет на все времена. Никакой компенсаторики не существует. Если что-то где-то компенсируется, то значит что-то где-то пропадает. Это закон, даже обсуждать нет смысла.

Потом еще все боятся лекарств. «Ты что – сдурела, такие лекарства давать! Подожди! Таблетки всегда успеешь. Надо просто на солнце и ванны с солью».

А сколько раз я слышала такие гордые сообщения в песочнице.

- Врач назначила лекарства, я почитала их описания. В общем, я решила, что два препарата буду давать ребенку, а два других – нет

- Почему?

- Ну как почему, потому что они какие-то странные, мне кажется их не надо.

И ты стоишь и думаешь – ну вот как можно определит препарат, как «странный» и на этом основании не лечить ребенка? Ты консультировалась у другого врача? Ты сама доктор? Зачем ты так рискуешь своим ребенком?

Матери в этой эмоциональной воронке просто загружены, испуганы и очень усталые. Я была именно такой. Я никак не могла посмотреть со стороны, понять, что проблема есть. А потом, когда поняла, то мне было очень сложно найти силы, чтобы бороться. А это необходимо, потому что иногда счет идет на месяцы и можно успеть и впрыгнуть в последний вагон, чтобы что-то подправить в коре головного мозга, в нервных окончаниях. Во всей будущей жизни.

Да, не всегда находится нужный доктор. Но в сто раз хуже, когда многие и не пытаются искать. Они слушают вот этих горе-советчиков и ждут волшебной компенсаторики. Да, бывают сложные болезни, которые нет возможности целиком вылечить. Но и здесь главное не бояться, выяснить все, выбрать доктора и довериться ему.

Нам повезло. Мы нашли «своего» волшебного доктора. Она назначила лечение. Я немножко поплакала, но потом приняла ряд жестких и может в чем-то жестоких решений. И начала работать. Потому что когда у тебя очень болен ребенок, то спасение его – это огромная работа. Всех. И мамы с папой, и врача и ребенка. И на этой работе вы не получаете денег, у вас нет выходных, нет праздников.

Всякий раз я думаю: а если бы я тогда испугалась? А если бы послушала других советов?

Я очень хочу, чтобы все дети всегда были здоровы. Но так не бывает. Но знаете: если вы видите, что с вашим близким или его ребенком что-то не так, то не стоит бояться сказать ему об этом. Он может быть в воронке, он может очень нуждаться в помощи. Спросите его, пусть это сейчас и не принято.