Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды20 июня 2017 22:00

Пять лучших премьер: Пастух в компании золотой молодежи

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин представляет картины главного национального киносмотра [видео]
«Заложники»

«Заложники»

Фото: кадр из фильма

«Заложники» [Приз за режиссуру и операторскую работу]

Режиссер: Резо Гигинеишвили.

В ролях: Мераб Нинидзе, Мария Шалаева, Надежда Михалкова.

Автор легких развлекательных фильмов («Любовь с акцентом», «Без границ») Резо Гигинеишвили семь лет работал с архивными материалами по делу об угоне самолета в 1983 году в Грузии. Понятно, почему на подготовку и концептуальное решение этой лаконичной, нелобовой, по-европейски качественной криминальной драмы - и в то же время ответственного личного проекта - ушло столько времени. Автору нужно было решить главную загадку этого дела - полное отсутствие очевидных причин и мотивировок, необходимых для совершения столь отчаянного преступления. Чего, собственно, не хватало представителям советско-грузинской золотой молодежи?

Заложники в этом фильме - не те ни в чем не повинные люди, кого подвергли смертельной опасности молодые, красивые, темпераментные похитители. Заложники - это они сами. Родившиеся с золотыми ложками в крепких кавказских зубах, они - почти не осознавая этого - изнывали в тоске по тому единственному, что фатально отсутствовало в их отлично устроенной советской жизни. Сыновья привилегированных родителей знали только один дефицит. Им хватало всего, кроме такой мелочи, как свобода.

Еженедельник «КП» подробно писал об истории, которая легла в основу фильма, - см. «Золотая молодежь угнала самолет и устроила побоище».

«Теснота» [За лучший дебют]

Режиссер: Кантемир Балагов.

В ролях: Дарья Жовнер, Ольга Драгунова.

«Теснота»

«Теснота»

Фото: кадр из фильма

Соседство со многими отечественными картинами, отличившимися павлиньей безголосицей, еще больше оттенило достоинства прогремевшей в Каннах картины дебютанта Кантемира Балагова, выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Его счастливым образом не коснулись ни легкость мыслей, свойственная представителям (не только) его поколения, ни кукольная хипстерская мимимишность, ни игра в бисер, ни игра в имитацию. «Теснота» - очень свежая по фактуре и лицам, очень серьезная по замыслу и, главное, воплощению работа автора, пришедшего в мир чахлого на идеи российского кино со своей темой, своим почерком, уникальным видением мира. По жанру это семейная психологическая драма, действие происходит на родине автора, где переплетены судьбы тесно проживающих рядом народов - евреев и кабардинцев. Непонятно, кто из них более непримирим ко всему чужому и новому. Родители могут не одобрять выбора своих детей, по привычке желая принести их в жертву семейному благополучию, но дети уже не те, и заклание совершенно не входит в их планы, хотя недалеко, в соседней Чечне, идут на заклание русские солдаты, которым режут горло бандиты...

«Аритмия» [Гран-при "Кинотавра"]

Режиссер: Борис Хлебников.

В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева.

«Аритмия»

«Аритмия»

Фото: кадр из фильма

Вероятно, лучший фильм Хлебникова на сегодняшний день следит за личной и профессиональной жизнью врача «Скорой» Олега (выдающийся Александр Яценко). И та и другая далеки от идеала. Жена без видимых причин решила подать на развод: дело вроде бы не в его бытовом алкоголизме и не в отсутствии перспектив на карьерный и личностный рост - просто, видимо, возникла аритмия в сердечных делах. На работе тоже проблемы: новый начальник требует выполнения бюрократических процедур, до реальной помощи больным ему и дела нет - герой, настоящий нехитрый герой нашего времени, не желает с этим мириться.

В фильме Хлебникова нет ни капли пафоса и гламура, без которых уже почти не мыслит себя наше кино. Есть попытка заглянуть в толщу сегодняшней жизни, увидеть, как все в ней непросто, как каждый мельчайший поступок влечет за собой череду осложнений. А для зрителя это еще один повод убедиться в том, что настоящая лирика может рождаться из самых бытовых, даже физиологических проявлений, на которые так щедра работа врача «Скорой».

«Голова. Два уха» [лучший сценарий]

Режиссер: Виталий Суслин.

В ролях: Иван Лашин, Анна Махлина.

«Голова. Два уха»

«Голова. Два уха»

Фото: кадр из фильма

Скромный, маленький, но чисто и точно сделанный фильм воссоздает реальную историю своего главного героя - деревенского пастуха (сыгранного им же самим), которого случайно встреченный проходимец пригласил на работу охранником в город Воронеж. Там на имя простодушной деревенщины набрали кредитов, после чего, разумеется, кинули. Ужас существования современной российской деревни и бытовую аморальность городского существования молодой режиссер снимает без всякого пафоса и обличения, словно бы повторяя расхожую народную прибаутку: «не жили хорошо, нечего и начинать». Это точно касается главного героя, которому не стоило уезжать из родной деревни в Воронеж. С другой стороны, не поехал бы он никуда - про него бы не сняли кино и не оказался бы пастух на «Кинотавре».

«Про любовь. Только для взрослых» [Фильм закрытия]

Режиссеры: Анна Меликян, Резо Гигинеишвили, Нигина Сайфуллаева и др.

В ролях: Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Анна Михалкова.

«Про любовь. Только для взрослых»

«Про любовь. Только для взрослых»

Фото: кадр из фильма

Продолжение альманаха Анны Меликян «Про любовь», на этот раз снятое не одним, а несколькими молодыми российскими режиссерами. Структура та же: в модном московском месте лектор (на место Ренаты Литвиновой в первой серии заступил сам Джон Малкович) вещает о странностях любви, его идеи комментируют новеллы, а в финале нас ждет история о похождениях самого лектора. Лучшей короткометражкой нового проекта является вторая по счету, снятая режиссерским дуэтом - Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым («Интимные места»).

В ней семейная пара средних лет в исполнении Анны Михалковой и Федора Лаврова спасает свой брак в свингерской интим-сессии. Героиня Михалковой - учитель, и девушка, с которой ей надлежит на время поменяться мужьями, оказывается ее ученицей. Режиссеры проходят по тонкой грани, не позволяя сюжету опуститься до уровня бордельной пошлости, - наоборот, создают щемящую историю о попытке спасти ускользающую любовь. При этом умудряются заново открыть замечательную, смелую актрису Михалкову, никогда в жизни не игравшую ничего подобного.