Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 июля 2017 7:23

Андреас Трамп: «Фотография должна правдиво рассказывать зрителю о происходящем. Она должна вызвать определенные эмоции, которые фотограф передает своему зрителю»

Член жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина раскрыл секреты мастерства
Источник:kp.ru
Андреас Трамп

Андреас Трамп

Андреас Трамп, с 2000 года директор фотослужбы журнала «Штерн». Андреас возглавлял фотослужбу крупнейшей немецкой воскресной газеты Bild am Sonntag с 1991 по 1996 гг. Он является членом жюри многих международных фотоконкурсов и также уделяет много внимания работе с молодыми подающими надежды фотографами.

Почему вы решили стать членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?

Мы уже семь лет работаем с молодыми фотографами в Германии, у нас есть специальная программа для них. Поэтому, так как у вас есть похожий проект в России, нам очень интересно узнать о вашем опыте. Мне всегда нравилось работать с молодыми фотографами. Я слышал о вашем конкурсе и раньше, и для меня было честью получить приглашение. Это прекрасная возможность поработать в жюри такого конкурса. К тому же я никогда не был в Москве, и для меня это также шанс познакомиться с молодыми фотожурналистами из России и других стран.

Что вы думаете об элементах изобразительного искусства в документальной фотографии?

Это зависит от обстоятельств. Конкурс состоит из нескольких номинаций, каждая из них имеет свою специфику. В документальной фотографии обычно нельзя или не стоит привносить элемент художественности, потому что фотография должна передавать реальность. Документальная съемка отображает реальную картину конфликта или повседневной ситуации. Согласно правилам World Press Photo, фотографам запрещено сдвигать даже один-единственный пиксель. Нельзя ничего удалять, добавлять или скрывать в целях цензуры.

Я ознакомился с правилами Международного конкурса имени им. Андрея Стенина, и они тоже довольно строгие. Я считаю, что это правильная тактика.

Что, по вашему мнению, важнее для фотожурналиста – хорошо продуманный сюжет или снимок, сделанный в нужном месте в нужное время?

Думаю, важно и то, и другое. Международные конкурсы всегда награждают тех, кто работает над актуальными сюжетами. Не важно, в какой стране или на каком континенте. Есть только небольшая разница между этими двумя аспектами. Хорошо продуманная история, идея или актуальный сюжет являются предварительным условием успеха. И, конечно, важно найти нужную фотографию, оказавшись в нужное время в нужном месте.

Например, тема беженцев. В лагере для беженцев в Греции работало около 200 фотографов. Они все работали над одной и той же темой. Тем не менее, представьте себе, при таком количестве фотографов в одном месте в одно время сложно найти одинаковые фотографии.

Иногда оказаться в нужном месте недостаточно. Нужно помнить, что именно вы хотите донести до зрителя и о чем ваш репортаж. Иначе вашу работу будет сложно отличить от двухсот других. Приходится искать оригинальные способы съемки.

Что вы считаете более важным – качество или оперативность?

Даже при плохом качестве фотография может быть очень сильной и получить приз. Например, фотография, победившая на World Press Photo в 2016 году, была сделана фотографом из Австралии, который живет в Белграде. Это черно-белый снимок с плохим контрастом и в расфокусе. На фото изображен беженец, который передает ребенка через ограду на границе Сербии и Венгрии. С точки зрения техники это очень плохая работа. С другой стороны, мы видим драматичный сюжет. Здесь и страх, и трудности, которые переживают беженцы в данный момент. Вот вам пример того, как снимок плохого качества, тем не менее, передает суровую реальность в очень напряженный момент.

Что должна содержать фотография, чтобы привлечь ваше внимание?

Фотография должна правдиво рассказывать зрителю о происходящем. Более того, она должна вызывать определенные эмоции, которые фотограф передает своему зрителю. Это может быть юмор, волнение, измождение, разочарование и т.д. Большинство людей ищут именно это в фотографии, поэтому в международных фотоконкурсах всегда побеждают эмоциональные снимки людей в исключительных обстоятельствах. С помощью этих эмоций фотограф точно доносит суть события до сердца зрителя.

Как может фотограф достичь профессионального совершенства в наше время, когда печатные издания все дальше отодвигаются на задний план электронными СМИ?

Очень часто именно напечатанная фотография или фотография с выставки остается в памяти. Например, я уже упоминал фотографию World Press Photo 2016 года, которая добивается этого эффекта очень легко. Она запоминается не хуже, чем какое-нибудь впечатляющее видео.

Большинство материалов на телевидении и в интернете быстро забываются. Мы живем в эпоху, когда видео- и фотоматериалы на телевидении и в интернете моментально теряют свою актуальность. Зрители видят новости о событиях на Украине или в Греции, проникаются ими, но через неделю уже все забывают. Слишком много информации, слишком много фото и видео.

Такие конкурсы, как World Press Photo и Международный конкурс имени Андрея Стенина, ищут выдающиеся работы. На них выигрывают лучшие из лучших. Все эти фотографии можно напечатать, показать на выставке, и они останутся у людей в памяти.

Чтобы его запомнили, молодой фотограф должен использовать любую возможность для того, чтобы его работу напечатали и, конечно, участвовать в конкурсах.

Есть ли, по вашему мнению, какие-то этические пределы в области высококачественной событийной фотографии (например, в отношении композиции)?

Можно заниматься художественной фотографией, обработкой, делать постановочные портреты на выбранном фоне. Это возможно, это часть фотографического искусства и творческого процесса.

Но в журналистике (в документальном репортаже) это невозможно.

Если фотограф пытается создать новую реальность, которой не существует, это уже подтасовка. Так делать нельзя.

Как вы думаете, какой спортивный сюжет или какая спортивная фотография могла бы получить Гран-при?

Спорт – это очень сложная категория. Очень высока конкуренция с телевидением. На телевидении всегда можно замедлить кадр и получить хорошую картинку.

Большинство людей смотрят спорт по телевизору. Они не смотрят его в интернете и не читают о нем в газетах. Поэтому, чтобы получить гран-при, спортивным фотографам нужно работать на выдающийся результат.