Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды31 августа 2017 22:00

Как спать с Ихтиандром

Конкурс Венецианского фестиваля отличается повышенным вниманием к водной теме - «Форма воды» Гильермо дель Торо соседствует с «Человеческим потоком» Ай Вейвея
«Человеческий поток»

«Человеческий поток»

Фото: кадр из фильма

Фильм Гильермо дель Торо «Форма воды», если честно, не совсем понятно, что делает в основном конкурсе: если бы его героиня не мастурбировала по утрам и не вступала по ходу сюжета в половые отношения с человеком-амфибией, это была бы совсем детская сказка. Но громкая фамилия автора «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна», а также общий гуманистический месседж его нового произведения (любовь с покрытым чешуей мутантом - всего лишь метафора любой другой «запретной страсти») заставляет с этим смириться. Действие происходит в 1960-е годы, в разгар «холодной войны», в застенках американской секретной лаборатории, в которой спецслужбы, откопавшие где-то человека с жабрами, теперь измываются над ним, в надежде отправить того в космос, где он превзойдёт советских Белку и Стрелку. Но главной героине, некрасивой немой уборщице (Салли Хокинс), удаётся добиться симпатий затравленной амфибии, подкармливая его вареными яйцами. Слаще их Ихтиандр явно ничего в жизни не пробовал, а красивее девушек не встречал. Как результат, в лучшей сцене фильма героиня на пальцах объясняет коллеге по мойке туалетов (оскаровская лауреатка Октавия Спенсер), как устроены и действуют органы размножения у Ихтиандра. Режиссер-гик дель Торо снимает кино, в целом, для таких же обожающих его гиков - под воздействием его нового фильма любая непопулярная и далекая от «формы воды» девушка сможет с новой силой мечтать о принце, пусть даже и с жабрами, которого она обязательно спасёт из кровавых лап агента спецслужб (всегда одинаковый Майкл Шеннон), и о том, чтобы, превратившись в русалку, уплыть с ним куда глаза глядят, радостно помахивая хвостами.

"Форма воды"

"Форма воды"

Фото: кадр из фильма

Для тех, кого не возбуждают утешительные побасенки, в венецианском конкурсе заготовлен совсем противоположный фильм - эпическая документальная панорама «Человеческий поток» выдающегося современного художника Ай Вейвея. Это снимок агонизирующей реальности, которая никогда за последние годы не была так близка к крушению, что, впрочем, не мешает сказочникам рассказывать свои сказки. Путешествуя по всей планете, из Сирии в Мексику, из Германии в Африку и тд, Вейвей детально фиксирует чудовищную ситуацию массового переселения народов - впервые со времен Второй мировой войны оно обрело столь апокалиптический характер: каждый день 34 тысяч человек покидают свои дома из-за невыносимой жизни на родине. 65 миллионов человек составляют сейчас армию мигрантов - это явные последствия Третьей мировой войны, которая идет уже не первый год, ибо в мирное время таких цифр быть не может. Сразу выдвинувшаяся в главные претенденты на «Золотого льва» картина использует поэтические цитаты и бегущую строку с прикладной информацией, но полна не столько цифр и слов, сколько незабываемых кадров (среди операторов - Кристофер Дойл). Например, снятый дроном пролет над бескрайними лагерями беженцев, с верхней точки напоминающими инсталяции Ай Вейвея.