Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды5 сентября 2017 17:35

Улицкая рассказала о скором конце света

"КП" собрала самые яркие ответы писательницы на острые "почему" коломенских читателей
Давняя почитательница Коломны Людмила Улицкая собрала аншлаг

Давняя почитательница Коломны Людмила Улицкая собрала аншлаг

Фото: Евгения КОРОБКОВА

В минувшие выходные в Коломне проходил литературно-яблочный фестиваль "Антоновские яблоки". Помимо покупки книг и пастилы, можно было пообщаться с авторами книг, приехавшими в город. Давняя почитательница Коломны Людмила Улицкая собрала аншлаг. Больше двух часов продолжался непростой разговор Улицкой и читателей, в ходе которого писательница рассказала о самом страшном и дала неутешительные прогнозы человеческому будущему.

Почему у нас сегодня нет моральных авторитетов?

"Они есть, но мир устроен так явственно, что на эти видные роли люди высокого уровня интеллектуального и морального — не рвутся. Если бы у нас был Ганди, то его бы не поддержали.

Я думаю это проблема нашего социума. Очень темного. Например, я хочу, чтобы министром культуры была Гениева. Но мы получаем того, кого заслуживаем. Если завтра появится Ганди — эта страна за него не проголосует. Потому что он бессребренник, ходил в белых бумажных портках, съедал мотылька, саранчу и рисовое зернышко. Общество видит только богатства напоказ, но не видит других образцов. А я лично знаю нескольких птрясающих людей, которых бы я поставила миром руководить. Но их не интересуют лайки".

Какие концепции вы строите сейчас

"Я перестала строить концепции, когда написала «Даниэль Штайн-переводчик». Я была безумно горда, когда придумала финал: что дома Штайна ждет письмо о запрещении служить, а он никогда об этом не узнает, потому что разбивается. После того как я написала книжку, поехала в Израиль и встретилась там с молодым монахом, который был прислан вместо Даниэля. Он сказал: единственное , что правильно — это то, что Даниэль не узнал о своем отстранении. «Как, — воскликнула я, — я же все придумала». Он сказал: письмо об отстранении пришло через полтора месяца после его смерти. И тут у меня просто поднялись волосики все. Я поняла, что попала. Я рассчитала ход жизни.

Поэтому я больше не строю концепций, я живу, радуюсь и решаю конкретные задачи".

Как вы читаете книги

"Чтение по делу меня раздавило как читателя. Например, еду на днях в Воронеж, у меня там диалог по поводу образования, поэтому пропускаю через себя горы информации связанные с историей образования. Времени для личного чтения — приблизительно с двенадцати до часу ночи. Удовлетворяю свой читательский голод поэзией. Она гораздо более концентрирована. В последнее время Заболоцкий под рукой. Не надо полтора часа читать. Читаешь три стихотворения и все.

Недавно читала «Маленькую жизнь» Янагихары. Читала с компьютера, поэтому не дочитала до конца. Вторую половину не смогла скачать. Это в детстве и юности я дочитывала книгу, а в последние годы это кончилось".

Почему раньше на медиков и учителей смотрели, как на богов, а сейчас — нет

"И врачи, и учителя находятся в очень тяжелом положении. Две недели назад я легла в больницу, мне надо было сделать коронографию. Но ушла, потому что прибор сломан. Больница была хорошая, с прекрасными врачами, но прибор сломан. Вот поэтому все. Когда врачам платят мало, уровень снижается. Наиболее способные дети выбирают профессии, которые легче освоить и больше денег заработаешь. Качество и учителей и врачей снижается на уровне выбора.

А ведь престижность врачей должно обеспечивать государство. Для этого должна быть налажена обратная связь. Общество заказывает государству, что оно должно делать. Потому что оно нанято нами.

Но качество любого государства — обрастать бюрократией трясти деньги для себя, вместо того чтобы удовлетворять запросам. Так что в происходящем мы виноваты сами. Потому что надо уметь говорить и делать запросы".

Какое у нас общество

"Вот был баттл Оксимирон и Гнойный. Десять миллионов просмотров. Потрясающе! Вот, что интересно самому сильному молодому большинству. Десять миллионов — выходит — каждый третий молодой посмотрел. А о чем речь в этом баттле? Искусство говорит про жизнь, смерть и любовь. А в баттлах главная тема — лайки, опустить другого и подняться, чтобы получить бабло. Они талантливы, особенно Оксимирон мне нравится. Он поинтеллигеннее. Но я всегда говорю: культура-образование-образование-культура. Но от повторения этой мантры ничего не меняется".

Есть ли смысл разговаривать с читателем

"Роль писателя в жизни общества близка к нулю. Но смысл разговаривать — есть. Книжки читают во всем мире семь процентов людей. Из них еще семь процентов читают серьезную литературу. Так что зона моего действия — очень маленькая. Но я безумно люблю своих читателей. Всегда говорю, что ко мне приходят люди, с которыми можно чай пить. Иногда, правда, они зеленкой обливаются… Можно меня упрекнуть в снобизме. Мы вступаем в зону планетарного продукта. Лекарство, которое мы покупаем создавали самые талантливые люди всех стран мира. Так же в айти-технологиях. Сегодня самый сильный тот — у кого сильней компьютер. Музыка, искусство — это — планетарный продукт. Хотим мы этого или не хотим — планетарный продукт делает элита. Планетарность обеспечивается небольшой кучкой людей. Они и будут обеспечивать процветание тех, которым в будущем и работать надо будет один час в неделю, а остальное время их надо будет занимать игрушками: футболом или баттлами. Если наши ученые уезжают из страны — они лишают нас присутствия в планетарном будущем".

Что будет дальше

"Мир движется в направлении планетарности, хотя, конечно, может грохнуть послезавтра. Ученый Мартин Рис, астроном, главный специалист по мирозданию, лет десять назад написал книжку в которой обосновал, почему Земля и человек не переживут 21 века. По многим параметрам, все должно закончиться. Лет через пять он написал еще одну книжку, помягче. В ней сказал, что есть шанс проскочить, но это случится, если мы переформатируем сознание. Если человечество не поменяет отношения к Земле, ко всему живому, то все грохнет. Уровень агрессии слишком велик. На этой веселой ноте я и закончу".