Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука23 ноября 2017 13:15

Tesla объявила шокирующе низкие цены на свои электрофуры

Грузовики, продажи которых начнутся с 2019 года, будут стоить лишь чуть дороже дизельных
Иван Ортега
Tesla Semi — фура с общей разрешенной массой до 36 287 килограмм и дальностью до 800 километров

Tesla Semi — фура с общей разрешенной массой до 36 287 килограмм и дальностью до 800 километров

Американский производитель электромобилей Tesla Motors заявила ожидаемые цены на электрогрузовики Tesla Semi, представленные компанией на прошлой неделе. Они оказались сравнительно невелики — 150 000 долларов для версии с дальностью маршрута в 480 километров от одной зарядки и 180 000 долларов для версии с дальностью чуть более 800 километров. Такие цены означают будущую утрату конкурентоспособности дизельными грузовиками на рынках развитых стран после 2019 года, пишет Electrek.

Tesla Semi — фура с общей разрешенной массой до 36 287 килограмм и дальностью до 800 километров. Мощность ее четырех моторов — 1 032 лошадиные силы. Время подзарядки аккумуляторов на 80 процентов будет равно 30 минутам. Гарантия на грузовик и его батарею равна 1,6 миллионам километров пробега. Расход энергии на 100 километров — примерно 125 киловатт-часов. При средней для США цене на электричество в 7 центов за киловатт-час (4,2 рубля), стоимость километра ее пробега составит 78 центов. Для дизельного грузовика в США эта цифра равна 94 центам.

После того, как на прошлой неделе Tesla показала сам грузовик и объявила его параметры, ряд экспертов предположил, что стоимость электрофуры должна быть намного выше дизельных аналогов (в США они стоят около 120 000 долларов). Чтобы прояснить вопрос, компания заявила, что ожидаемые ею цены — 150 000 долларов для версии на 480 километров пробега на одной зарядке и 180 000 долларов для версии на 800 с небольшим километров пробега.

Более 80 процентов перевозок грузов в США осуществляются на дистанцию менее 400 километров. Кроме того, в стране действует закон, запрещающий водителю фуры ехать (с учетом остановок для еды) более 11 часов подряд. После достижения 11 часов он должен отдыхать на одном месте не более 10 часов. Использование пар водителей в США не имеет экономического смысла, из-за высокой стоимости труда шоферов. Таким образом, версия фуры на 480 километров покрывает четыре пятых всех перевозок в США по нужной дальности, а версия на 800 километров — все подобные перевозки.

Не вполне ясно, за счет чего Tesla Semi окажется такой дешевой. Дело в том, что дальняя версия этой фуры должна иметь батареи емкостью в один мегаватт-час. Сегодня стоимость литиевой батареи для Tesla — около 190 долларов за киловатт-час. В 2018 году планируется снизить эту цифру до 125 долларов за киловатт-час. Однако и в этом случае одни только аккумуляторы Tesla Semi должны стоить 125 000 долларов. Сомнительно, что остальная часть электрогрузовика будет стоить всего 55 000 долларов. Поэтому ряд экспертов предполагают, что Tesla планирует резко удешевить аккумуляторы к 2019 году, когда начнет массовый выпуск Tesla Semi.

Если производителю удастся выдержать намеченные цели, дизельные грузовики будут неконкурентоспособны на рынке развитых стран. Трудовое законодательство, не дающее шоферу ездить слишком долго, ограничивает дальность грузоперевозок здесь, поэтому дизельные грузовики не имеют преимущества по дальности. При этом они тратят заметно больше на заправку при том же пробеге. Средний пробег грузовика в США — 160 000 километров в год, поэтому разница в 30-60 тысяч долларов по цене Tesla Semi будет компенсирована за один-два года. После этого момента использование электрогрузовика будет прибыльнее, чем дизельного.