Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Спорт16 мая 2018 9:31

Владимир Драчев: «Некоторые тренеры у нас на лыжах стоять не умеют»

18 мая в Тюмени пройдут выборы президента федерации биатлона России. Один из главных претендентов на это пост дал интервью «Комсомолке»
Владимир Драчев- знаменитый в прошлом биатлонист, последний из россиян, выигравший Кубок мира в индивидуальном зачете

Владимир Драчев- знаменитый в прошлом биатлонист, последний из россиян, выигравший Кубок мира в индивидуальном зачете

Фото: Илья СМИРНОВ

Популярный и самый «телегеничный» зимний вид спорта сейчас переживает непростые времена. Новому руководителю придется разгребать «авгиевы конюшни» проблем: допинговые скандалы, некомпетентность прежнего тренерского состава… Кандидатов на пост главы Союза биатлонистов России трое: вице-президент Международного союза биатлонистов Виктор Майгуров, Дмитрий Алексашин и депутат Госдумы Владимир Драчев- знаменитый в прошлом биатлонист, последний из россиян, выигравший Кубок мира в индивидуальном зачете. Случилось это в 1996 году, а вторым тогда стал… Виктор Майгуров. И вот теперь они снова – конкуренты.

- Владимир Петрович, есть ощущение, что наш биатлон находится на самом дне?

- Падение происходило уже давно: оно тянется лет восемь, а то и десять. Просто сейчас все это увидели. Нет ни результатов, ни взаимодействия внутри Союза биатлонистов России, нет никакой работы. Нет и команды, и тренерского состава, который работал бы на этот самый результат – всё утрачено, потеряно.

- И как спасать ситуацию?

- Если региональные руководители хотят перемен, тогда надо менять всё: состав Союза биатлонистов, пересмотреть тренерский штаб, который будет готов работать следующие 4 года, а, может быть, даже 8 лет. Нужно посмотреть: почему не приходят работать в сборную те великие спортсмены, которые закончили выступать. Они идут в комментаторы, в бизнес, куда угодно, только не в биатлон, где провели большую часть жизни. Но им нужно для этого создавать условия.

- Если вы выиграете, возьмете таких людей в команду?

- Конечно. Я буду брать тех людей, которые готовы работать постоянно, а не один раз в четыре года. У меня есть программа «Сильные регионы – сильная сборная». Это не значит, что у нас сразу появятся чемпионы. Сначала надо дать возможность в регионах найти таланты, развивать биатлон, как базовый вид спорта. Для этого их надо обеспечить пневматическим оружием, лыжероллерами, построить стрельбища — причём в ближайшее время. Для этого я и планирую программу развития биатлона на восемь лет совместно с министерством спорта, с комитетами по финансам и по спорту Госдумы.

- Сами останетесь в Госдуме?

- Останусь. Депутатский мандат, наоборот, только усиливает позицию президента федерации и дает возможность решать те проблемы, которые невозможно решить, будучи общественным деятелем.

- А можно назвать тех, кто войдет в вашу команду?

- В моей команде те люди, с которыми я бегал много лет: Сергей Чепиков, Сергей Рожков, Сергей Тарасов, Ольга Зайцева (все они или олимпийские чемпионы, или чемпионы мира — прим. ред.). Недавно мы плотно разговаривали с Анной Богалий (ещё одна олимпийская чемпионка), у нее замечательная программа развития детского спорта. Есть ещё несколько человек, которые много чего добились в биатлоне и готовы работать со мной. Помимо них, у нас очень хорошая команда из мира бизнеса.

- Тем более, что программа у вас серьезная и требует немалых средств...

- Со старой командой эти люди не работали. И не хотят работать, и не будут. Идет развал и стагнация. И выделять средства для спасения того, что катится вниз, бессмысленно.

Я вижу поддержку и у депутатов Госдумы, особенно из тех регионов, где биатлон хорошо развивается. Они ко мне подходят и говорят: «Владимир, включайся и начинай. Мы тебе дадим поддержку, и в каждом регионе будем помогать». С ними вместе руководителю федерации будет легче заходить в любой кабинет, отстаивать программу развития биатлона как базового вида спорта и добиваться выделения средств из бюджета. Меня Вячеслав Фетисов все время спрашивает: «У тебя уже все прошло? Когда ты станешь президентом? И мы будем тебе помогать». И Сан Саныч Карелин интересуется.

- Многие иностранные звезды уже начали готовиться к новому сезону. А у нас до сих пор в сборной нет еще тренерского состава...

- Недавно собралась комиссия, которая предварительно рассмотрела кандидатуры тренеров. Отобрали тех, кто более-менее подходит на должности. Отсекли около 15 человек: они или не имеют опыта, или никогда не занимались биатлоном. В сборной должны работать только профессионалы, прошедшие чемпионаты мира, Олимпийские игры.

Посмотрите на немецкую команду. В ней тренеры, которые, когда сами выступали, были всегда на виду. Многие со мной еще бегали. Эти люди понимают биатлон изнутри. А у нас бывает так, что мы ставим на должность тренеров, которые даже и на лыжах стоять не умеют. И как спортсмены могут оценивать наставления человека, который им показать не может, как это делается? Помните девиз: покажи примером и мы потянемся за тобой.

- Наставник мужской сборной России немец Рикко Гросс уехал и теперь будет работать с австрийцами. Его работу признали неудачной. Предыдущий тренер женской команды немец Вольфганг Пихлер тоже ушел со скандалом. Если вы будете президентом федерации биатлона, может иностранный специалист стать главным в нашей команде?

- Однозначно иностранца нельзя ставить ни главным, ни старшим тренером. Потому, что это должен быть человек наш, российский. Даже, если речь, например, будет идти об Уле-Эйнаре Бьорндалене. Если бы он появился в российской команде - это был большой плюс для нас. Но только в качестве второго, третьего тренера. Даже просто специалиста на свободном графике, который может приехать в мужскую, в женскую сборную, в резервный состав, в юниорский, в юношеский. Провести интересное совещание, пару-тройку дней потренироваться вместе с командой. Посмотреть, чем народ дышит. И своим примером показать, как надо бегать, работать в спортзале. Это было бы интересно и правильно, особенно для молодежи. Два раза мы уже с иностранными наставниками обожглись. Не вижу смысла. У нас не баскетбол, не футбол.

- У нас проблемы с тренерами начинаются с юношеского спорта. Недавно в Московской области разразился громкий секс-скандал, когда 17- летняя биатлонистка Анна Моисеева обвинила в приставаниях тренера Сергея Тутмина...

- Тренер должен относиться к спортсменам как к своим детям. В таком случае подобной истории просто не произошло бы. Я помню, в мое время у нас в командах было сколько красивых девочек. Тренер их до такой степени любил, как своих детей. И чтобы он к кому-то приставал, такого просто не могло быть.

Ты своему ребенку никогда не скажешь: прими вот это запрещенное лекарство, допинг. Ты думаешь, как у него дальше сложиться жизнь, как те же девочки будут рожать детей, чтобы не было проблем со здоровьем. А когда тренер считает спортсмена за материал, за способ заработать денег – тогда у нас такие истории и происходят иногда.

- Прозвучало слово «допинг». Глобальная проблема, в том числе, для нашего биатлона. Как нам отмыться от обвинений в приеме запрещенных средств?

- Должна пройти полная смена руководства Союза биатлонистов России. Когда мы полностью заменим состав, то покажем всему миру, что мы очистились от грязи. Тогда к нам будет и другое отношение. А если останется та же команда, нам просто скажут: ребята, вы там вообще ничего не понимаете?

- А вы готовы к жестким санкциям, которые могут последовать против российского биатлона?

- Любые санкции, которые к России предъявляются, они идут нам только на пользу. Я уже проработал и этот вопрос. Если нас при самой худшей ситуации не допустят до каких-то стартов, будем развивать внутренний биатлон. И все усилия приложим для создания костяка команды. Будем строить новые стрельбища и новые трассы. Приобретать свою экипировку, выпускать свои патроны.

Я нисколько не переживаю. За полтора года работы в Госдуме мы увидели, что какие-то санкции пошли нам только на пользу. И начиная с 14-го года многие отрасли говорят: спасибо, друзья. Мы научились строить комбайны, заниматься сельским хозяйством, выпускать новые приборы. А до этого и не думали.

- А не боитесь, что спортсмены убегут в другие страны?

- Кто-то убежит, кто-то будет дальше выступать. Санкции не будут вечны. Они когда-то закончатся. У нас очень сильная молодежная, юниорская и юношеская команда. Очень много молодых спортсменов, которые хотят заниматься. 10-15 лет назад по 20 участников было на детских соревнованиях, а сейчас - от трехсот до четырехсот.

- К тому же наш климат позволяет кататься на лыжах чуть ли не круглый год…

- В Кировске сейчас до сих пор снег лежит. Можно кататься, подготовить нормальную команду: один день - на горных лыжах, один - на беговых. Легкий тренировочный процесс. Любой застой для спортсмена – это негативная ситуация, потому что идет набор веса, разбалансировка внутри организма. Апрель, часть мая, надо всегда быть в движении. Все сейчас будет зависеть от 18 мая. Та команда, которая идет со мной, она готова работать только со мной. При другом президенте они отойдут в сторону.

Из досье «КП»

Владимир Драчев родился 7 марта 1966 года в г.Петрозаводске. Четырехкратный чемпион мира, многократный призер Олимпийских игр, обладатель Кубка мира по биатлону. Подполковник в отставке. Работал тренером в молодежной сборной Беларуси и консультантом в российской команде по биталону. В 2014-2016 годах был главой Всеволожского района Ленинградской области. С 2016 года – депутат Госдумы РФ. Женат, пятеро детей: трое сыновей- Илья, Александр и Владимир, две дочки – Варвара и Елизавета.