Фото: Архив ФСО
«Мчались» с ветерком. Останавливались лишь для того, чтобы получше рассмотреть исторические снимки...
Колымажное ведомство не сдавалось долго!
- ...Сергей Викторович, сначала мы прокатимся на автомобиле...
- ... Николая II. (см. фото.)
- Ну, хорошо. Садимся, заводим... Именно этот император был родоначальником Гаража особого назначения?
- Ну, да... Только вот название, Саша, было мудреное: Собственный его Императорского Величества Гараж!
- Ого! Как Николай II вообще пересел с лошадки на авто?
- В 1906-м император впервые осознал, что такое современные автомобили. Раньше машины не вызывали у него теплого чувства. До этого он ездил на лошадях - верхом либо в карете.
- А кто же царя подвиг пересесть на автомобиль?
- Князь Орлов. Однажды он приехал в Царское Село на своей машине, прокатил императора по дорожкам Царскосельского парка.
- Князь сам сидел за рулем?
- Он был известным автомобилистом, одним из идеологов продвижения автомобилей по русским дорогам.
- И что же император?
- А он получил от езды просто неописуемое удовольствие. И это стало переломным моментом в развитии автомобильного дела в России… В 1906-м Николай II дает указание закупить по линии Министерства императорского двора несколько машин «для нужд государя». Создается отдельная гаражная часть.
Николай II в автомобиле «Делоне-Бельвиль» во время поездки в Козьмодемьянский монастырь. За рулем - шофер А. Кегресс. На заднем плане слева - «Мерседес 16/40 PS». Крым, 26 мая 1914 г. Фото: Архив ФСО
Это, кстати, был период борьбы между императорскими конюшнями и гаражом, кто старше, кто лучше. Колымажное ведомство, как называли конюшни, долго пыталось подмять под себя гараж.
- Конюхи прокалывали шины?
- Так далеко не заходили. Это чисто аппаратно-административная игра.
- А Николай II за кого был?
- За гараж.
- Ну, тогда понятно, кто победил!
- Как только у императора появляются машины, а их у него к концу 1906 года было семь, - тогда же встал вопрос о постройке отдельного гаража. До этого автомобили хранились в каретных сараях.
- А какие марки закупил царь?
- Первая машина – «Делоне-Бельвиль» - Delaunay-Belleville. Обслуживающая машина была «Форд». Появился роскошный, отечественного производства автомобиль «Руссо-Балт».
- Император за руль не садился?
- Думаю, это императору было не по чину.
- Может, Николай II просто на права так и не сдал?
- Сдавать тогда на права было сложно. В 1906-м и водительских курсов-то в России еще не было. Лучшие курсы водителей были в Царском Селе в Петербурге - Петрограде, в начале первой мировой войны.
- А были аварии, нарушения?
- Да, аварии были, но - мелкие...
- А казусы-то какие?
- Нет! Для императора закупали наиболее надежные и комфортные автомобили, с хорошим запасом прочности.
Одну из своих машин – «Руссо-Балт» - государь после начала первой мировой передал Закавказскому фронту. Из нее был сделан броневик: навесили бронелисты, рядом с местом водителя поставили пулемет «Максим» на специальной вращающейся турели. Он мог стрелять вперед, хорошо поворачивался. Этот броневик с надписью «Руссо-Балт» на радиаторе сохранился до наших дней, он - в музее Царского Села. Наши специалисты броневик отреставрировали, он может ездить. Правда, двигатель у него - уже середины ХХ века.
В. И. Ленин, его жена Н. К. Крупская (справа, рядом) и младшая сестра М. И. Ульянова (в центре) в автомобиле марки «Бенц» после военного парада красноармейских частей на Ходынском поле. Москва, 1 мая 1918 год. Фото: Архив ФСО
Машину у Ильича отнял уголовник Кошельков
- А вот на этой главе давайте притормозим и повернем сразу...
- ...на дорогу, по которой едет Временное правительство. Так как в феврале 1917-го именно в его ведение перешел наш гараж. После отречения императора…
-… Он отрекся и от автомобилей?
- От всего, включая и автомобили. Временное правительство получает по наследству от императора не только Зимний дворец, но и Собственный его Императорского Величества Гараж, который становится гаражом Временного правительства. Мы нашли в архиве список - кто из его членов пользовался машинами...
- Теперь понятно, почему они не хотели отдавать власть большевикам.
- Думаю, не только поэтому. В октябре 1917 года общество четко понимало, что власть просто лежит на улице.
- Автомобили эти потом пригодились Керенскому в бегстве.
- Керенский бежал из Петрограда в Гатчину сразу на трех автомобилях.
- В мужской одежде.
- Про женское платье – из разряда фейковых новостей.
- Может, Александр Федорович в машине переоделся?
- Значит, приехал в Гатчину и еще раз переоделся? Да уж... Кстати, Керенского всегда очень задевала история о том, что он бежал в женском платье.
- Куда потом попали эти машины?
- После падения Временного правительства они переезжают к новому собственнику – к Военно-революционному комитету. А уже после формирования правительства – к Совету народных комиссаров и ВЦИК.
- Власть менялась, машины - нет?
- Машины - те же самые. Императорский гараж полностью становился гаражом той власти, которая в этот момент находилась на вершине политической пирамиды российского государства.
- Большевистская верхушка тоже пешком не ходила?
- Нет. Первая машина, которую Ленин получил в качестве служебной, называлась Turcat-Mery. Через несколько дней после того, как Ильич на ней стал ездить, ее... угнали со двора Смольного. К этому оказался причастен один из сотрудников. Угоняли ее, чтобы перепродать в Финляндию. Нашли чекисты машину в пожарном депо Петрограда и вора задержали.
- Тогда же за угон машины расстреливали?
- Расстрел - условно. Угонщика не расстреляли. Под честное слово, что он исправится. После этого Ленин уже на Turcat-Mery не ездил.
Основная ленинская машина была «Роллс-Ройс». Она сейчас в Историческом музее. Есть снимки Ленина в этой машине на Ходынском поле. Есть фото с Надеждой Константиновной.
Самая известная фотография – Ленин в автомобиле вместе Марией Ильиничной Ульяновой, младшей сестрой. А для зимних поездок «Роллс-Ройс» был переделан. Вместо ведущих задних колес поставили так называемый «движитель Кегресса».
Чтобы передние колеса не зарывались в снег, впереди были прикреплены лыжи - с прорезью для колес. Машина могла ехать и по асфальту, и по заснеженной дороге. Этот экземпляр в хорошем состоянии, на ходу. Сейчас он находится в Горках.
- У Ленина были какие-то происшествия?
- ЧП были. С передвижением Ленина на автомобилях связано минимум два покушения. 1 января 1918 года в Петрограде Ильич был обстрелян офицерами, которые крайне негативно относились к Советской власти. Машина ушла из-под обстрела, Ленина собой закрыл швейцарский социал-демократ Фриц Платтен.
- Что, Ильич так быстро ездил?
- Реально машина Ленина могла передвигаться со скоростью до 80 километров в час. Но так быстро не ездили. Это теоретический потолок. Нормальная скорость передвижения была – 40-50 км/ч.
ЧП с ленинскими машинами были и позже. Взять хотя бы печально знаменитое нападение банды Кошелькова на Ленина, когда он ехал к Надежде Константиновне Крупской в дом отдыха, это 1919 год, зима. В районе Сокольников на Ильича напала банда. Машину у вождя отняли, Ленин и его спутники не пострадали.
- А Кошельков знал, что грабит вождя мирового пролетариата?
- Нет, Кошельков не знал, что это - Ленин. У водителя и у Владимира Ильича было оружие. Но они не рискнули стрелять.
- Ленин в какой-то работе даже писал: мол, лучше принять условия грабителей, но сохранить при этом жизнь. И Ленин, когда у него отняли машину, пошел пешком?
- Да. Пошли в Сокольнический районный Совет и комитет партии. Заснеженная Москва, сугробы...
Через три недели нашли машину. И банда Кошелькова перестала существовать. Была использована высшая мера социальной защиты – расстрел. Уже не условно. Крови на банде Кошелькова было очень много.
И. В. Сталин (в центре), члены правительства и директор завода имени Сталина (ЗИС) И. А. Лихачев (справа от вождя) осматривают автомобиль «ЗИС-110Б». Москва, Кремль, 1946 год. Фото: Архив ФСО
Сталин любил «Паккарды» и быструю езду
- Почему Сталин поменял «ленинский» автопарк?
- Прежние автомобили устарели, просто обветшали...
В эпоху революций, гражданской войны с машинами была просто беда. Нужных запчастей - не найти, ужасное качество горючего. Машины выходят из строя очень быстро. Приходится собирать из двух - одну.
В начале 20-х годов для Ленина в Великобритании купили «Роллс-Ройс» - бывший в употреблении. На новый средств не было, даже за б/у пришлось отдать порядка 4 тысяч фунтов стерлингов – огромные деньги. Последние годы жизни Владимир Ильич ездил именно на этом автомобиле. У Ленина был «малый ГОН» (Гараж особого назначения. - А.Г.) в Горках, - четыре машины. Из них три – «Роллс-Ройса».
Тогда же на «Роллс-Ройсе» ездил и Сталин.
- А потом пересел на «Паккард»...
- Да... Сталин впервые познакомился с этим автомобилем в 1918-м, во время обороны Царицына, где он был членом Реввоенсовета. С 20-х годов он, как правило, использовал «Паккарды» в различных модификациях. От 50 до 80 сил - машины уже крытые. Их закупали и в 30-х годах персонально для Сталина. Тогда же появляется модификация «Паккарда» с бронированием. Вождь ездил на них до конца своей жизни.
- А как же «ЗИС»?
- Представительский «ЗИС-101» появился еще до Великой Отечественной. Внешне он напоминал «Паккард». Это уже были «конвейерные» машины, они являли собой прорыв в отечественном автопроме.
Во время Великой Отечественной Совнарком принял решение выпустить машину более высокого класса - «ЗИС-110». На базе этого автомобиля специально для Сталина собрали машины в броне - включая бронированные стекла толщиной 7,5 сантиметров. Плоское бронированное стекло задней части машины снаружи закрывало вогнутое стекло - такое же, как на «ЗИС-110». Двойное остекление.
- А скорость?
- Свои 50-80 километров в час «сталинские» броневики выжимали легко. Это первые лимузины советского производства, которые были предназначены для первых лиц государства.
- Сталин на заднем сиденье ездил?
- На «Паккардах» и на «ЗИСах» были кресла, которые откидывались со стороны переднего ряда. Сталин любил ездить, сидя именно на них. То есть - не на диване в хвосте машины, а на втором ряду кресел.
Н. С. Хрущев (с поднятой рукой) в автомобиле «ЗИЛ-111В» в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов во время встречи космонавтов, вернувшихся с орбиты. Москва, 1963 год. Фото: Архив ФСО
- А вот Никита Сергеевич полюбил открытые машины?
- Да, в хорошую погоду Хрущев ездил на открытых автомобилях.
- Что - был таким бесстрашным? Покушений, как Сталин, не боялся?
- Хрущев считал, что он достаточно безопасно себя ощущает в СССР. К нему народ относился довольно хорошо, особенно в первые годы его пребывания у власти.
Это эпоха появления машин другого типа. Это эпоха «ЗИЛов» и «Чаек». Завод имени Сталина был переименован в Завод имени Лихачева. Тогда появился «ЗИЛ-110», «ЗИЛ-111». Последний из хрущевско-брежневских был «ЗИЛ-114». А потом пошло пятизначное наименование – «ЗИЛ 41047», «ЗИЛ 41052». Бронированная машина, на которой ездил Горбачев, это «ЗИЛ 41052».
- На хрущевских ездил?
- Нет, это постхрущевские времена.
- А Брежнев?
- Он тоже передвигался на «ЗИЛах».
...И обстановка менялась в мире. И уже реальные покушения начинаются не только на лидеров других стран.
Л. И. Брежнев (справа) в автомобиле «ЗИЛ-111Д» во время встречи высокого гостя в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов. Москва, начало 1970-х годов. Фото: Архив ФСО
У Боровицкой башни Московского Кремля, средь бела дня - стрельба младшего лейтенанта Ильина по кортежу Брежнева в 1969 году. Тогда погиб сотрудник Гаража особого назначения, водитель основной машины. Получил ранение мотоциклист из почетного эскорта - он направил на террориста свой мотоцикл. Получил два ранения.
Пули попали и в машину, в которой ехали космонавты.
- Георгий Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова. Валентина Владимировна рассказывала, что у нее были полные сапоги стекол.
- Эпоха Горбачева была связана с появлением бронированных «ЗИЛов», в тяжелой броне, по-настоящему защищенных.
До 1994 года такие машины и выпускались нашей промышленностью.
Зачем Ельцин изменил «ЗИЛу»?
- А почему первый Президент России Борис Ельцин пересел на «Мерседесы»?
- Это было его решение.
«ЗИЛ» для своего времени был потрясающим автомобилем. Невероятно безопасный, очень устойчивый. Высший пилотаж по тем временам. ГОН тогда был укомплектован имени этими машинами.
Но в 90-е годы эта марка уже морально устарела, не отвечала требованиям времени. У Ельцина был «Мерседес» на метр длиннее. Так называемый «пульман». Эту машину можно увидеть в музее в Екатеринбурге. Там же «Чайка», на которой он ездил, когда был первым секретарем Свердловского обкома КПСС. И там же - его «ЗИЛ» из Гаража особого назначения.
- А второй «Мерседес» - у Путина был. Я его видел.
- В ГОНе был не один такой «пульман». С 1994 года прекращается производство «ЗИЛов».
Их, правда, и потом еще собирали, но - не для первых лиц. Не так давно были собраны две машины для парадов на Красной площади.
С 1994 года уже закупались «Мерседесы», как обычные, так и в защищенном варианте.
В. В. Путин на инаугурацию 7 мая 2018 года прибыл на отечественной машине проекта «Кортеж», под капотом которой 598 лошадиных сил и которая по ряду характеристик превосходит лимузин Д. Трампа.
Фото: REUTERS
- Владимир Путин возвращается к отечественному автопрому. Проект «Кортеж» - наш родной.
- Он называется «Единая модульная платформа». ЕМП. В НАМИ именно такое название у проекта. В конце года планируется «собрать» кортеж, состоящий из новых отечественных автомобилей, и показать его общественности.
- Значит, президент Путин не только летает на отечественных самолетах, но и будет ездить на российских автомобилях?
- Государство должно поддерживать своего производителя. Это момент престижа – наличие собственного автомобиля представительского класса. В конце августа пройдет Московский автосалон, там планируется показать этот автомобиль. (Подробнее о новой машине читайте ниже.)
- Ну, что - тормозим?
- Пожалуй, да... Хотел бы только еще заметить, что главный герой нашей новой книги - автомобиль первого лица государства. И мы рассматриваем его - и показываем, конечно - не просто как средство передвижения, а - элемент обеспечения безопасности. Плюс - это своего рода зеркало, которое и эпоху «отражает», и - характеризует в какой-то степени политического деятеля, который пользовался этим автомобилем. Это еще и произведения искусства. И, конечно же, произведение, над которым трудились дизайнеры...
Фото: autoreview.ru
* * *
- Когда выйдет ваша новая книга?
- По плану - в августе этого года.
- Она будет в свободной продаже?
- Конечно. Книгу собираются издать не только на русском, а еще и на английском, китайском языках...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Денис МАНТУРОВ:
Президент меня уже наградил за «Кортеж». Сказал: «Спасибо!»
И. о. министра промышленности рассказал подробности создания нового лимузина
- Денис Валентинович, президент Путин 7 мая приехал на инаугурацию в БКД на новом лимузине, как вы обещали.
- Да, я выполнил обещание.
- А как вам это удалось?
- Это не я, это огромное количество людей, коллективов. 2,5 тысячи – только работники НАМИ. И 150 предприятий (и российских, и зарубежных). Вообще - работа началась четыре с половиной года назад. Вы понимаете, что самое главное в этом проекте? Это же не лимузин собрать.
- А что же тогда?
- Главное – создать интеллектуальный потенциал по развитию автомобильного инжиниринга. Таких прецедентов не так много на самом деле в странах, которые с нуля платформу, не беря никакого донора, создали. Причем - на одной платформе несколько модификаций...
- Сколько таких автомобилей будет?
- Я могу сказать, какие возможности у нашего производства сегодня. Это 200 автомобилей всех типов - лимузины, седаны, внедорожники, минивэны - в год.
- У Владимира Путина какие впечатления от новой машины?
- Президент сказал: «Спасибо, хорошая работа».
- Теперь вас, наверное, наградят...
- (Смеется). Для меня «спасибо» - главная награда от президента.
- Да? А простые смертные эту машину смогут купить? И за сколько?
- Этот автомобиль самой премиальной категории. Но он точно будет дешевле, как минимум на 20%, чем «Роллс-Ройс» и «Бентли». Но и - дороже, чем базовый «Мерседес» С-класса.
«Комсомолка» рекомендует: серия «Правители России» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».
«Комсомолка» рекомендует: серия «Правители России» на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ