Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука29 августа 2018 11:02

Опыт старшего поколения оказался мусором

Почему цифровая революция привела к падению авторитета взрослых, а мода на интенсивное родительство - самообман
Телевизор дети сейчас не смотрят, зато с удовольствием заглядывают в экран компьютера

Телевизор дети сейчас не смотрят, зато с удовольствием заглядывают в экран компьютера

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В недавнем интервью мы с научным руководителем Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катериной Поливановой разбирались в том, что происходит с нашими детьми. Во второй части беседы мы попытались понять, к чему приведет взрослых увлечение новыми моделями родительства.

Территория детской свободы сокращается

- Катерина Николаевна, сегодня для многих взрослых дети превратились в родительский проект, в который вкладывается огромное количество времени, денег, усилий. Многие мамы бросают работу, для того чтобы помочь детям стартануть. Такого раньше не было.

- Сейчас мы закончили очень сложное исследование, которое показывает: сегодня центром детского образования является семья. Именно семьей все определяется. Речь не только о том, чтобы выбрать ту или иную школу. Мы говорим про образовательные возможности, которые ребенку доступны. Допустим, он хочет заниматься астрономией или движением космических кораблей. Возникает вопрос: а где ты будешь заниматься? И как ты туда доберешься? Деньги тут далеко не на первом месте. Кто-то должен встретить из школы, отвезти, подождать, пока он будет заниматься, а по дороге обратно помочь ему сделать уроки в машине. Родители реально вкладываются в создание образовательного пространство для своих детей.

Здесь, правда, есть одна грустная для меня вещь, о которой мы мало говорим, это исчезающий детский досуг.

- То есть время, когда они предоставлены сами себе?

- Да! Есть такая чУдная книжка Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Она про какие-то секретики у девочек, казаки-разбойники, гуляния по району, куда нельзя ходить, но очень хочется. Например, исследование заброшенной стройки - тут и риск, и приключения, и игра, то есть все то, что наполняло наше детство. Все это сегодня исчезает, во всяком случае, в большом городе. Это связано с тем, что город воспринимается как источник опасности. Хотя я не думаю, что угроз стало больше. Но сегодня дети все время находятся под контролем родителей. Поэтому, когда ребенок закончил уроки, что ему делать? Свободное гуляние, если и появляется, то гораздо позже, чем раньше. Телевизор они сейчас тоже не смотрят, зато с удовольствием заглядывают в экран ноутбука или планшета. Сейчас дети очень много времени проводят в кафе, в торговых центрах, причем они даже не тратят денег. Просто сидят компанией там, где есть свободный вай-фай. Экранное время растет, и если родителей это беспокоит, они начинают ему придумывать какие-то развлекалки. Но чем бы они ни занимались - квесты или пейнтбол - всегда есть взрослый, который это все обустраивает. Даже детские праздники и дни рождения редко обходятся без участия аниматоров. Мы видим, что территория детской свободы стремительно сокращается.

- Такое детство дает ребятам какие-нибудь конкурентные преимущества, перед «дикарями», которые сами росли в городских джунглях?

- Если бы мы знали, где они будут конкурировать! Мы не понимаем, каким будет мир через 15 лет. Вот, например, сегодня мы точно знаем, несмотря на весь визг и писк, что компьютерные игры в действительности дело неплохое. Да, есть опасность залипания, но такая угроза есть всегда, и зависимость может сформироваться к чему угодно. Но некоторые мозговые функции у геймеров очень хорошо развиваются. У нас это немодная тема, но есть западные исследования на эту тему. Так что здесь нет греха, но мы не знаем, будут ли востребованы эти навыки, когда ребенок вырастет. Понимаете, ребенок - это тот, кому я передаю опыт. Сегодня вы свой жизненный опыт своему отпрыску передать уже не можете, потому что он ему даром не нужен. Например, мои дети работают в таких областях, которых еще 20 лет назад просто в природе не существовало.

Взрослых свергли с пьедестала

- Возникает ситуация, когда яйца учат курицу...

- Тут еще важен один аспект: кто учит, тот и музыку заказывает. Отношения ребенок - родитель или ребенок - педагог это еще и отношения власти. Когда меня мой ребенок начинает учить, как пользоваться приложением на смартфоне, то главный он, а не я. Эта перемена говорит о том, что эти отношения власти в семье задрожали и начали осыпаться.

- То что жизнь свергает родителей с пьедестала Зевса-громовержца - чем это нам аукнется? Какими станут отношения родителей и детей?

- Фигура бога-отца, из рук которого все кормятся и который за все отвечает, сейчас уходит в тень. Помните Зигмунда Фрейда и его Эдипов комплекс? Персонаж греческой мифологии Эдип поднимает руку на своего отца, забирает у него эту власть, женится на своей матери... Что с ним происходить в итоге? Узнав правду о своем происхождении, он ослепляет себя, подвергается изгнанию - в общем, он наказан. И взросление это был своего рода бунт против бога-отца, попытка освободиться от диктата родителей, которые требовали, заставляли, подгоняли и т.д. А сейчас зачем отделяться от родителей, стремиться к самостоятельности, если на тебя никто не давит, если все в семье и так вертится вокруг твоих интересов? Вот сейчас в области психотерапии идет очень интересное, подробное обсуждение ошибок, которые сделало предыдущее поколение родителей. То есть сегодняшние 30-летние с очень большой критикой относятся к тому, как их воспитывали. А воспитывали их по доктору Споку, это режим дня, отдельная кроватка, четкое время кормления... Сейчас все делается по другому: малыш спит с матерью, его кормят по требованию, грудное кормление очень долгое. Сегодня появляются новые модели воспитания, к примеру, так называемое интенсивное родительство. Проблема заключается в том, что мы не можем сказать хорошо это или плохо.

- Почему?

- Потому что для этого вам нужно взять двух однояйцевых близнецов, одного воспитывать в режиме, условно говоря, интенсивного родительства, а второго по-другому, а через 30 лет сравнить. А сейчас мы не понимаем, как это отзовется.

Мы их мало ругаем...

- Возможно нынешнее детки, когда вырастут, скажут, что мы их не тому учили?

- Может быть, они скажут: «Мама, мне нужно было, чтобы ты меня отругала, как следует, а ты меня все время гладила по головке». Мы вынуждены понять и принять, что мы не можем подготовить детей к будущему, которое нам совершенно неизвестно. И новые теории или модели родительства, вполне интересные и здравые, это только еще один вариант, а не истина в последней инстанции. Можно им следовать, но все-таки главное: понимаю ли я, что делаю? Или следую книжке, не задумываясь о смысле своих действий? Если по книжке - это плохо. Другое дело, если я, зная разные рецепты, прислушиваюсь к ребенку, вижу его, знаю его и в зависимости от этого меняю свое поведение. Условно говоря, по науке надо бы его пропесочить, но я чувствую по его состоянию, что сейчас не лучшее время, поэтому перенесу-ка разговор на завтра.

- К кому же идти за советом?

- В том-то и проблема, что сегодня человек один отвечает за свою жизнь. И воспитывать своего ребенка будет каждый сам и отвечать за то, что получится, тоже сам. Ты должен лично принимать решения, перекладывать ответственность сегодня не на кого. И это то, с чем мы не справляемся. Кто-то ищет спасения у психотерапевта. Я боюсь, что следующий этап это психиатрия. Потому что количество изменений в жизни начинает зашкаливать, мы не можем все время импровизировать, играть с листа и каждый свой шаг заново продумывать. Адаптационные возможности человека все-таки ограничены. Появляется новый гаджет, или новая технология, или новая теория воспитания, и ты снова должен приспосабливаться. Еще несколько лет назад было круто освоить новое электронное устройство. Сегодня люди начинают от этих возможностей отказываться, потому что они слишком устали от этих новшеств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему современные дети не хотят взрослеть

С нашими детьми происходит что-то странное: они явно не хотят взрослеть. Об этом говорят не только бабушки у подъезда, но и объективные данные. Например, возраст вступления в первый брак в России за последние 15 лет увеличился на 3 года, парни теперь женятся в среднем в 27,4 года, девушки выходят замуж в 25 лет. Заметно вырос возраст отделения от родителей: так среди представителей старшего поколения (до 1969 года рождения) за выход из родительского гнезда в 18 лет голосовала почти половина населения - 44%. Сегодня подавляющее число молодых людей (90%) считает оптимальным начало самостоятельной жизни промежуток с 23 до 25 лет. А тут еще появились научные исследования, где предлагается продлить подростковый возраст до 24 лет! Что случилось? Молодежь пошла не та? Или современным подросткам понадобился еще один переходный период, чтобы подготовиться к взрослой жизни? Об этом мы поговорили с профессором НИУ ВШЭ научным руководителем Центра исследований современного детства Катериной Поливановой (подробности)