Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
21 октября 2021 16:30

Ирина Можейко: Я понятия не имею, что с моим сыном, к нему не пускают даже адвокатов

В СИЗО Жодино, где содержится наш коллега Геннадий Можейко, продлили карантин на неопределенный срок. Ему нельзя ничего передать и нет обратной связи. Следователи с родителями так ни разу и не связались. Об этом в интервью kp.ru рассказала мама Гены
Геннадию 39 лет, он работает в белорусской «Комсомолке» с 2009-го

Геннадию 39 лет, он работает в белорусской «Комсомолке» с 2009-го

Фото: Личная страница героя публикации в соцсети

ОФИЦИАЛЬНОЕ МОЛЧАНИЕ

- Когда в последний раз вы общались с сыном?

- В последний раз мы с ним говорили 30 сентября.

- Где он тогда был?

- Он находился в гостинице аэропорта Шереметьево. Сказал, что с ним все в порядке, он отдыхает и завтра у него рейс в Польшу, а потом сразу на Украину. Он купил путевку в санаторий, летел туда в отпуск.

- Какой санаторий?

- Где-то на юге Украины. Он добирался на перекладных. Во-первых, из Белоруссии на Украину просто так не выедешь. А из Москвы на Украину тоже не попадешь. Поэтому такой сложный маршрут. Потом еще надо было оформить все медицинские справки.

- Как вы узнали, что он не улетел, а задержан?

- 1 октября он не вышел на связь. Не написал, что вылетел или прилетел. Я уже начинала нервничать. А когда 1-го числа к нам пришли с обыском, стало понятно, что все совсем не в порядке. Мало того, те, кто пришел с обыском, не задали ни одного вопроса, где Гена и придет ли он. Тогда мне стало ясно, что они знают.

- Они вам не сказали где он?

- Нет. Ничего не сказали. Но потом, когда обыск закончился и все ушли, уже ночью с 1-го на 2-е октября, мне позвонил мужчина, представился сотрудником КГБ и сказал, что Гена задержан и находится на Окрестина. Когда прошло 72 часа, это где-то в ночь с 4-го на 5-е, его или должны были выпустить, или... Я утром поехала на Окрестина, чтобы узнать, где он. Но мне дежурный сообщил, что Гену перевели в Жодино. Больше никакой другой информации… Это было 5-го числа.

БОЯТСЯ «КОРОНЫ» НА ТРУСАХ

- Как часто адвокаты встречаются с Геннадием?

- За всё это время они виделись только 2 раза. И то со следователем. То есть никакого личного общения. Они даже не могут объяснить ему как правильно себя вести. В первый раз они встретились 4 октября, когда Гене избирали меру пресечения и 11 октября, когда прошло 10 суток, как его задержали. Он тогда смог вкратце предать, что ему нужно из вещей.

- Большой список?

- Ему нужно было что-то из одежды, потому что даже шнурок из брюк вытащили, он их поддерживает руками. Он просил успокоительные, беруши… Сказал, что очень жарко, поэтому нужны легкие вещи, сигареты. Остальное и так понятно - средства гигиены и все, что нужно, что возможность написать письмо (бумага, конверты, ручка).

- И белье на смену…

- Само собой. Одежда, белье.

- Как он себя чувствует?

- По состоянию здоровья никакой информации вообще нет, есть ли больные в камере, здоров ли сам Гена. От него же нет даже обратной связи - написать он не может. Еще один важный момент: у каждого заключенного есть личные денежные счета. Мы тоже перевели деньги, но до сих пор не знаем, имеет ли он возможность ими воспользоваться, купить что-то в магазине. Не лишним было бы передать какие-то продукты питания: апельсины, яблоки, копченую колбасу, хоть макароны быстрого приготовления. Но нам фактически в этом отказано. Даже маски не взяли, не объяснив почему. А у них же там карантин по коронавирусу.

- А чем мотивируют отказ?

- Этим карантином. При чем тут карантин? В трусах приедет ковид? Ручку и бумажку нельзя, потому что они заражены? Почему он так долго длится? Никто никакой информации не дает. Карантин, как правило, 14 дней. С момента, когда его перевели Жодино, прошло уже 18 дней и никаких объяснений, когда он закончится, нет. Видимо, пока не уйдет ковид, а это, наверное, с нами навсегда.

Если у вас карантин, то, наоборот, обязательно нужно иметь средства гигиены - мыло, сменное белье, полотенце, салфетки, туалетная бумага, извините, возможность что-то постирать. За всё это время мы смогли только дважды передать медицинскую передачу.

ПЕРЕДАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО АНАЛЬГИН

- Что в ней было?

- Препараты из обычной домашней аптечки - общеукрепляющие витамины, жаропонижающее, успокоительное. Но список крайне ограничен и ограничена форма лекарств – исключительно в таблетках. Хотя два раза приняли мази в пластиковых тюбиках. В других видах, жидких или прочих, не принимаются лекарства.

- Ему нужны какие-то особые лекарства?

- Да, мазь для кожи и её приняли. Еще у него бывали затруднения с дыханием, но капли передавать нельзя. Но вместо них взяли бальзам в пластиковой упаковке тоже приняли.

- Кто с вами общается?

- Спасибо друзьям и знакомым и сотрудникам, которые его поддерживают. Информацию я получаю, как я сказала, от адвокатов, но я еще стараюсь читать первоисточники, так сказать, интервью или заявления официальных лиц. Но, к сожалению, они бывают противоречивые. Вообще информации крайне мало.

СКОЛЬКО ПРОДЛИТСЯ КАРАНТИН

Карантин длится две недели. В это время доступ адвокатов и родителей к нему закрыт, а также запрещено передавать передачи (даже сигареты и теплые вещи). Но администрация тюрьмы может ограничения и продлить, говорит адвокат, который защищал россиянку Софью Сапегу и политтехнолога Виталия Шклярова, Антон Гашинский:

- В последнее время, когда заключенный или подозреваемый попадает в новое учреждение, его сажают на карантин. Обычно он длится две недели. Но сейчас другая ситуация - пандемия коронавируса. И у руководства СИЗО есть право по закону этот срок продлить. Они исходят из эпидемиологической ситуации в самом учреждении.

Это правило можно и обойти, утверждает Гашинский, но в исключительных случаях. Так было с кандидатом в президенты Виктором Бабарико. Его защитникам удалось добиться встречи, но она проходила при соблюдении противоковидных мер с разрешения врачей и в условиях жесточайшего соблюдения санитарных норм - дистанция, общение через стекло, антиковидные костюмы и маски. Но и подобные встречи могут быть только с адвокатами - ни родственники, ни тем более журналисты допущены быть не могут.

С ПРОТАСЕВИЧЕМ БЫЛО ТАК ЖЕ?

По такой же статье, как и Можейко (130 - разжигание ненависти) обвиняется и “Террорист №1” в Белоруссии Роман Протасевич вместе с его девушкой Софьей Сапегой. Софья почти месяц просидела в камере-одиночке.

Но уже через месяц они были отпущены под домашний арест. Силовики поселили их в загородном доме под охраной. Более того, им разрешили пользоваться гаджетами и интернетом, они могут выезжать в город, ходить в магазины и рестораны, вести социальные сети.

Как рассказал адвокат россиянки, они оба признали вину, раскаялись и начали сотрудничать со следствием, поэтому их и перевели “в санаторий”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дело корреспондента «КП»-Беларусь» Геннадия Можейко: за что журналиста держат в СИЗО

Мы собрали всё, что известно о судьбе нашего коллеги из Белорусской Комсомолки, задержанного за статью (подробности)

«Комсомолка» готова внести любой залог за Можейко, чтобы его отпустили из СИЗО

Адвокаты подали ходатайство об изменении меры пресечения для нашего коллеги в Минске (подробности)

Кто такой Геннадий Можейко, задержанный журналист «КП»-Беларусь»

1 октября 2021 года корреспондент KP.BY был взят под стражу в Москве. Рассказываем, кто такой Геннадий Можейко (подробности)