Как выбрать велосипед по росту и весу

Наверное, для каждого ребенка в детстве велосипед был заветной мечтой. Но дети выросли и могут себе позволить купить двухколесного друга. Однако встает вопрос: как его правильно выбрать по росту и весу? В данной статье мы постараемся дать исчерпывающий ответ
Как выбрать велосипед по росту и весу
Как выбрать велосипед по росту и весу. Фото: shutterstock.com

Велосипед можно рассматривать не только как транспортное средство. Его универсальное предназначение проявляется в использовании для различных целей. А именно:

  • Туризм. Очень перспективное направление в этой сфере досуга. Например, за однодневный велосипедный тур можно проехать до 60 километров, посещая различные достопримечательности той или иной местности. В данном случае познавательный аспект экскурсии прекрасно сочетается с оздоровительным эффектом;
  • Прогулки. Как прекрасно неспешно прокатиться по осеннему парку, тем самым разнообразив романтические встречи тет-а-тет с перспективным для будущих отношений лицом противоположного пола. Или в веселой компании закадычных друзей устроить кросс наперегонки по ближайшему редколесью;
  • Разные виды спорта (шоссе, трек, кросс, горы). Это необязательно должен быть профессиональный уровень. Очень популярны любительские соревнования, где можно показать всю свою «прыть и удаль молодецкую». Настоящим мужчинам особенно нравятся труднопроходимые трассы с преодолением всевозможных препятствий в агрессивном стиле на время;
  • Фитнес. Поддержание формы тела и его функциональности за счет, например, тренировки сердечно-сосудистой системы или сохранения подвижности опорно-двигательного аппарата. Вообще, велосипед стимулирует развитие всего организма в целом;
  • Воспитание подрастающего поколения. Это прекрасное развивающее занятие для детей. Когда ребенок катается в парке или на специальной площадке, родители спокойны. Очень укрепляют семью и совместные прогулки на велосипедах. Самых маленьких можно посадить в специальные корзины на руле или багажнике;
  • Активный отдых. Велосипед может значительно разнообразить перечень средств релаксации. Когда надоел джоггинг (бег трусцой) или походы в тренажерный зал, размять мышцы на двухколесном аппарате будет только в радость;
  • Сбрасывание веса. Это прекрасный способ для похудения. К тому же очень эффективный. Сиди в седле, крути педали и стройней. Красота!
  • Хобби с единомышленниками. Люди с одинаковыми жизненными интересами часто собираются и отлично проводят время. Страсть к велосипеду способна объединить индивидуумов из разных социальных слоев общества, достатка и положения;
  • Средство от стресса и депрессии. Велосипед в полной мере обеспечивает активное движение организма. При этом эндокринная система при помощи гипофиза выделяет эндорфины (гормоны радости). Они способствуют повышению стрессоустойчивости. Как результат, улучшается настроение, исчезают симптомы тревожности, появляется интерес к жизни;
  • Экономия денег и времени на общественном транспорте. В условиях повышенной урбанизации крупных городов проблема пробок прекрасно решается при помощи велосипеда. К тому же, как это не парадоксально, значительно ускоряется «доставка» человека к месту его работы.

И еще много-много чего интересного можно придумать для использования велосипеда.

Какие велосипеды существуют и для чего они предназначены

При всем огромном разнообразии велосипедной сферы из нее можно выделить обширные группы, определяющие общие цели использования аппаратов и стили катания:

Рассмотрим подробнее в таблице:

СкладнойОни очень практичны тем, что в сложенном состоянии занимают мало места. Это очень удобно при хранении в городской малогабаритной квартире или при частой транспортировке;
Чоппер (круизер)Отличается мотоциклетным дизайном. Впервые выпустила фирма Schwinn в ХХ веке. Предназначается для комфортной неторопливой езды по асфальту;
МТБ-гибридНа раму от горного велосипеда с короткоходной вилкой поставили шоссейные колеса диаметром 70 мм и шириной 40 мм;
Шоссейный гибридВ отличие от классического шоссейника, этот тип снабжен прямым рулем. Ширина покрышек может варьироваться от 28 до 42 мм. Также у них на 400-600 % увеличена степень трансмиссии;
Туринг (туристический)Предназначен для туризма по дорогам с асфальтовым покрытием. Такая модель обязательно имеет вместительный багажник, прочную раму и светотехнику;
Фэтбайк (велосипед с очень широкими колесами)Отличается повышенной проходимостью из-за утолщенных покрышек (шириной до пяти дюймов). Легко преодолевает сложные участки местности (грязь, песок, снег);
Роудбайк (шоссейный)Создан для велогонок по шоссе. Он имеет руль-баран, узкие покрышки, облегченную раму;
Циклокроссер (шоссейный + горный)На нем гонки проводят по бездорожью. Отличается от шоссейного упрочненной рамой, измененной посадкой, покрышками с протекторами, дисковыми или кантилеверными тормозами;
BMX (триал)Эти бесседельные модели имеют легкие низкие рамы удлиненной конструкции. Руль у них более широкий и может вращаться на полном обороте. Они отлично держат баланс на заднем колесе;
ТрековыйПредназначен для проведения гонок на треке. Велосипед не имеет тормозов и трансмиссии. Педали напрямую связаны с колесом, поэтому отсутствует свободный ход. Руль типа баран расположен ниже седла;
ГрузовойЧасто имеет трехколесную конструкцию с вместительной багажной корзиной над задней осью, в которой перевозятся различные грузы;
ТандемОбладает сдвоенной рамой для одновременной езды двух человек. Передний управляет рулем и переключает скорости;
ЛигерадЭто лежачая модель велосипеда. Ездок помещает спину на лежак. Педали размещены впереди. Управление осуществляется специальными рукоятками.

Городские велосипеды

Общее назначение первой группы – создание максимального комфорта при использовании в городских условиях. Это касается не только степени мягкости седла, но и, например, удобства хранения или парковки, а также оптимальной езды по асфальту. К тому же каждый ситибайк, обладая современным дизайном, должен смотреться стильно. Всем этим условиям отвечает круизер, выделяющийся гармоничной геометрией обводов рамы. Он идеально подходит для использования в большом населенном пункте с твердым дорожным покрытием.

Шоссейные (гоночные) велосипеды

Эти модели сравнивают с автомобилями гоночного класса. Они предназначены для скоростной езды по шоссе. Характерными деталями этого велосипеда являются:

  • Короткая рама;
  • Жесткая вилка;
  • Руль-баран;
  • Узкие колеса (23-25 мм).

Сама конструкция специально разрабатывалась для обеспечения максимальной скорости передвижения. Руль-баран позволяет телу занимать низкую посадку с оптимальными аэродинамическими характеристиками. Колеса оснащены клинчерной резиной (у нее отсутствует камера). Самый бюджетный вариант весит не более 10 кг. Такой вид велосипеда подойдет любителям быстрой езды по ровным асфальтовым автомагистралям.

Горные (внедорожные, туристические) велосипеды

Эти велосипеды сконструированы для езды по гористой, сильно пересеченной местности. Усиленные по прочностным характеристикам рама и вилка, а также толстые гофрированные покрышки обеспечивают безопасное передвижение по бездорожью. Еще одна особенность – наличие нескольких скоростей, которые позволяют экономить силы при подъеме на возвышенность.

Для начинающих любителей езды по горам подойдет модель «хардтейл». У нее амортизация установлена только над передним колесом. Опытные велосипедисты-внедорожники предпочитают вариант с пружинящим устройством на обеих вилках, которые имеют большую прочность. Такие аппараты пройдут в самых сложных местах.

Для туристических маршрутов, проложенных по лесным тропинкам или по луговым дорожкам, больше подойдет «фэтбайк». Он отличается утолщенными колесами (шириной до пяти дюймов). Низкое давление в шинах позволяет хорошо преодолевать трудные для проезда поверхности: песчаные, гравийные, с рыхлым снегом или густой травой. Однако следует помнить, что это все равно потребует больших усилий. Поэтому к такой езде необходимо тщательно готовиться физически, набирая форму на более легких трассах.

Гибридные велосипеды

Это многоцелевые велосипеды универсального предназначения. Их можно использовать и в городских условиях, и в местности, где нет асфальта. Как правило, их конструкция подразумевает наличие ровного руля и прямого седла. Это обеспечивает нахождение спины седока в вертикальном (или чуть согнутом) положении. Вот еще некоторые особенности:

  • Рама весит немного (как у шоссейников), но она достаточно прочна (как у горных моделей);
  • Мягкий ход велосипеда обеспечивается за счет большого расстояния между кареткой и осью заднего колеса;
  • Имеется вилковый амортизатор.

Различаются гибриды по преобладанию тех или иных характерных признаков (горных или шоссейных прототипов). В связи с этим существует множество моделей этого класса, из которых каждый может выбрать себе оптимальный вариант.

Трюковые велосипеды

Их еще называют BMX-велосипеды. Первоначально они были спроектированы для подростков с целью обучения мотокроссу. Они отличаются простотой конструкции и предназначаются для экстремальной езды вне зависимости от внешних условий (городские улицы, пересеченная местность, специально оборудованные площадки). Еще одно применение – выполнение трюков с включением акробатических элементов. Позднее некоторые виды таких заездов были включены отдельными дисциплинами в Олимпийские игры (BMX Freestyle and Racing). Существует несколько разновидностей:

СтритМодели для езды по городским улицам в режиме экстрима. Он подразумевает выполнение трюков на перилах, ступеньках, парапетах и бордюрах. Их облегченная конструкция может не иметь седла и тормозов;
РэйсингПредназначены для гонок по специальным трассам на скорость. Особенность таких заездов – обилие крутых поворотов, всевозможных неровностей и так называемых «дропов» (прыжков с препятствий). У них имеется облегченная рама, большие протекторы и задний колесный тормоз;
ФристайлНа этих моделях выполняются трюковые элементы на ровных площадках. Также их используют для стритрайда (агрессивная городская езда). Часто велосипеды оборудуются пегами (трубками-подножками на осях колес);
ДиртЭто велосипеды для трасс, изобилующих насыпями, рытвинами и другими неровностями. Проезжая по ним, ездок подпрыгивает и в воздухе совершает разнообразные кульбиты;
ФлэтландНа них ездок выполняет акробатические трюки и даже «танцы», не касаясь ногами земли;
ВэртДля катания на этих моделях необходима специальная рампа. Это сооружение с двумя полукруглыми стенками. Велосипедист скользит между ними, проделывая в воздухе разные кульбиты.

Все описанные виды велосипедов подойдут молодым людям, жаждущим острых ощущений вполне доступными средствами.

Трековые велосипеды

Основные особенности – отсутствие переключателя скоростей и тормозов, так как на дистанциях в приоритете только быстрота движения. Также нет необходимости думать о безопасности от внешних угроз (в отличие от шоссе, гонки проходят в закрытых помещениях треков). На велосипеде присутствует одна глухая передача (нет трещотки). Это сделано для максимального облегчения конструкции и улучшения его аэродинамических качеств. Веломашина получается максимально простой и надежной, что нередко позволяет использовать ее даже на улице. Также привлекает любителей и несложное обслуживание узлов и механизмов данного средства передвижения.

Прочие виды

Особое внимание заслуживают грузовые велосипеды. Самой распространенной конструкцией среди жителей частных домов является трехколесная схема. Это делает агрегат более устойчивым и позволяет установить вместительную емкость для транспортировки грузов. Также часто встречаются модели с прицепной тележкой. Наиболее грузоподъемные экземпляры называются трайками. Они, как правило, оснащаются электрическим или бензиновым двигателем. Дополнительно впереди руля может быть помещена еще одна корзина меньшего размера.

Отдельную позицию в этом ряду занимают велорикши. Это средство для перевозки пассажиров. Их сиденья помещаются за водителем, но можно встретить варианты и с передним расположением. Для транспортировки более одного человека предназначены и тандемы. Это конструкции на две персоны, задняя из которых играет роль дополнительной силовой тяги, а передняя рулит и переключает скорости.

Что нужно знать об идеальном велосипеде 

Для примера рассмотрим городской велосипед, который будет использоваться почти ежедневно на расстояние 20-30 км;

Тип велосипедагибрид на жесткой вилке
Вес велосипеда, кг12,4
Материал рамыалюминий
Конструкциягидроформированные трубы
Колесас двойными ободами
Резинаширина 35-40 мм, с антипрокольным слоем
Протекторыс влагоотводящими бороздками
Тормозадисковые, гидравлические
Трансмиссияс задней кассетой, с большими передними звездами
Вилкажесткая (для асфальта)
Крепежи под багажник и крыльяесть
Седлоанатомической формы с мягкими вставками
Рулевое управлениелюбой удобной формы (например, плоский на 640 мм), с выносом с подъемом в 7º

Как устроен велосипед 

Любой современный велосипед состоит из нескольких основных узлов:

  • Рама;
  • Трансмиссия;
  • Система амортизации;
  • Колеса;
  • Тормоза;
  • Рулевое управление;
  • Седло.

Рама и вилка

В классическую велосипедную раму входят так называемые передний и задний треугольники, соединенные подседельной трубой. Внизу она упирается в кареточный стакан. Верхняя и нижняя стойки сходятся впереди в рулевом держателе, в который вставляется шток вилки вместе с устройством колонки. Она состоит из подшипников, чашек и упорных колец и обеспечивает вращение рулю.

Задний треугольник образуют верхние и нижние перья. На первых помещают крепления для ободного и дискового тормозов. На вторых – дропауты (специальные прорези для удобного монтажа колес). Там же устанавливается так называемый петух – элемент фиксации переключателя.

Самые распространенные материалы для рам:

  • Сталь. Обладают большой упругостью и хорошо ремонтируются, но много весят и подвержены коррозии. Область применения – бюджетные модели и туринги;
  • Углепластик. Карбон имеет легкий вес, но его трудно изготовить. Ставится на дорогие и премиальные велосипеды;
  • Алюминий. Самый распространенный материал в среднем ценовом сегменте. Он достаточно легкий, относительно дешевый и практически не разрушается от окисления.

Рулевой механизм

Он крепится к рулевой вилке при помощи выноса (специальная трубка, смонтированная под небольшим углом). Кроме функции управления, руль служит для сохранения равновесия и опоры. На его концах располагаются грипсы – специальные рукояти для обеспечения более удобного хвата. Рядом с ними устанавливают переключатели передач и органы управления тормозами. У более продвинутых моделей здесь также могут находиться другие «гаджеты»: велокомпьютер, зеркало или фонарь. По форме различают:

  • Руль прямой. Допускается небольшой изгиб для более удобного хвата. Применяется в горных и городских моделях;
  • Руль-баран (с нижним хватом). Он уже прямого и имеет изогнутую форму;
  • BMX-руль. Крепится к вилке при помощи очень высокого подъема, имеет перекладину (кроссбар);
  • Прогулочный руль. Похож на предыдущий, но без перекладины. Обеспечивает вертикальное положение тела;
  • Руль-бабочка. Он изогнут, как форма крыльев насекомого. Это дает много хватов.

Трансмиссия и педали

Трансмиссия через систему деталей обеспечивает передачу физических усилий от ног к задним (ведущим) колесам велосипеда. Она бывает:

  • Односкоростная (на трековых велосипедах);
  • Многоскоростная.

Во втором случае изменение скорости обеспечивается набором звездочек разного диаметра. Причем зубчатые колеса, установленные спереди (с педалями), называются системой, задний пакет – это кассета. Устройство переключателя перебрасывает цепь в нужное положение, ускоряя или замедляя движение велосипеда. На руле располагаются шифтеры, при помощи которых происходит натяжение тросиков, соединенных с рабочим органом трансмиссии.

Педали встречаются двух видов: контактные и платформенные. Первые оснащены специальными защелкивающимися устройствами. Они фиксируют шипы, которые надеваются на обувь велосипедиста. Такая сцепка позволяет не только давить вниз, но и тянуть вверх. При необходимости вторая модель оснащается специальными ремнями (туклипсами). Это тоже дает возможность ускорять механизм вращения колес на подъеме.

Тормозная система

Самой распространенной системой в настоящее время является ручная дисковая. Но на некоторых велосипедах устанавливают и ободные тормоза. Односкоростные байки нередко оснащаются барабаном, помещаемым внутрь задней втулки (устаревший тип). На трековых моделях снижение скорости происходит за счет уменьшения частоты вращения педалей.

Дисковая тормозная система состоит из:

  • Тормозной ручки;
  • Рубашки с тросиком (или гидролинии);
  • Ротора (тормозного диска);
  • Калипера;
  • Тормозных колодок.

В гидравлических системах сжатие колодок производится действием жидкости, в механических – натяжением тросика. В ободных тормозах колодки прижимаются к ободу, за счет чего происходит снижение скорости. Чтобы обеспечить надежность работы системы, на колесо устанавливают ободья со специальными дорожками по бокам. Разновидности:

  • V-brake (на детских и бюджетных велосипедах);
  • U-brake (клещевые или «крабы»);
  • Кантилеверные (в настоящее время почти не используют).

Седло

Оно состоит из трех частей: металлической рамы, пластмассовой основы и подкладки из вспененного материала. Если на велосипеде руль располагается высоко, то на седло устанавливают пружины. От их жесткости зависит комфортное педалирование и сохранность кожи на внутренних сторонах бедер (чем жестче, тем лучше).

Все седла подразделяются на:

  • Для комфортной езды. Их устанавливают на велосипеды с вертикальной посадкой;
  • Спортивные. Они более узкие и твердые, чем первые, и стоят на шоссейных байках;
  • Для горных велосипедов. Отличаются меньшими размерами, чтобы не препятствовать езде стоя;
  • Женские. В их конструкции учтены особенности строения женского тела: более короткие и широкие сиденья с обеих сторон;
  • Мужские. Сделаны с перфорацией и рельефными выпуклостями для стимуляции тока крови в паховой области.

Колеса и покрышки

Классическая схема строения велосипедного колеса содержит обод, который соединяется с втулкой при помощи спиц. На внутренний желоб надевают флиппер (ободную ленту). Потом устанавливают покрышку, внутри которой находится камера. Ее накачивают воздухом. Однако последняя может и отсутствовать.

Бескамерный вариант подразумевает наличие специальных колес. Их помечают надписями: Tubeless или Tubeless Ready. Они отличаются строением обода (имеются полки по краям) и спиц. В этом случае устанавливают липкий флиппер, чтобы загерметизировать отверстия. После установки ниппеля и покрышки вся система заливается герметиком.

Как выбрать велосипед по росту

Только правильно выбранный по размеру велосипед доставит максимально большое удовольствие от езды, которая длится очень долго (более одного часа). Эта характеристика даже важнее, чем состав комплектующей оснастки двухколесной машины. Чтобы не ошибиться с оптимальными величинами, нужно знать некоторые особенности:

  • Размер рам. Они изготавливаются под определенный рост человека. Обозначение величины наносится на поверхность и может выражаться в дюймах или латинскими буквами (по аналогии с одеждой). На дорожных велосипедах встречаются сантиметровые показатели. Они определяют длину подседельной части рамы;
  • Положение седла. Для примерки оно должно находиться в правильной позиции. Чтобы ее определить, необходимо сесть на велосипед и поставить пятку на педаль, находящуюся внизу. Если в таком положении нога в колене прямая, то высота расположения сиденья нормальная. Также следует обратить внимание на угол наклона тела к рулю – он должен быть комфортным;
  • Положение тела над рамой. Оно не должно висеть на трубах конструкции.
  • Размер колес. Установлено, что если рост человека не превышает 170 см, то ему лучше выбрать велосипед с колесами 27,5 дюйма. Для более рослых ездоков подойдет диаметр 29 дюймов. 
Рост, смРама шоссейного велосипеда, дюймРама городского велосипеда, дюйм
до 16014 (XS)16 (S)
160-17016 (S)17 (M)
170-18017 (M)19 (L)
180-19019 (L)21 (XL)
свыше 19021 (XL)23 (XXL)

Как выбрать велосипед по весу

Иллюзией является мнение, что человеку с большим весом нужен обязательно крупный велосипед. Ведь чем больше масса байка, тем труднее им управлять, а от этого снижается удовольствие от езды. Рекомендуем в первую очередь обратить внимание на раму. Предпочтительны горизонтальные и прямые – такое расположение снизит нагрузку при движении. 

Немаловажную роль при выборе велосипеда по весу играют колеса. Они должны быть достаточно широкими, с прочными ободами. Горный тип модели оптимально подойдет для тяжелых ездоков. Только следует выбирать вилки с амортизацией воздушно-масляного типа (не пружинные). 

Рулевое управление лучше брать из алюминия диаметром 31,8 мм. При этом вынос должен быть оснащен четырьмя крепежными болтами.

Как выбрать велосипед для женщины

Для женщин лучше выбирать велосипеды со скошенной или немного заниженной ближе к основанию седла верхней трубой рамы. На двухколесного друга с такой геометрией дамам залезать и слезать, а также кататься в длинных платьях значительно удобнее. Вес должен быть максимально малым, так как тяжелыми моделями труднее управлять при маневрировании.

Передний амортизатор необходимо настраивать на «мягкие» параметры. Это увеличивает комфорт при езде и компенсирует недостаток веса «наездницы», так как жесткая вилка не будет реагировать на неровности. Немаловажное значение имеет и дизайн транспортного средства, а методика его подбора по росту была дана выше.

Как выбрать велосипед для мужчины

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать следующее:

  • Анатомию тела конкретного мужчины;
  • Стиль его езды;
  • Местность наиболее частого передвижения.

Мужской велосипед должен отличаться усиленной конструкцией рамы, более широким рулем и жесткими амортизаторами (особенно для горных моделей). Остальные критерии выбора были даны выше.

Как выбрать велосипед для ребенка

Следует иметь в виду, что детские велосипеды бывают трех- и двухколесными. Первые подойдут для самых маленьких. Они удобны тем, что на них не нужно учиться сохранять равновесие при езде. В основном это определенная замена коляски, так как зачастую он оснащается рукояткой управления для родителей, спинкой сиденья и площадками для ног малыша. Есть модели-трансформеры, с которых по мере взросления детей все эти аксессуары можно снять.

Для выбора двухколесного детского велосипеда рекомендуем учитывать следующие факторы:

  • Размер. Здесь важно учитывать соотношение диаметра колес с ростом ребенка: 12ʺ – 84-98 см; 14ʺ – 95-108 см; 16ʺ – 109-125 см; 18ʺ – 110-130 см; 20ʺ – 116-135 см;
  • Конфигурация рамы. Различают классическую, спортивную и женскую. Для девочек предпочтительнее заниженный вариант;
  • Материал рамы. Это может быть сталь или алюминий. По прочностным характеристикам это не имеет особого значения, но сильно влияет на вес (конструкции из цветного металла на пару килограмм легче). Однако они дороже (на 20-50 %);
  • Комплектация. Предпочтительнее выбирать велосипед с полной защитой цепи, передним ручным тормозом, светоотражающими элементами, дополнительными задними колесиками, мягкой рулевой накладкой, металлическим багажником или плетеной корзинкой и так далее;
  • Посадка ребенка. От этого зависит здоровье его спины. Дети не должны тянуться к рулю или к педалям, чтобы их достать. Для установления правильной длины должна быть опция регулировки сиденья и руля по высоте.

Как выбрать велосипед для пожилого человека

С возрастом человек теряет былую гибкость. Его опорно-двигательный аппарат претерпевает изменения в сторону закостенения. Вместе с тем у пожилых людей может ухудшиться координация движений и степень внимания. В связи с этим при выборе велосипеда для стариков важно учитывать следующее:

  • Вес аппарата должен быть максимально небольшим. От этого зависит не только легкость его транспортировки из дома, но и простота управления при движении;
  • Должна присутствовать хорошая амортизация вилок. Мягкие рессоры максимально сглаживают негативное воздействие на спину от толчков;
  • Рама не может быть высокой. Оптимальный вариант – так называемая женская модель без верхней трубы. Низкая посадка максимально облегчит пожилому человеку посадку и высадку. Также это более безопасная конструкция в плане падения с велосипеда;
  • Соотношение уровней посадки седла и руля должно обеспечивать велосипедисту вертикальное положение его тела. Это, в свою очередь, способствует равномерному распределению нагрузки на все позвоночные диски и препятствует защемлению нервов;
  • Мягкое седло обеспечит надлежащий комфорт пожилому человеку вне зависимости от пола.

Основные ошибки при выборе велосипеда

Покупатели совершают несколько типовых ошибок:

  • Не соответствие типа и его практического применения. Например, горный велосипед в силу его универсальности очень часто покупается для езды исключительно в городских условиях. Но спортивная посадка будет не самой удобной при неспешных прогулках по парку. Это также касается зубастых покрышек и формы седла. И наоборот, нередко для поездок на дачу приобретается транспортное средство с узкими колесами и с жесткой вилкой;
  • Неподходящий размер велосипеда. Неудобный байк портит все удовольствие от поездок. Для того чтобы избежать этого, нужно перед покупкой установить, рама какого размера соответствует росту ездока;
  • Выбор велосипеда исключительно в зависимости от размера седла. Часто многим кажется, что его ширина создаст максимальный комфорт при движении. Но многое зависит и от посадки. Например, на круизере такая величина сиденья оправдывает себя, так как тело находится в вертикальном положении. Но это будет совсем не так, если на горную модель поставить большое седалище;
  • Выбор по заднему переключателю передач. Это когда качество велосипеда в целом определяется по уровню вышеуказанной системы. Некоторые производители, зная это обстоятельство, могут поставить другие узлы и механизмы более дешевого варианта. Поэтому оценку следует производить по всем компонентам;
  • Покупка самого бюджетного в своей категории велосипеда. Такие экземпляры всегда самые тяжелые, их комплектующие самые ненадежные и быстро выходят из строя. Для экономии денежных средств, но получении более или менее качественного товара следует брать экземпляр немного дороже;
  • Выбор в зависимости от ширины колес. Их прочность не зависит от этого параметра. Надежность определяют крепкий обод и правильное натяжение спиц.

Отзыв эксперта о выборе велосипеда

Советами по выбору велосипедов делятся Алексей Спирин, организатор международной велосипедной выставки «Велокульт», «Плесского веломарафона», Всероссийского конкурса веломехаников, и Юрий Селивохин, велоэксперт, руководитель отдела продаж «Мосгорбайк»:

Алексей Спирин:

«Выбор велосипеда нужно начать с определения того, где вы будете на нем кататься. От этого будет зависеть, какой тип велосипеда вам нужно рассматривать. Например, если вы планируете ездить по городу (в парках) по асфальтированным и плотным грунтовым дорожкам, то следует выбирать ситибайк. Он вам позволит ездить в более прямой и расслабленной посадке. В большинстве случаев велосипеды для городского катания комплектуются полноразмерными крыльями, чтобы не испачкать повседневную одежду, щитком цепи и широким сиденьем.

Если вы планируете кататься более активно, и на вашем пути точно попадутся тропинки с корнями, то следует обратить внимание на более универсальный вид велосипеда – кросс-кантри. Эти модели созданы специально для езды по пересеченной местности. У них более широкие покрышки и руль, большой диапазон переключения передач и узкое седло. Посадка более спортивная, с наклоном вперед. Используют в основном два размера колеса – 27,5 и 29 дюймов в диаметре.

Если вы любите ездить быстро по асфальту, но хотите, чтобы велосипед не терял в универсальности, так как знаете, что будете кататься еще и по грунтовым дорожкам, то вам подойдет гревел. У него руль-баран, как и у шоссейного, колеса диаметром 28«, спортивная посадка. Но ширина покрышек остается достаточной, чтобы на лесных тропинках чувствовать себя комфортно.

Шоссейный велосипед – это болид «Формулы 1» среди велосипедов. Его можно использовать в повседневности, но это инструмент для соревнований, тренировок и достижения лучших результатов.

Вторым важным шагом в выборе велосипеда является определение бюджета. Средняя цена велосипеда с надежными комплектующими варьируется от 35 000 до 45 000 руб. Можно использовать интересную формулу определения бюджета для себя: велосипед не должен стоить дешевле, чем смартфон. Если вы считаете, что это дорого, то стоит задуматься, а действительно ли вам нужна эта покупка? Возможно, его проще взять в прокат на разовые поездки».

Юрий Селивохин:

«Выбирать по типу следует исходя из предполагаемого характера катания: в городе,  горах, в прогулочном режиме или активно. Для города нужны максимально легкие и простые машины с жесткой рамой и вилкой, и 1-8 (и более) скоростями, а для гор – двухподвесы на воздушных амортизаторах с большим количеством и диапазоном скоростей. 

Современный рынок предлагает любую разновидность или гибрид этих двух глобальных категорий, а самый популярный на сегодня – гревел – велосипед для длительных поездок по грунтовым дорогам с покрышками средней ширины (30-40мм) и рулем бараном.

Подростковые и детские велосипеды производятся условно на вес до 80 кг, взрослые – на вес до 120 кг. При большей тяжести будут быстрее изнашиваться покрышки и подшипники. Крупным людям рекомендую выбирать устойчивые модели с достаточно широкими колесами.

Каждая модель велосипеда имеет от двух до шести ростовок рамы (длины ее верхней трубы). Человек должен иметь возможность стоять над рамой ногами на земле (для экстренного торможения и спрыгивания). Трубка должна быть примерно на 2-5 см ниже промежности. С детьми чуть сложнее. Чтобы ребенок научился кататься, нужен велосипед четко по размеру. Брать велосипед на вырост – плохая идея».

Популярные вопросы и ответы

На популярные вопросы читателей о выборе велосипедов отвечают Алексей Спирин, организатор международной велосипедной выставки «Велокульт», «Плесского веломарафона», Всероссийского конкурса веломехаников, и Юрий Селивохин, велоэксперт, руководитель отдела продаж «Мосгорбайк». 

Имеет ли смысл покупать внедорожный велосипед для города, если нужна дополнительная прочность?

Алексей Спирин:

«Внедорожный велосипед (он же маунтинбайк, МТБ) необязательно прочнее городского. В первую очередь важна функциональность, если в рамках города вам нужен его функционал, то можно рассматривать эту покупку. Только ради дополнительной прочности в ущерб функциональности смысла покупать горную модель нет».

Юрий Селивохин:

«Нет. Внедорожники, как правило, характеризует амортизация, которая гасит вибрации и сохраняет сцепление. Рынок позиционирует велосипеды на пружинной вилке как более прочные и универсальные. На самом деле она для города не нужна. Нужен жесткий вариант (в идеале карбоновая рама, но может быть стальная или алюминиевая), который весит меньше и обеспечивает лучший накат». 

Какой велосипед подходит для езды зимой?

Алексей Спирин:

«Зимой можно ездить практически на любом велосипеде без дополнительной его подготовки. Главное учитывать, что сцепление с дорогой на снегу значительно ниже, чем с асфальтом. Чтобы увеличить этот показатель, используя штатные покрышки, нужно снизить в них давление, так пятно контакта станет масштабнее и будет больше уверенности в управлении. Если этого вам недостаточно, то нужно установить шипованные покрышки, которые весьма не бюджетные».

Юрий Селивохин:

«Подходит любой велосипед на соответствующий резине (нужно переобувать под зиму, как машину)».

Кому подходят велосипеды без переключения скоростей?

Алексей Спирин:

«Велосипеды без переключения скоростей подойдут для прогулочного катания без резкого изменения рельефа».

Юрий Селивохин:

«Такие велосипеды подходят людям в хорошей физической форме и тем, кто хочет получить от велосипеда ощущение чистого механизма, требующего больших усилий».

Что такое «руль-баран» и на какие велосипеды его ставят?

Алексей Спирин:

«Руль-баран – это руль с формой, напоминающей бараньи рога. Он используется на шоссейных велосипедах, трековых и гревел байках. Установка такого руля обусловлена особенностью этих видов спорта. Во время гонки есть необходимость менять посадку с обычной на аэродинамическую, взявшись за нижнюю часть руля». 

Юрий Селивохин:

«Это руль с ручками, загнутыми вниз на велосипедиста, дающими дополнительный хват и аэродинамическую позицию. Аэродинамика – довольно важный фактор. Сопротивление даже статичного воздуха – существенный фактор, а чем сильнее становится ветер, тем важнее для велосипедиста руль с аэродинамическим хватом».

Что такое «каргобайк»?

Алексей Спирин:

«Это грузовой велосипед с различными вариациями конструкции площадки для груза».

Юрий Селивохин:

«Это грузовой велосипед. Каргобайки бывают разных видов: с кузовом спереди или сзади, с более длинной рамой и багажниками, прикрученными на раму. Любой велосипед, который может вести что-то похожее на груз, – это каргобайк».