Особенности, этапы и стоимость перевозки сборных грузов

В нестабильных экономических условиях импорт товаров падает — даже из Китая, с которым традиционно идет активная торговля. Не у всех компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, сегодня есть необходимость в заказе товаров большими партиями. В результате возникает потребность поставки небольших партий из-за рубежа в составе так называемых сборных грузов.

Сборный груз: что это?

С точки зрения оптимизации расходов грузоперевозки эффективнее осуществлять крупными партиями — так называемыми генеральными грузами. Такой подход позволяет грузовладельцу существенно сократить транспортные издержки и упростить процесс отслеживания груза. В случаях, когда размер партии небольшой и ее отправка в рамках генерального груза нецелесообразна, отдельные транспортные компании предлагают разным клиентам объединить товары в сборные грузы. Процесс сортировки осуществляется на специальных консолидационных складах.

Отправить товар в составе сборного груза может быть выгодно самым разным категориям клиентов. Основную их массу составляют начинающие ритейловые компании: для анализа спроса на те или иные группы товаров достаточно небольших партий продукции. Среднему бизнесу отправки сборных грузов позволяют оптимизировать оборотные средства. Крупные компании часто отправляют таким образом образцы продукции, а также осваивают новые направления сбыта.

Нужно понимать, что сборный груз не может содержать несовместимых товаров. Не допускается совместная отправка скоропортящихся продуктов и товаров длительного срока хранения, металлических и хрупких товаров, одежды и жидкостей и т.д.

Также стоит иметь в виду, что таможенная очистка и оформление сопроводительных документов на сборные грузы — сложные процедуры, которые под силу организовать только опытным квалифицированным специалистам. Именно поэтому не каждая таможенно-экспедиционная компания предоставляет этот вид услуг.

При выборе поставщика услуг для транспортировки сборных грузов важными факторами являются стоимость услуг логистических компаний, периодичность отправки сборных грузов по конкретному направлению, а также степень осведомленности о местоположении груза в пути. Имеет значение и надежность транспортно-логистической компании, которая определяется целым комплексом факторов, включая удовлетворение индивидуальных запросов клиента. Понять, насколько вам подходит перевозчик, можно только на основе собственного опыта работы с ним в течение некоторого времени. Но в любом случае перевозчик должен быть готов оперативно и с минимумом затрат обеспечить каждый этап доставки сборного груза.

Этапы перевозки сборных грузов

В целом процессы перевозки сборных и генеральных грузов сходны, различия имеют место только на начальных и завершающих этапах:

  1. Получение заказов для формирования партии сборного груза. Быстрый прием заявок от большого потока заказчиков ускорит отправку.
  2. Консолидация грузов на складе. Потребность в такой услуге у грузовладельцев возникает достаточно часто, поскольку фабрика-производитель (продавец товара) не всегда готова брать на себя связанные с транспортировкой дополнительные расходы. Особенно если такие расходы не были изначально включены в стоимость товара.
  3. Складская обработка товаров (упаковка, переупаковка). Грамотно выстроенные складские процессы с применением современного программного обеспечения, систем маркировки, упаковки и сканирования грузов не позволят несовместимым товарам оказаться в составе одной партии отправки.
  4. Формирование партий сборных грузов по направлениям доставки.
  5. Построение маршрута доставки.
  6. Подготовка и оформление необходимой сопроводительной документации.
  7. Таможенное оформление.
  8. Доставка груза на склад временного хранения (СВХ) или склад грузополучателя. Грузовладельцу необходимо заранее определиться со схемой доставки: будут ли грузы выгружены на СВХ либо после прохождения таможенных процедур будет вывозиться на адрес конечного покупателя. Некоторые грузовладельцы предпочитают после выгрузки товара на склады временного хранения (СВХ) самостоятельно забирать груз с терминала.

Отметим, что в обязательный комплекс услуг транспортно-логистических компаний по доставке сборных грузов входят страхование и содействие в таможенном оформлении.

Особенности и правила перевозки сборных грузов

Как мы уже отмечали, доставка может осуществляться по нескольким схемам: от склада до двери, от двери до двери, от склада до склада. Как правило, большинство грузовладельцев выбирает вариант доставки от двери до двери (под ключ): клиент называет адрес, откуда требуется забрать груз, и адрес, куда его необходимо доставить. Заказчиком услуг может выступать отправитель, получатель или третья сторона. То же касается оплаты услуг.

Довольно часто при расчете стоимости перевозки транспортные компании используют понятие объемного веса (1 куб. м = 166 кг). На негабаритные грузы устанавливаются специальные тарифы. Следует отметить, что если перевозка сборного груза осуществляется не под ключ, то грузовладельцу необходимо заранее оговорить все дополнительные услуги (упаковку, погрузочно-разгрузочные работы и т. д.), в противном случае по прибытии груза к месту назначения может быть выставлен значительно больший счет, чем предполагалось заказчиком изначально.

Ответственность заказчика:

  • Соответствие упаковки содержимому. Упаковка должна быть сухой, чистой, исключать свободный доступ к содержимому груза и обеспечивать его целостность при транспортировке.
  • Для прохождения таможни — предоставление копий сертификатов на товары, подлежащие обязательной сертификации.
  • Корректность информации о грузе, предоставление дополнительных документов и информации в случае необходимости.
  • Обеспечение надлежащей упаковки грузов своими силами или силами исполнителя за отдельную плату.

Ответственность транспортно-логистической компании:

  • Своевременное выставление оригиналов счетов, предоставление счетов-фактур и актов выполненных работ.
  • Возмещение убытков в случае утери или порчи груза, произошедших по его вине, в размере, не превышающем объявленную ценность груза.
  • Уведомление заказчика о невозможности доставки груза в установленный договором срок и хранении груза на складе.
  • Извещение заказчика об изменении тарифов.

Нормативы в отношении сборных грузов применяются те же, что и для любых других, например:

  • Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
  • Отраслевые правила морских, автомобильных, железнодорожных, авиационных контейнерных перевозок.
  • Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП). Customs Convention on the International Transport of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention). Женева, 14 ноября 1975 г.

Также транспортная компания может выдвигать дополнительные требования к грузам, например, ограничения по характеру груза, его весу или размеру (в соответствии с особенностями своей работы). Обычно весь список требований публикуется на сайте компании.

По территории России сборные грузы перевозят преимущественно наземным транспортом — автомобильным и железнодорожным. Международные перевозки сборных грузов часто осуществляют по морю и воздуху, также они могут быть и смешанными (мультимодальными). Перевозки с использованием нескольких видов транспорта сложнее в планировании и согласовании маршрута, однако являются более выгодными по соотношению цены и сроков.

Таможенное оформление сборных грузов

Особое значение для сборных грузов имеют вопросы таможенного декларирования. Как известно, международные грузоперевозки сопровождаются обязательными таможенными процедурами и уплатой таможенных платежей в соответствии с заявленным кодом ТН ВЭД. Определение таможенных кодов может представлять сложность даже для единичных грузов. В случае сборного груза декларации оформляются отдельно для каждого грузополучателя. Определение кодов и заполнение необходимых документов обычно берут на себя транспортно-логистические компании (в случае заключения контракта на услуги под ключ) и таможенные представители (брокеры). В таких случаях таможенные процедуры проводятся максимально быстро.

Кстати!
Самая распространенная проблема при прохождении любой таможни — неточность описания груза. Общее описание таможня не принимает. Например, при перевозке запчастей во всех документах приводится полный список их точных наименований. В противном случае возможен не только отказ в выпуске, но и возбуждение дела об административном правонарушении с наложением штрафа. Подобные нюансы хорошо известны компаниям, предоставляющим услуги по таможенному сопровождению, без помощи которых грузовладельцу довольно сложно обойтись при прохождении таможенных процедур.

Прохождение таможенного контроля с момента подачи декларации на товары занимает не более суток. Иногда могут быть назначены дополнительные таможенные проверки. В этом случае срок может увеличиться.

Этапы таможенного оформления сборных грузов те же, что и генеральных. Для начала необходимо зарегистрировать груз в органах региональной таможни, оформить декларации таможенной стоимости (ДТС), декларации на товары (ДТ) и прочую сопутствующую документацию. После проверки специалистами таможни правильности оформления всех предоставленных документов производится уплата таможенных пошлин и сборов, после чего происходит выпуск товаров в свободное обращение на территории России. Стоимость таможенного оформления сборных грузов рассчитывается исходя из тех же параметров, что и в случае с генеральными грузами.

Стоимость услуг транспортной компании

Во сколько обойдется доставка, будет зависеть не только от объема и состава груза, но и от расстояния, выбранного маршрута и транспорта. Так, сборные грузы с отправкой из Китая могут быть доставлены в Россию наземным, морским или воздушным транспортом и оформляться в разных городах в зависимости от пункта назначения — например, в Хабаровске, Владивостоке, Санкт-Петербурге. Например, в Северо-Западный федеральный округ большинство грузов из Китая приходит по морю. Несмотря на то, что это самый длительный вариант доставки (морем грузы идут 38–42 дня, железной дорогой — 15–20 дней, самолетом — 5–7 дней), большим плюсом морской доставки является ее относительно невысокая стоимость. На сайтах транспортных компаний часто есть онлайн-калькуляторы для расчета примерной стоимости доставки. Однако при таком расчете следует учитывать, что сумма итогового счета может существенно отличаться от первоначальных цифр. Для получения точных цифр грузовладельцу необходимо обязательно произвести более точный расчет с помощью специалиста транспортно-логистической компании.