Премия Рунета-2020
Иркутск
+14°
Boom metrics
Новости22 марта 2011 10:29

Корни Валентины Толкуновой – с Байкала

В маленьком поселке на берегу озера бережно хранят фото ее предков

Сегодня во всей России вспоминают Валентину Толкунову, которая ушла из жизни год назад. Вспоминают ее и на Байкале – родине ее предков.Прадед Валентины Толкуновой, Никанор Стрижак, попал на берега Байкала по этапу, еще до революции. Жена приехала за ним в маленький портовый поселочек Танхой из Минска, привезла с собой троих детей.

-Сам Никанор Иванович, его жена и их сын Афанасий, мой отец, работали на Байкальской железнодорожной переправе, - воспоминания Зинаиды Кочетовой, тети певицы Валентины Толкуновой, записал мэр Танхоя Михаил Митюков. – -Дочь деда Никанора Анисья –бабушка Валентины Толкуновой. Её муж, Николай Васильевич Смирнов, дед Вали, жил и работал в Танхое, затем в Чите на руководящей работе на ж/д транспорте. В конце 30-х годов он был репрессирован и освободился только после смерти Сталина. Их дочь, Евгения Николаевна, мама Валентины Толкуновой, родилась в Танхое в 1925 г. В конце войны, после окончания школы, Евгения работала в Танхое на станции связи Москва-Хабаровск.

-Во время войны (а также до неё и после) в Танхое часто стояли разные воинские части, одни недолго, другие более продолжительное время, - вспоминает Зинаида Кочетова. -Солдат обычно селили в казармы или бараки, а офицеров расселяли по домам и квартирам. В дом, где жила Евгения Смирнова, такжепоселили группу военных. Так она и познакомилась с будущим мужем, Василием Толкуновым,

Свадьбу они сыграли в Танхое 26 мая 1945 года, сразу после Победы. А в конце 1945 г. часть, в которой служил Толкунов, перевели в Москву. Василий Толкунов отвёз беременную жену к родителям, в Армавир, где у 12 июля 1946 года и родилась дочь Валентина. Вскоре Евгения Николаевна переехала к мужу в Москву, где он продолжал служить. Там у них родился сын Сергей.

Бабушка Валентины Толкуновой Анисия Никаноровна жила и работала в Танхое до пенсии и, несмотря на все уговоры, почти до самой смерти отсюда уезжать не хотела. И только на склоне жизни согласилась переехать в Иркутск, а потом в Москву.