kp.ru

Легкий обман

Как владельцу банковской карты не стать жертвой телефонных мошенников

Никто не станет спорить с тем, что мобильные телефоны и тем более смартфоны облегчают жизнь людям всех поколений. Быть на связи с родными и близкими, читать и обсуждать новости, делиться рецептами и удачными фото со всем миром, искать и находить занятия по интересам – эти возможности бесценны в любом возрасте. А социальная активность, как известно, продлевает годы не хуже, чем искристый смех

Но «высокие технологии», как и любые другие, – это палка о двух концах. Криминальный мир тоже знает, как при помощи современных телекоммуникаций и проверенных приёмов выудить деньги у излишне доверчивых людей

День у пенсионерки Ольги Петровны, прямо скажем, не задался. Нет, сначала всё было хорошо: мелодично тренькнул смартфон, оповещая о приходе пенсии на банковскую карту. А через некоторое время звук оповещения повторился и на экране высветилось СМС: «9ОО: С Вашей карты осуществлён перевод на 65ОО рублей. Для отмены позвоните на номер 8902-550-ХХХХ»

Запаниковав, Ольга Петровна даже не заметила, что в СМС почти все нули заменены буквой «О», а потому «номер отправителя» только внешне напоминает телефон ее банка. Она бросилась набирать номер из сообщения

Мужской голос на том конце трубки был сама любезность. Извинившись перед «уважаемым клиентом» за беспокойство, вежливый молодой человек, представившийся сотрудником банка, попросил пенсионерку назвать имя, фамилию и дату рождения, а затем — продиктовать ему последние четыре цифры её банковской карты «для проверки». Потом задал ещё пару уточняющих вопросов и сказал: " Всё верно, по Вашей карте была попытка мошеннической операции. Карту мы на всякий случай заблокировали. Но Вы не беспокойтесь, через 30 дней она разблокируется автоматически. Или мы можем прямо сейчас снять блокировку по телефону "

Ольга Петровна согласилась, что лучше не тянуть с разблокировкой. Молодой человек сообщил, что для оформления экспресс-заявления понадобится полный номер банковской карты и срок её действия. Получив всю эту информацию, он пощёлкал какими-то клавишами и произнёс:

"Ну вот, осталась простая формальность. Чтобы подтвердить, что эта карта сейчас действительно у вас на руках, продиктуйте, пожалуйста, три цифры с её оборотной стороны"

Ничего не заподозрив, Ольга Петровна назвала их, и собеседник клятвенно заверил, что теперь карта не блокирована и ей можно платить. Увы, в правоте его слов наша героиня убедилась уже через несколько минут, когда ей стали приходить уведомления об оплате покупок в непонятном интернет-магазине

Ольга Петровна побежала в банк. И только там узнала, что стала жертвой «телефонного фишинга» — популярного в наши дни мошенничества, нацеленного на выуживание у банковских клиентов конфиденциальной информации по их платёжным картам

Способы действий таких жуликов бывают разными. Например:

1 Они могут присылать СМС-сообщения о блокировке карты
2 СМС-сообщения о поступлении выигрыша на её счёт, для получения которого нужна «идентификация клиента»
3 Могут прикрываться именем Центрального банка РФ и любыми другими знакомыми россиянам названиями
Их цель одна: вынудить жертву позвонить по указанному в СМС телефону, а затем, уболтав её, узнать реквизиты карты — полный 16-значный номер, срок действия и трёхзначный СVV-код. Последний необходим, в частности, для оплаты покупок через интернет. Получив эти данные, мошенники тотчас опустошают банковский счёт жертвы
Бывают и более изощрённые случаи, когда в ходе разговора злоумышленникам удаётся увести у доверчивого клиента конфиденциальные сведения для входа в онлайн-банк, а затем перевести мобильное приложение либо личный кабинет на свой телефонный номер. В этом случае они получают доступ ко всем счетам и вкладам жертвы

Как же не угодить в лапы мошенникам?

Прежде всего, нужно помнить, что:
1 Банк не предлагает отменить перевод по телефону, хотя может запросить его подтверждение
2 В настоящем сообщении банка указываются последние четыре цифры номера карты, а иногда ещё и её тип (Мир, Visa или Mastercard)
3 Банковские работники никогда не просят сообщить ни пароль, ни CVV-код, ни логин и не требуют совершать активные действия, такие как поход к банкомату или ввод кода

Желательно знать номера, с которых ваш банк отправляет СМС. Например, у Сбербанка это 900 и 9000 (для СМС-опросов о качестве обслуживания и актуализации данных). Также клиентам важно помнить телефоны контакт-центра банка. К слову, для Сбербанка это короткий номер 900 (для звонков с мобильных телефонов), а также общероссийский номер 8 800 555-55-50 и международный +7 495 500-55-50. Телефон вашего банка обычно указан на обороте банковской карты

И самое главное: при любых сомнениях, подозрениях или беспокойстве, при малейшей попытке собеседника узнать пароли или коды немедленно завершите разговор. А затем перезвоните по правильному контактному номеру банка, проверив его на банковском сайте или на обороте своей карты
Другие рекомендации по защите от различных видов мошенничества можно найти здесь
Домашнее задание
Найдите на обороте вашей банковской карты 10-значный номер контактного центра банка и внесите его в адресную книгу на своём смартфоне или мобильном телефоне. Посмотрите на визуальные различия между цифрой «0» и буквой «О» при отображении СМС на экране вашего устройства и постарайтесь их запомнить

Фи́шинг (от англ. fishing «рыбная ловля, выуживание») — вид телефонного или интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным жертвы: логинам, паролям, номерам банковских счетов или платёжных карт.Подробнее о банковских картах Сбербанка, интернет-банке «Сбербанк Онлайн» и иных онлайн-сервисах Сбербанка, условиях их использования, стоимости и комиссиях, имеющихся ограничениях уточняйте на сайте, по телефону 8 800 555 55 50 или в отделениях Сбербанка. Сайт sberbankaktivno.ru (18+). ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.

Интересные и полезные сведения о том, как лучше распорядиться своими деньгами и эффективнее использовать предлагаемые банками услуги, вы можете почерпнуть на сайте Активный возраст, который специально создан для современных людей, перешагнувших 50-летний рубеж.